Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Туристическая отрасль на сегодняшний день не является самой продвинутой в плане проведения маркетинговых исследований. Даже в части получения статистических данных относительно въездных и выездных потоков постоянно приходится сталкиваться с немалыми трудностями. Но и появление большего числа изданий с публикациями исследований в области рынка туристических услуг все же принципиально не может изменить ситуацию и не решает проблему информационного голода в туристическом бизнесе.
В настоящее время многие организации, работающие в сфере туризма, осознают необходимость проведения маркетинговых исследований. Материалы исследований позволяют туристской компаниям оценить состояние рынка, найти в нем свою нишу, выстроить оптимальную модель поведения на рынке, способствуют принятию наиболее эффективных управленческих решений.
Маркетинговые исследования необходимы для получения информации, т.к. достоверная информация позволяет, во-первых, снизить риск принятия решений, приводящих к неблагоприятному исходу, во-вторых, с большей вероятностью принимать решения с максимально благоприятным исходом, т.е. оптимальные для развития фирмы/рынка.
Рассматривая туристскую индустрию нельзя не заметить, что понятия населения о наилучших видах отдыха изменяются, как и мода на престижные места отдыха.
Актуальность исследования обусловлена тем, что поиск новых возможностей для развития своего бизнеса повышает интерес туроператоров к новым путям получения достоверной информации о туристическом рынке. В этих условиях маркетинговые исследования становятся не просто данью моде, а реальной насущной потребностью и практически единственной возможностью получения информации, необходимой для принятия правильных решений.
Поэтому, любая туристическая фирма должна постоянно следить за всеми изменениями, происходящими на рынке туристских услуг, успевать реагировать на каждое из них: отставание от более удачливых и прозорливых грозит недоверием потребителя фирме, что может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы, т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.
Объект исследования - рынок туристских услуг Казахстана .
Предмет работы – маркетинговые исследования рынка туристских услуг Казахстана.
Цель работы изучить особенности и специфику маркетинговых исследований в туристской сфере на современном этапе развития общества.
Задачи работы:
– изучить понятия, виды, классификация маркетинговых исследований,
– рассмотреть ососбенности маркетинговых исследований туристического рынка,
– изучить современное состояние рынка туристических услуг в Республике Казахстан,
– провести исследование потребительского спроса на рынке туристических услуг,
– определить перспективные направления развития туристической отрасли Казахстана,
– определить направления совершенствования форм и методов государственного управления в сфере туризма Республики Казахстан.
Поставленные задачи в данной работе, решаются с помощью следующих методов: метод анализа информационных источников; изучение научной литературы; анализ статистических данных.
Тема маркетинговых исследований была изучена такими авторами, как: Филип Котлер, и Теодор Левитт; Эдвард Ф. Мак-Куэрри. Из отечественных авторов можно назвать таких авторов, как: Дурович А.П., Каменева Н.Г. и Поляков В.А.
Курсовая работа включает: введение, две главы, пятьпараграфов, заключение, список источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. Понятия, виды, классификация маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования (marketing research) – это инструмент повышения эффективности бизнеса путем поиска, сбора и обработки информации, представляющей маркетинговую ценность, для снижения риска принятия управленческих решений.
Цель маркетингового исследования – это получение качественной и достоверной информации для решения определенного типа задач, стоящих перед бизнесом.
Например, компания планирует вывести новый продукт на рынок. Тогда целью маркетингового исследования будет сбор информации:
– об образе жизни, привычках и предпочтениях потребителя;
– о похожих товарах или их аналогах на рынке;
– о деятельности конкурентов.
Маркетинговые исследования решают широкий круг задач. Их перечень зависит от направления исследования и объекта, который подлежит изучению.
Объектом маркетингового исследования чаще всего является рынок и его составляющие. Объектом называют то, что подлежит изучению и является источникам или носителем проблемы, стоящей перед заказчиком исследования.
Предмет маркетингового исследования – часть объекта или его свойств, которые оказывают влияние на проявление изучаемой проблемы. Примеры предметов маркетинговых исследований:
– характеристики товаров или потребителей;
– эффективность рекламных кампаний;
– структура рынка, спроса, предложения.
Субъекты маркетинговых исследований – это лица, которые взаимодействует с объектом исследований: производители/потребители, посредники/маркетологи, конкуренты, регулирующие органы.
Субъектов маркетинговых исследований обычно подразделяют на внутренних и внешних.
Чаще всего при таком делении “противопоставляют” маркетинговые отделы компаний и внешних поставщиков услуг, связанных с проведением маркетинговых исследований.
Чтобы средства, вложенные в маркетинговые исследования, окупились, они должны быть выполнены качественно.
Определение, цели, задачи, предмет и метод, классификация, субъекты и объекты, принципы – это понятия, которыми оперирует Высшая школа. Представление о них поможет специалистам – практикам, изучавшим маркетинг не по учебникам, а по значениям в Яндекс.Метрике и Гугл.Аналитикс, лучше коммуницировать с коллегами, получивших образование в профильных ВУЗах.
Классификация, виды, направления и методы маркетинговых исследований:
I. По целям маркетинговые исследования бывают:
– Поисковые или, как их еще называют разведочные, исследования – это те, целью которых является предварительный сбор информации, чтобы разобраться в проблеме, выдвинуть гипотезы (предположения) и определить приоритетные направления для последующего рассмотрения.
– Описательные или, так называемые дескриптивные исследования – это исследования проводящиеся, чтобы полностью изучить предмет, на который направлена познавательная деятельность, и получить его подробное описание.
– Причинно-следственные исследования – это такой вид исследований, при котором целью маркетологов является обнаружение и оценка связей между показателями и влиянием на них различных факторов.
– Казуальные маркетинговые исследования – это исследования, с целью получения информации, подтверждающей или опровергающей гипотезы, касающихся причинно-следственных связей между показателями.
– Экспериментальные маркетинговые исследования – это те исследования, целью которых является сбор информации об объекте исследования при изменении контролируемых факторов.
– Прогнозные исследования – это исследования, которые позволяют сделать вывод о том, каким будет объект исследования в будущем.
II. Маркетинговые исследования классифицируются в зависимости от видов источников информации, на которые они опираются.
– Первичные или полевые исследования проводятся, чтобы собрать информацию “из первых уст” – от респондентов, счетчиков на сайте, замеров, выполненных исследовательской командой. Например, первичным исследованием будет опрос руководителей агентств о том, каким способом они привлекают клиентов.
– Вторичные или кабинетные исследования, когда собирается “опосредованная” информация, рассказанная “знающими людьми”, содержащаяся в СМИ или отчетах других исследователей. Например, вторичным исследованием будет изучение статистики Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) по объему и структуре рекламного рынка в прошлом полугодии.
– Комбинированные или смешанные исследования, которые проводятся разными методами сбора информации и основываются как на собственных данных, так и на работах других исследователей. Например, комбинированным исследованием будет выделение из отчета АКАР наиболее перспективных сегментов рекламного рынка с последующим отбором и анализом тендеров, в которых участвовали агентства этого сегмента, и глубинным интервью лиц, ответственных за участие в тендере.
II. 1 Классификация полевых исследований производится по методу сбора данных. Бывают качественные и количественные маркетинговые исследования.
Качественные отвечают на вопросы “Как?”, “Почему?” “Зачем?” и помогают “докопаться до сути исследования”, вскрыть глубинные мотивы потребителя.
Количественные помогают узнать “Сколько?” и дают информацию в цифрах, которая пригодна для статистического анализа.
Комбинированные или mix-исследования, в которых используются методы предыдущих двух видов исследований.
II.2. Классификация кабинетных исследований по видам используемых источников подразумевает степень доступности источников для исследователя. Бывают:
– Открытые/бесплатные источники (Публикации в СМИ, опубликованные данные Росстата и т.д);
– Условно-открытые/платные источники информации (Отчеты об исследованиях, проведенных специализированными организациями);
– Закрытые внутренние источники (Данные компании об изучении рынка или работе на нем);
– Закрытые внешние источники данных (Внутренние данные участников рынка).
III. Классификация маркетинговых исследований по методам сбора и способам получения информации, которые в них применяются, является одной из наиболее распространенных. Она тесно связана с другими видами классификации. Например, методы кабинетных и полевых исследований в литературе обычно рассматриваются отдельно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2021 года № 360 «Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2021-2025 годы». – Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» http://adilet.zan.kz/rus/search/origins.
2. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
3. Вечкинзова Е.А., Дарибекова А.С. Проблемы и перспективы развития туристической отрасли Казахстана // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 8. – С. 3403-3420.
4. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
5. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации : учебник / Е. С. Григорян. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
6. Гребенюк Д.Д., Салауатова Д.М. Анализ конкурентоспособности туризма Казахстана и стран СНГ: проблемы развития казахстанского туризма // Global Science And Innovations 2018. Materials of the International Scientific Conference: Евразийский центр инновационного развития DARA. 2018. – c. 484-489.
7. Даубаев К.Ж., Искакова М.К., Тулегенова Ж.У., Пягай А.А. Влияние социально-экономических аспектов на развитие рынка туристских услуг Республики Казахстан в современных условиях // Вестник университета Туран. – 2019. – № 2 (82). – c. 168-174.
8. Денисов И.В., Петренко Е.С., Мажитова С.К., Шабалтина Л.В. Экономика впечатлений. Управление развитием туризма в Казахстане // Креативная экономика. – 2020. – № 12. – c. 3687-3696.
9. Денисов И.В., Дарибекова А.С., Петренко Е.С., Шабалтина Л.В. Стратегическое управление развитием туризма в Казахстане // Экономические отношения. – 2020. – № 10 (4). – c. 1039-1050.
10. Добрынина Я.С., Окольнишникова И.Ю. Кластеризация как инструмент маркетингового управления и развития регионального туризма: постановка проблемы // Экономический вестник ИПУ РАН. – 2020. – № 1 (1). – c. 72-82.
11. Киреева М.М., Павленко И.Г. Методический подход к оценке использования ресурсного потенциала территорий для развития внутреннего туризма // Journal of New Economy. – 2021. – № 22 (2). – c. 23-43.
12. Современное состояние сферы туризма в Республике Казахстан//Учебные материалы онлайн (info{aт}studwood.ru) ttps://studwood.ru/1024441/turizm/sovremennoe_sostoyanie_sfery_turizma_v_respublike_kazah stan
13. Анализ состояния туристской отрасли в Казахстане. – [Электронный ресурс] // https://www.kazportal.kz/analiz-sostoyaniya-turistskoy-otrasli-v-kazahstane
14. Министерство национальной экономики Республики Казахстан Комитет по статистике [Электронный ресурс] ttp://stat.gov.kz
15. Всемирный экономический форум, Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2020/country-profiles/
16. Информационно-аналитическая система «Талдау» Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://taldau.stat.gov.kz/ru/Search/SearchByKeyWord