Фрагмент для ознакомления
2
12.02.1993), согласно которой в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета государственных пенсий до 2002 г.; б) страховой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета трудовых пенсий до 2015 г.; в) страховой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом о страховых пенсиях. Таким образом, в Законе от 12.02.1993 в общий трудовой стаж включается и трудовой, и страховой стаж.
Следует отметить, что отсутствует не только единое понятие общего трудового стажа. Одним из видов стажа является специальный трудовой стаж, в который, как правило, включаются понятия «выслуга лет» и «стаж государственной гражданской службы». Общего определения понятия «специальный трудовой стаж» законодательство не содержит (данный термин не применяется вообще), как нет и определения понятия «выслуга лет» .
Кроме того, есть шанс получить «гражданскую» пенсию раньше срока. Например, если бывший военный осуществлял свою трудовую деятельность в условиях сложных климатический условий. Военнослужащие имеют право на одновременное получение «военной» пенсии и страховой, если заработали право на нее. Но немалое количество офицеров, служивших в армии по контракту «ушли на гражданку», не выслужив требуемого срока.
Таким образом, военные пенсионеры получают, на сегодняшний день, очень хорошие (в материальном плане) пенсии, что обеспечивает им относительно достойную жизнь на старости. Мы видим, что государство оказывает военным различную социальную поддержку как специфической категории населения.
Глава 2. Особенности оснований и условий пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
2.1. Понятие выслуги лет для назначения военнослужащим пенсионного обеспечения
Выслуга лет по своей правовой природе представляет собой стаж работы в определенных сферах деятельности, который дает право на получение соответствующего вида пенсии – пенсии за выслугу лет. Таким образом, пенсия за выслугу лет – это особый вид пенсионного обеспечения, условия и порядок получения которого регулируются специальным законодательством. Поэтому полагаем, что и сама выслуга является самостоятельным, особым видом стажа, который нельзя смешивать со специальным (профессиональным) страховым стажем или рассматривать в качестве подкатегории (подвида) специального (профессионального) стажа.
Как известно, специальный (профессиональный) страховой стаж – это стаж работы на определенных работах, который предоставляет право на досрочное получение страховой пенсии.
Таким образом, пенсионное обеспечение граждан, имеющих специальный стаж и обычный страховой (ранее – трудовой) стаж является одинаковым – страховая пенсия по старости. Различие между гражданами, имеющими только страховой стаж, и гражданами, имеющими специальный (профессиональный) страховой стаж, состоит лишь в возрасте выхода на пенсию. Данное утверждение соответствует положениям действующего законодательства, поскольку правовое регулирование института специального (профессионального) страхового стажа осуществляется прежде всего в рамках ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст. 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» и ряд других). Детализирует перечисленные положения целый ряд подзаконных правовых актов, регулирующих процедурные вопросы исчисления специального (профессионального) стажа на определенных работах и (или) должностях.
Нормативно-правовое регулирование пенсии за выслугу лет осуществляется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»). В данном случае законодатель разделяет специальный (профессиональный) страховой стаж и выслугу лет, относя их к разным видам пенсионного обеспечения: специальный (профессиональный) страховой стаж регулируется законодательством о страховых пенсиях, выслуга лет – законодательством о государственном пенсионном обеспечении.
Пенсия за выслугу лет, так же как и страховая пенсия гражданам, имеющим специальный (профессиональный) страховой стаж, назначается вне зависимости от достижения ими пенсионного возраста. Отличием являются категории получателей рассматриваемого вида пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» основным условием приобретения сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) права на пенсию за выслугу лет является наличие у него на день увольнения выслуги 20 лет и более.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.01.2016 № 1-П по своему характеру стаж службы (выслуга лет) – это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учету в правоотношениях различной отраслевой принадлежности – как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы сотрудников.
В частности, стаж службы продолжительностью 20 лет и более не только выступает условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет лица, проходившего службу в УИС, но и признается в качестве самостоятельного основания расторжения контракта и увольнения этого лица со службы (п. «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Соответственно, наличие стажа службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, предоставляет право сотруднику прекратить служебные правоотношения в установленном порядке.
2.2. Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих, и членов их семей и пути их решения
Основные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих, возникают при определении права на выслугу лет. Большое количество спорных ситуаций связано с исчислением выслуги лет. Несмотря на подробную регламентацию данного вопроса действующим законодательством, на практике возникают ситуации, не урегулированные напрямую нормами права. В этом случае, как правило, заявитель получает отказ в назначении пенсии за выслугу лет и вынужден обращаться в суд. Подавляющее количество споров связано с включением в выслугу лет определенных периодов деятельности гражданина (учеба, практика, командировка и др.).
Суды рассматривают каждую конкретную ситуацию с применением законодательства, действовавшего на момент возникновения соответствующих правоотношений, подробно анализируют все периоды деятельности заявителя с позиции возможности их включения в выслугу лет. Еще одной категорией споров являются споры о назначении пенсии за выслугу лет в случае, когда для получения права на пенсию гражданину не достаточно имеющейся выслуги, при чем речь идет о непродолжительных периодах времени (к примеру, 1 месяц). Рассмотрение подобных споров, как правило, сводится к поиску периодов деятельности, возможных к включению в выслугу лет. Определенный интерес представляют споры о признании незаконной приостановку выплаты пенсии за выслугу лет .
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих…» пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 этого закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Таким образом, данная пенсия будет выплачиваться гражданам при поступлении на работу, но не на службу в органы, перечисленные в данной статье. При повторном поступлении на службу выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается до увольнения со службы. При этом за имеющуюся у гражданина выслугу лет устанавливается надбавка к денежному содержанию, что призвано частично компенсировать выплачиваемую ранее и приостановленную к выплате пенсию за выслугу лет.
Как указал Верховный суд РФ в Решении от 01.09.2015 г. № АКПИ15-765, «предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17.12.2001. – № 51. – Ст. 4831.
3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (1 ч.). – Ст. 4920.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Ст. 6965.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Ст. 6989.
6. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 04.03.1993. – № 9. – Ст. 328.
7. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18.05.2015 № 47-АПГ15-17 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Решение Верховного Суда РФ от 01.09.2015 № АКПИ15-765 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта «а» пункта 60 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утв. Приказом ФСБ РФ от 01.05.2003 № 302» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 7. Июль. 2016 (извлечение).
2. Литература
9. Батов А.В. Пенсия – способ возмещения вреда, причиненного здоровью и жизни военнослужащих // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 57-59.
10. Белоусова Ю.В. Страховая и накопительная части пенсии // Молодежь и научно-технический прогресс: Сборник докладов VIII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. – 2015. – С. 47 – 50.
11. Вафин Э.Я. Пенсионное обеспечение военнослужащих в России и за рубежом // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 10-1 (87-1). – С. 574-576.
12. Грачев И.С. Пенсионное обеспечение военнослужащих в условиях социального государства // World science: problems and innovations: сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 200-202.
13. Диветайкина Т.Е., Тамбовцева Ю.В. Особенности правового регулирования страховых пенсий по старости // XLIV Огарёвские чтения: Материалы научной конференции: в 3 частях. Ответственный за выпуск П. В. Сенин. – 2016. – С. 534 – 538.
14. Дитятковский М.Ю. Право государственного гражданского служащего российской федерации на государственное пенсионное обеспечение: новеллы правового регулирования // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2016. – № 3 (48). – С. 61-68.
15. Лачина Е.А., Лачин А.А., Савельева О.Е. Специфика реализации прав граждан на пенсию по выслуге лет // Правовая политика и правовая жизнь. – 2017. – № 1. – С. 69-73.
16. Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 7. – С. 101 – 106.
17. Неретина Ю.О. Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих на современном этапе // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: Сборник материалов XVIII всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 173-176.
18. Неретина Ю.О. Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих на современном этапе // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: Сборник материалов XVIII всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 173-176.
19. Новикова Е.Ю. Военные пенсии как мера социальной поддержки для бывших военнослужащих // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – № 1-3 (123). – С. 94-96.
20. Пяткова К.О. Пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. Ответственный редактор Е. Д. Родионов. – 2017. – С. 145-147.
21. Чупрова Е.В. О некоторых проблемах реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в законодательстве Российской Федерации // Адвокат. – 2014. – № 2. – С. 16-19.
22. Шахбанова Ю.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации // Юридический факт. – 2018. – № 23. – С. 55-59.