Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Эмоции сопровождают человека всегда и их роль очень велика и многообразна. Они помогают адаптироваться челове-ку к условиям окружающей среды и социуму. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.
Первые годы жизни ребенка считаются наиболее важными в ряде обла-стей роста, в том числе и эмоционального развития. Способность распозна-вать эмоции, управлять ими, формировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми являются показателями эмоциональных изменений, которые происходят в его характере. В настоящее время отмечается, что все больше дошкольников обладают неуверенностью в поведении, мнительностью и сни-женной самооценкой, требовательностью к своей персоне, тревожностью, не-удовлетворенностью, агрессивным поведением.
Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем эмоционального развития дошкольников. Это и недостатки существующих подготовительных программ, и недостаточная разработка методик, и низкий уровень подготовки воспитателей, и слабая оснащенность подготовительного процесса. Немаловажна роль родителей и семьи в эмоциональном воспитании ребенка, отмечается недостаточное информирование родителей о характери-стиках ребенка дошкольного возраста.
В последние годы происходит активное реформирование системы до-школьного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных измене-ний развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справед-ливо указывал А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем в их единстве может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [9, с. 189].
Цель исследования – изучить особенности психоэмоционального со-стояния детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного воз-раста.
Предмет исследования: особенности психоэмоционального состояния дошкольников разных возрастных групп.
Гипотеза исследования. Предполагается, что психоэмоциональное со-стояние дошкольников различается в разных возрастных группах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения психоэмоционального со-стояния детей дошкольного возраста.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование психоэмоцио-нального состояния дошкольников.
3. Выявить особенности психоэмоционального состояния детей млад-шей, средней, старшей и подготовительной групп.
Теоретико-методологическая основа исследования: методологиче-ские принципы: принцип развития, принцип детерминизма, принцип единства сознания и действия, принцип объективности, положение об особенностях эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, опрос.
Эмпирическая база исследования – Муниципальное бюджетное до-школьное образовательное учреждение Детский сад № 128. В исследовании приняли участие 24 ребенка в возрасте 3 – 6 лет.
Практическая значимость работы состоит в возможности использова-ния результатов для разработки психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей 4-6 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоретиче-ской и практической, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЭМО-ЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие эмоционального состояния человека
Человек с рождения, познавая окружающий мир с помощью ощущения, восприятия, мышления, не только осознает предметы, свойства и связи между ними, но и испытывает определенное отношение. Это внутреннее отношение проявляется в эмоциональных состояниях человека.
Психические состояния, представляет особую психологическую реаль-ность, благодаря интегрирующей функции которой обеспечивается целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, и процессы, отличаются богатым разнообразием входящих в них характери-стик, каждая из которых может быть ведущей и обуславливать отдельные па-раметры состояния и его своеобразие в целом.
Четкого определения понятия эмоционального состояния на сегодняш-ний день нет. В основном при характеристике эмоционального состояния ис-пользуют понятия «эмоции» и «чувства», рассматривая их как тождествен-ные. Изучение эмоционального состояния непосредственно касается эмоций, которые человек переживает в определенных ситуациях. Ведь сильные пере-живания оставляют неизгладимый след на психической деятельности орга-низма, оказывают влияние на здоровье.
Эмоции – это возникающее у человека, временное переживание какого-либо состояния, не оставленное без внимания [12].
Основная роль эмоций в создании и поддержании крепкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека, являются ос-новой нашего поведения. Ведь эмоции представляются основным средством невербального общения и взаимного понимания людей. Однако, эмоции воз-никают произвольно, независимо от нашего желания и прекратить их дей-ствие произвольно тоже нельзя.
В производстве эмоций участвуют все системы жизнеобеспечения чело-века:
1) нейрофизиологическая, а именно электрохимическая активность нервной системы, биохимические сдвиги в организме, связанные с выделени-ем в кровь адреналина, глюкозы;
2) нервно-мышечная, а именно мимическая (выразительные движения мышц лица) и пантомимическая (выразительные движения конечностей, из-менение положения тела в пространстве) активность, голосовые реакции (например, изменение тона голоса) и висцерально-эндокринные реакции (сер-дечный ритм, частота дыхания, потоотделение и другие вегетативные функ-ции);
3) мотивационная, а именно: актуализация системы потребностей, моти-вов, целей;
4) когнитивная, а именно: мыслительные процессы, обеспечивающие восприятие, обработку и оценку поступающей информации;
5) механизмы социальной адаптации, обеспечивающие речевое поведе-ние и следование социально сформированным правилам [5].
Существенными признаками эмоциональной реакции, таким образом, выступают:
1) определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процес-сов);
2) предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность от-ношения);
3) знак отношения (положительный или отрицательный);
4) модальность, или содержание эмоции (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.) [23].
Функциями эмоций большинство исследователей признают следующие:
1. Оценочно - ориентировочная функция: благодаря эмоции осуществ-ляется обобщенная оценка тех факторов, которые воздействуют на человека. В отличие от мышления, в эмоциональной оценке обозначаются не связи и за-висимости между факторами, явлениями или предметами, а отношение к ним человека. Иными словами, эмоции сообщают организму, опасно ли то или иное воздействие, желательно оно или от него нужно избавиться, что в ре-зультате приводит к выбору соответствующей модели поведения, в том числе и в межличностных отношениях.
2. Регулятивно - побуждающая функция: эмоциональное возбуждение становится энергетической детерминантой поведения, мобилизуя психиче-скую и физическую энергию и направляя силы и внимание человека на опре-деленный предмет. Из оценки происходящего следует побуждение присвоить, овладеть полезным или избавиться от вредного. Все эмоции усиливают или уменьшают различные мотивации.
Частным случаем регулирующего воздействия эмоций является их роль в закреплении положительного и отрицательного опыта: человек стремится повторить действие, вызвавшее в прошлом положительную эмоцию, и избега-ет того, что связано с негативным переживанием.
3. Информационно - сигнальная функция: эмоции являются системой сигналов, языком, посредством которого раскрывается внутреннее состояние человека и значимость для него происходящего. Эта информация доступна не только самому субъекту переживания, но и тем, кто наблюдает за ним или имеет с ним дело. К основным формам эмоциональной экспрессии относят следующие: выразительные движения, эмоциональные действия, речевые вы-сказывания об испытываемых эмоциональных состояниях [15].
Каждая из выделенных функций эмоций помогает во взаимодействии людей: оценка одним человеком другого, как приятного или пугающего, по-буждает индивидов к выбору соответствующей модели поведения, которая, в свою очередь, предстает для участников коммуникации в качестве сигнальной системы, вновь запускающей активную работу эмоций.
Собственно эмоции являются длительным состоянием, выражающим восприятие человеком сложившейся ситуации. Их особенностью является обобщение и коммуникация, что приводит к расширению эмоционального опыта. Воспринимаются, как состояния происходящие в человеке.
Чувства имеют определенный выраженный предметный характер, в процессе синтезирования эмоций, к определенному объекту. Имеют града-цию, от чувств к объектам, до ценностей, связаны между собой образами, имеющимися в представлении человека [22].
Е. А. Пырьев выделяет следующие особенности эмоций:
1. Эмоция зависит от предмета и проявляет состояние связи человека с ним. Разрыв связи – негативная эмоция, крепкая связь – положительная.
2. Проживание эмоции происходит с осуществлением неконтролируе-мых действий с предметом, который имеет с ней связь.
3. Неосознанные действия с предметом, который отражает эмоцию либо укрепляют имеющуюся между ними связь, то есть положительную, либо раз-рывают – отрицательную [17].
Тем самым, переживая какую-либо эмоцию у человека создается напряжение, приводящее к активной неосознанной деятельности с предметом, породившим данное состояние. Непреднамеренные действия разделяются на мотивационные и демотивационные. Первые происходят от положительных эмоций, тем самым побуждают активность человека в сторону какой-либо де-ятельности для создания прочных связей в ней, а демотивационные – отрица-тельные, которые приводят к прекращению всяких отношений в каких-либо связях.
Рассматривая влияние эмоций на деятельность человека, наблюдается их разделение на стенические и астенические. Стенические эмоции повышают стремление к деятельности у человека, его активность, энергию, а астениче-ские, наоборот, препятствуют чему-либо, вызывая апатию и стремление оста-ваться бездеятельным, пассивным.
Эмоции состоят их трех основных компонентов:
1. Физиологический компонент – это такие изменения происходящие в организме человека, как реакция на переживаемые эмоции, например, учаща-ется дыхание, усиливается сердцебиение, замедляется пульс и другое.
2. Психологический – собственно переживания, которые испытывает человек (радость, страх, апатия и др.).
3. Поведенческий компонент – можно увидеть непосредственно прояв-ления эмоций человеком, а именно его экспрессия (мимика, жесты) и различ-ные действия (бег, прыжки и др.) [10].
Физиологический и психологический компоненты эмоций – это внут-ренние их проявления, состояния, которые проживаются внутри организма. Внешнее проявление эмоционального состояния мы можем наблюдать только в третьем компоненте, так как определяется деятельностью человека, который выбрасывает энергию, для своего душевного и физического благополучия.
Классификаций эмоций множество и все они основываются на следую-щих признаках:
- по знаку – положительные и отрицательные;
- по состоянию человека – приятные и неприятные;
- по потребности, вызвавшую переживания – духовные и биологиче-ские;
- по предмету, породившему эмоцию и его влиянию, оказанному на нее – активные и тормозящие;
- по выраженности проявления – от легкого до тяжелого [10].
Эмоциональные состояния различаются по интенсивности, или силе пе-реживания:
1. Нейтральное состояние: отсутствие явно выраженного эмоциональ-ного процесса; человек реагирует на стимулы в зависимости от их значимости для него.
2. Умеренный уровень эмоционального состояния: эмоции уже доста-точно отчетливы, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий, появляются выразительные реакции.
3. Высокий уровень интенсивности: человек открыто проявляет пере-живаемые им эмоции, возникает склонность реагировать только на то, что со-ответствует доминирующей эмоции.
4. Очень высокий уровень интенсивности, или аффект. Состояние аф-фекта а характеризуется быстрым возникновением, бурным выражением, пол-ным отключением всех неэмоциональных механизмов, регулирующих пове-дение. Человек перестает контролировать свои действия, не думает о послед-ствиях совершаемого, в результате чего его поведение становится импульсив-ным, сужается поле восприятия, снижается способность к переключению внимания. Причем изменения в психической деятельности не зависят от знака эмоции. Люди, «опьяненные счастьем» или находящиеся в состоянии экстаза, в такой же мере отключены от реальности, как и люди, «обезумевшие от го-ря».
Эмоции на уровне аффекта имеют кратковременный, взрывной харак-тер. После аффекта часто наступает так называемый аффективный шок, то есть упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в соде-янном [4].
Таким образом, понятие «эмоциональное состояние», обозначая эмо-цию в целом, несет в себе как актуализированный эмоциональный процесс, так и «преломленное» эмоциональное свойство личности. Эмоции состоят их трех основных компонентов: физиологический, психологический и поведен-ческий компонент. Эмоции с самого рождения играют большую роль в жизни человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Эмоции тесно связаны с желаниями, содержанием которых являются ценности. Тем самым обусловлено разделение эмоций на положи-тельные и отрицательные.