Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Происходящая модернизация российского дошкольного образования нашла своё отражение в новом государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В П.2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано, что познавательное развитие ребенка предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Среди видов деятельности, наиболее адекватных дошкольному возрасту выделяют познавательно-исследовательскую деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) (П. 2.7 ФГОС ДО).
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема формирования у детей дошкольного возраста познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является значимой. Познавательный интерес, имея мощные побудительные и регулятивные возможности, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности.
Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется наиболее успешно при активной познавательной деятельности.
Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.
При развитии познавательного интереса старших дошкольников познавательно-исследовательскую деятельность рассматривают как форму, которая близка к идеалу. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Особенности познавательно-исследовательской деятельности были изучены в целом ряде исследований Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков. Основой познавательного интереса ребенка в данном случае являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результата. А также противоречия метода проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели данной деятельности и ее достижения. Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокий познавательный интерес. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.
Наблюдается противоречие между потребностью в развитии познавательного интереса старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития познавательного интереса дошкольников в условиях разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. Недостаточная разработка данной проблемы и ее несомненная актуальность для практики дошкольного учреждения послужили основанием для выбора темы данного исследования.
Цель исследования: определить возможности использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе старших дошкольников для развития у них познавательного интереса.
Объект исследования: познавательный интерес старших дошкольников.
Предмет исследования: экспериментирование как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что экспериментальная деятельность развивает познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать понятие познавательный интерес;
2) изучить особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
3) дать характеристику познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
4) изучить возможности использования экспериментирования для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Характеристика понятия познавательный интерес
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения детей, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе детей. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы образовательного процесса.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев)
Интерес, согласно Г.А. Урунтаевой, «сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес-это единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека» [19]. Важнейшая область общего феномена интереса, познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес по Н.Г. Морозовой «является важнейшим видом интереса вообще. Поэтому он характеризуется всеми особенностями интереса как психологического образования и в то же время он отличается своей областью и направленностью. В тоже время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которым способствует познавательный интерес» [13].
Познавательный интерес, согласно Н.Г. Морозовой, «активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала)»
Особенностью познавательного интереса, как отмечает Н.А. Короткова, «является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. –– М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
2. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: дис. .. канд. пед. наук.-Барнаул, 2000. - 155 с.
3. Емельянова М.Н. Тропа здоровья на участке детского сада // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 6. - С. 13.
4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 240с.
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2015. - № 3. С. 4-12.
6. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. - 3-е изд. - Москва : Линка-Пресс, 2015. - 208 с.
7. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2015. - 172 с.
8. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся / А.В. Леонтович. – М.: Просвещение, 2017. – 155 с.
9. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика : Учеб.-метод. пособие. - Балашов (Сарат. обл.) : Изд-во Николаев, 2005 (Пед. агентство Арья, ИП Николаев). - 75 с.
10. Маслова Е.А., Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [электронный ресурс]: Режим доступа: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya (дата обращения 12.04.22).
11. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы — Волгоград: Учитель, 2009. - 130 с.
12. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
13. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова. - Смоленск, 2014. - 152 с.
14. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. И ст. групп детского сада: кн.для воспитателей дет. Сада/С.Н.Николаева. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
15. Петровский, А. В. Психология : [учебник] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. – 500 с.
16. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 32с.
17. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. – 566 с.
18. Тельнова, Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Текст] / Ж.Н. Тельнова.– М.: Омск, 1997.– 156 с.
19. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2014. - 412 с.
20. Хлебова О.В. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 6. С. 34-38
21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
22. Шатокина Е.К.Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы // Детский сад со всех сторон. - 2017. - № 17. С. 3-12.