Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения преподавания наиболее существенным является противоречие между потребностями подрастающего поколения в социализации и недостаточной проработанностью содержания, формы, методов и средств социального воспитания.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что туристическая и краеведческая деятельность являются комплексным инструментом в воспитании и обучении студентов, и в то же время очень эффективным благодаря своей демократичности и гуманности.Таким образом, путешествия и познавательная деятельность студентов тесно связаны с их общим развитием, занимают важное место в общей системе обучения студентов и по-прежнему уместны в преподавании.Более чем столетний российский опыт применения краеведения в образовании подтвердил актуальность и педагогическую целесообразность туристических и краеведческих проектов, а также этой формы деятельности.
Цель курсовой работы – провести анализ процесса социализации детей школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности, в условиях школы, выявить проблемы в данной области и предложить возможные пути решения выявленных проблем. В соответствии с данной целью, были поставлены задачи:
Рассмотреть содержание, структуру и формы туристско-краеведческой деятельности.
Объект исследования – туристско-краеведческая работа в школе.
Предмет исследования – особенности и проблемы процесса социализации детей школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности, в условиях школы.
Методология исследования: при выполнении данной курсовой работы, были использованы общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение и анализ учебной и научной литературы.
Практическая значимость: данной курсовой работы обусловлена тем, что выводы, сделанные по итогам данной работы, могут быть использованы на практике, с целью совершенствования и повышения эффективности процесса социализации детей школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности, в условиях школы.
Структура работы: Данная курсовая работа имеет следующую структуру – состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Теоретический анализ понятия «социализация» детей
Социализация – это процесс, который знакомит людей с социальными нормами и обычаями. Этот процесс помогает людям хорошо функционировать в обществе и, в свою очередь, помогает обществу работать гладко. Члены семьи, учителя, религиозные лидеры и сверстники играют роль в социализации человека.
Этот процесс обычно происходит в два этапа: первичная социализация происходит от рождения до подросткового возраста, а вторичная социализация продолжается на протяжении всей жизни. Социализация взрослых может происходить всякий раз, когда люди оказываются в новых обстоятельствах, особенно в тех, в которых они взаимодействуют с людьми, чьи нормы или обычаи отличаются от их.
Брим и Уилер (1966) объяснили социализацию как «процесс, посредством которого люди приобретают знания, навыки и склонности, которые делают их более или менее способными членами своего общества». Макнил (1968) определил социализацию как процесс, с помощью которого ребенок изучает пути общества и то, как лучше всего функционировать как его часть.
Макнил утверждал, что социализация — это ребенок, который учится тому, как он или она должен чувствовать и вести себя, и что он или она должны ценить. Что касается детей, то Элкинд (1988) отметил, что социализация происходит в основном в семье, потому что семья является школой человеческих отношений, в которой «дети учатся жить в обществе».
Ряд людей утверждают, что дети должны социализироваться в государственных школах. Брим и Уилер (1966), например, утверждали, что существуют определенные социальные отношения, основной функцией которых в обществе является обучение членов общества. В отношениях между учителем и учеником основная цель состоит в том, чтобы обучить ребенка тому, чтобы он или она могли стать социально приемлемым членом общества. Брим и Уилер отметили, что в таких отношениях роль ребенка – это роль социализированного человека.
Таким образом, процессы социализации не ограничиваются теми, которые происходят в интимной среде семьи или других тесно связанных сетях. Все чаще они являются функцией крупных бюрократических организаций».
Брим и Уилер утверждали, что школы являются «знакомыми примерами того, что можно назвать системами социализации развития, где формальной целью является обучение, образование или, в более общем смысле, дальнейшая социализация проходящих через них индивидов».
Как родители, так и педагоги обеспокоены тем, что дети не только должны быть рядом с другими детьми, чтобы социализироваться, но дети также должны быть в школе, чтобы узнать о путях общества и о том, как лучше всего функционировать как его часть. Макнил (1968) из Мичиганского университета, например, считал, что школа является формализованным механизмом введения ребенка в общество. Макнил заявил, что «роль школы как основного агента социализации невозможно переоценить. Это десятилетняя или двенадцатилетняя репетиция того, как ребенок должен вести себя, когда вырастет». Макнил пришел к выводу, что в социальном развитии ребенка нет более важного опыта для формирования формы его взрослой жизни, чем школа.
В то время как некоторые люди утверждают, что социальное развитие детей должно осуществляться в государственных школах, сторонники домашнего обучения утверждают, что если общество хочет, чтобы дети стали общительными, альтруистичными взрослыми, то дети должны «избегать их регулярного общения со своими сверстниками на групповой основе, как в дошкольном учреждении, детском саду или начальной школе, пока им не исполнится по крайней мере восемь или десять лет».
Во время социализации человек учится становиться членом группы, сообщества или общества. Этот процесс не только приучает людей к социальным группам, но и приводит к тому, что такие группы поддерживают себя. Например, новый член общества получает инсайдерский взгляд на обычаи и традиции греческой организации. С годами участница может применять информацию, которую она узнала о женском обществе, когда присоединяются новички, что позволяет группе продолжать свои традиции.
На макроуровне социализация гарантирует, что у нас есть процесс, посредством которого передаются нормы и обычаи общества. Социализация учит людей тому, что от них ожидают в определенной группе или ситуации; это форма социального контроля.
Социализация имеет множество целей как для молодежи, так и для взрослых. Он учит детей контролировать свои биологические импульсы, такие как использование туалета вместо того, чтобы мочить штаны или кровать. Процесс социализации также помогает людям развивать совесть, согласованную с социальными нормами, и готовит их к выполнению различных ролей.
Агент социализации — это любой человек или учреждение, которое формирует нормы, ценности или поведение человека. Агенты социализации — это источники, из которых мы учимся (или находимся под влиянием) социализации.
Существует девять основных агентов социализации. К ним относятся:
– семья – главный агент,
– сверстники – значительное влияние,
– школа – разрыв связи с родителями. Влияние зависит от ценностей, которых придерживаются школа и учителя. (т.е. Юлиан Отступник не позволял христианам учить, поскольку он знал, что учителя могут изменить мнение поколения),
– средства массовой информации – важность их влияния зависит от того, что читают, смотрят или слушают, и частоты, с которой оно потребляется,
– религия – не упоминается слишком часто, но она, безусловно, самая важная в жизни многих людей,
– детский сад,
– спорт,
– рабочее место.
Есть и другие, но это самые значительные влияния на людей.
Существует несколько преимуществ социализации. К ним относятся:
– меньше одиночества, которое заставляет вас чувствовать себя лучше
– построение конструктивных отношений (если у вас нет паршивых групп сверстников, как во многих школах)
– улучшение роста и развития человека
– занимать ум и держать его в движении, чтобы вы могли избежать таких вещей, как деменция
– снижение стресса и тревоги
– изучение того, как другие культуры (или группы) любят что-то делать - понимание их перспектив и атрибутов
– получение эмоциональной, физической и духовной поддержки – одна из причин, по которой христиане ходят в церковь
Существует несколько различных типов социализации. К ним относятся:
– первичный
– вторичный
– эволюционный
– упреждающий
– десоциализация
– ресоциализация.
Социализация бывает двух видов.
Одна из социализаций - это та, в которой человек изучает правила самостоятельно, выходя в общество или изучая правила, ограничения, положения, нормы, народные обычаи и нравы, подвергаясь разоблачению со стороны своих опекунов. другой вид социализации включает в себя социализацию, при которой человек достигается обществом; таким образом, общество по-разному учит его тому, как он должен вести себя в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31 декабря 2012. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
3. Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р об Утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/
4. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность: инновационный блок системы образования // Вестник академии детскоюношеского туризма и краеведения. – 2016. – №3. – С. 116-12
5. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
6. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская, И.Н. Попова; под ред. П.В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020 – 119 с.
7. Горошко Н.В., Черневская Ю.В. Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. №4 (11).
8. Гуськова А.Е. Воспитание гражданина-патриота в рамках туристско-краеведческой деятельности // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. №3.
9. Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А.Н., Павлов А. В., Баринов С. Л. Концепция обновления содержания и технологий дополни тельного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности // Исследователь/Researcher. 2020. №1 (29).
10. Кривошеева Т.М. Усиление роли туристско-краеведческой деятельности в просвещении и патриотическом воспитании населения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. №2-2.
11. Маленкова Л.И. Воспитание в туристском походе / Л.И. Маленкова // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2016. – № 4. – С. 37-52
12. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов выходного дня [Текст] / Сост. К.Н. Елисеева. – ЮжноСахалинск, 2016. – 24 с.
13. Морозова М. И., Самсонова Н. Е., Макарский А.М., Петушкова И. Н. Проектирование и реализация воспитательных программ в детских объединениях туристско-краеведческой направленности. Серия: Актуальные практики детско-юношеского туризма и краеведения. Учебное пособие – СПб.: ГБУДО ДТДиМ Колпинского района СПб, 2021 – 296 с.
14. Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность / А.В. Мудрик, Е.А. Никитская // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021 – № 2. – С. 224-230
15. Образовательный туризм в России: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. С.Ю. Житенёва. М.: Издательство Юрайт, 2018. 198 с.
16. Плотникова Е.Е. Социализация подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности // Гуманизация образования. 2015. №5.
17. Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.
18. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
19. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
20. Сковородкин, В. А. Обновление воспитательного процесса на основе технологии организации туристско-краеведческой деятельности / В. А. Сковородкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 216-220
21. Скрипка Л. П., Самолюк Н. Г. Социальная адаптация детей средствами туристско-краеведческой деятельности // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178).
22. Терентьева А. В. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы Международной научной конференции, в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства», Самара, 26–27 ноября 2020 г. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2021. С. 225-229.
23. Туристско-краеведческая деятельность в регионах России: опыт – проблемы – перспективы: сборник статей Всероссийской очнозаочной научно-практической конференции (Москва–Уфа, 25-26 февраля 2021 г.) / под общ ред. Н. В. Вервинской, Л. М. Проценко. – М.; Уфа: Изд-во РИЦ БИФК, 2021. – 156 с.
24. Ушева Т. Ф. Проектирование педагогических условий для развития рефлексивных умений обучающихся // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы IV Международной научной конференции в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства, г. Самара, Самарский государственный социально-педагогический университет, 15 июня 2018 г. Самара: СГСПУ, 2018. Часть 1. С. 362-367
25. Ушева Т. Ф. Рефлексивные формы работы в деятельности социального педагога. Иркутск: Издательство «Иркут», 2017. 106 с.
26. Ушева Т. Ф. Технологические особенности формирования рефлексивной компетентности учащихся // Школьные технологии. 2017. № 6. С. 34–40.
27. Федорова С.Н. Этнотуризм – средство развития толерантности у детей // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14. № 1. С. 65-71
28. Федосова И. В. «Социокультурные контексты современного детства»: роль и место авторского курса в личностно-профессиональной подготовке будущего педагога // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1 (38). С. 69-82
29. Шипко А.Л. Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования// Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. – №1. – С. 90-10
30. Ширяев, Д. А. Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога / Д. А. Ширяев, И. Г. Маракушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 223-224