Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рассматривая ситуацию социальной сферы нашего государства, и несмотря на направленное развитие, в части качественного обеспечения жизнедеятельности граждан, защиты их в условиях возможных проявлений опасности и вреда здоровью, с отсутствием материальной стабильности число населения, которому требуется в социальная поддержка в Российской Федерации растет.
Любое государство, в период развития общества стремится к стабильному обеспечению своего функционирования и всестороннего взаимодействия законодательства, в первую очередь для своих граждан, основу которым определяет непосредственно и социальное обеспечение.
Конституция РФ, в своем главном направлении, определяет наше государство социальным, что формирует в первую очередь интересы и социальное обеспечение граждан и стремится к улучшению качества жизни своих граждан, что в первую очередь характеризует определенно повышенный уровень государства в своем развитии. В соответствии с обеспечением качественного уровня жизни граждан, наше государство направило развитие социального обеспечения, в качестве защитной функции государства, определенные гарантии своим гражданам по социальному обеспечению.
Каждому человеку необходим такой уровень жизни, при котором он бы мог реализовать все своим потребности, но происходит так, что в следствии некоторых обстоятельств жизни, утраты здоровья, материальной стабильности, здоровья или наступления старости, гражданин своего государства имеет право получать поддержку от своего государства.
Глава 1.Общая характеристика защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
1.1 Общая характеристика социальных прав человека и гражданина в РФ
Социальные права направлены на поддержание достойной жизни конкретного человека, оказавшегося в нетипично жизненной ситуации (определенных условиях, затрудняющих обеспечение определенного уровня жизни им лично). Система социальных прав, гарантированных Российской Федерацией на территории страны закреплена в Конституции Российской Федерации. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, направленной «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Перечень социальных прав можно рассмотреть в схеме.
Социальное государство в современном понимании должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. В статье 7 Конституции РФ определены социальные права, которыми обязана Российская Федерация обеспечить своих граждан: право на труд и здоровье людей; право на получение минимального размера оплаты труда; право на поддержку института семьи, отцовства, материнства и детства; право на поддержку инвалидов и пожилых людей.
Социальные права граждан затрагивают большую часть трудовых отношений, связанных с защитой наемных работников, вопросы безопасности труда, отдыха и воспроизводства способностей к труду, условий среды обитания людей, их здоровья и социального обеспечения.
Право на защиту от безработицы. Это право означает и то, что в случае безработицы государство обязано помочь гражданину, поддержать его — получить работу или переквалифицироваться на специальность, которая в этот момент нужна обществу. К основным направлениям государственной политики в области занятости относится:
• обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, в реализации прав на труд и свободный выбор занятости;
• поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, содействие развитию их способностей к профессиональному и творческому труду;
• соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
• обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудность в поиске работы, координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
• поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы и некоторые другие.
1.2 Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению. Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др. В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.
Спор также может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено. Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов: назначения пенсий, расчет стажа, определение суммы и выплата пенсий, перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой, расчет сумм удержаний из пенсий, приостановка и прекращение выплат пенсий и др.
Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями. В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).
Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др. Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате. Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др. Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.
Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др. В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению. Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.
Глава 2.Судебная защита социальных прав и свобод человека и гражданина
2.1 Порядок защиты социальных прав человека и гражданина в суде РФ
Статья 46 Конституции РФ провозглашает: Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».
Статья 47 Конституции РФ провозглашает: Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом».
Схема 2. Перечень Конституционных определений в отношении защиты прав человека
Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.
Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов - судов.
Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.
Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.
Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.
Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).
На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
2.2 Судебная защита социальных прав и свобод человека и гражданина: внутригосударственный и международный механизмы
Наиболее продуктивным внутригосударственным средством защиты нарушенных прав граждан является их судебная защита. Общий рост числа обращений в суд для защиты социальных прав растет, и судебная система испытывает ряд затруднений ввиду того, что большое разнообразие законодательных и нормативных правовых актов, которые призваны регулировать и приводить в единую систему все основания, виды, формы, размер и порядок предоставления социальных льгот, находятся вне единой системы. Осложняет данный вопрос тот факт, что источники выплат не отражаются в действующем законодательстве; многие акты в сфере защиты социальных прав — противоречивы по своей сути. Видится целесообразным и необходимым объединение и систематизация правовых актов в социальной сфере в унифицированный правовой документ — «Социальный кодекс». В данной работе аргументируется, почему не следует объединять в единый конгломерат социальные и экономические права и ошибочно ставить знак равенства между социальными правами и правом на социальное обеспечение. Исследование отечественного законодательства в сфере здравоохранения показывает его соответствие всем положениям Конвенции МОТ № 102 и даже по ряду вопросов (в частности, обеспечения по факту болезни) предоставляет более высокий уровень защиты.
Социальные права (далее — СП) в советской доктрине описывались учеными, как права, обладающие совершенно другой юридической природой, чем политические или гражданские. Это объяснялось тем фактом, что для их успешной реализации государство должно было принимать активные экономические меры. Отсюда вытекало следствие — именно материальные возможности государства обуславливают возможность обеспечения СП различных групп населения. Однако, по нашему мнению, необходима ликвидация устаревших представлений о сущности социальной помощи, которая в теории и на практике ранее отождествлялась с некоей благотворительностью.
В современном мире, СП — это полноценная правовая область, а их наличие — атрибутивное и обязательное качество Российской Федерации, которая должна выполнять определенные юридические обязанности перед своим населением. Наиболее продуктивным внутригосударственным средством защиты нарушенных прав граждан является их судебная защита, которая реализуется в Российской Федерации с помощью судопроизводства. Общий рост числа обращений в суд за защитой таких СП граждан, как трудовые, жилищные права, а также право на получение социальных пособий и пенсий, в процессе судебной практики, вызывают ряд затруднений правового и сугубо социального характера, поэтому назрела необходимость построения новой и эффективной системы зашиты СП.
Актуальность заключается в выработке теоретических положений, направленных на совершенствование конституционно-правового регулирования социальных прав и практических рекомендаций, призванных облегчить роль судебной системы в защите таких прав. Эффективная, действенная система регулирования сферы СП — это не просто совокупность юридических норм, а еще и стандарт, цель, к которой необходимо стремиться государству. В части 1 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года закреплено, что СП должны быть обеспечены постепенно, планомерно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов».
Заключение
Подводя итоги исследуемой темы курсовой работы, следует определить, что право на социальное обеспечение, а равно защиту данных прав граждан формирует Конституция Российской Федерации.
Социальное обеспечение, является одним из способов осуществления поддержки граждан, в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности, обусловленная предоставлением определенных перечней услуг, гарантированных государством.