Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема мотивации относится к важным психолого-педагогическим проблемам. Исследование проблем, связанных с мотивацией позволяет определить причины и внутренние механизмы поведения человека. Проблемы мотивации в обучении остаются в современной психологии достаточно серьёзными. Они хотя и считаются изученными, но запросы реальной практики они не всегда удовлетворяют. Давно замечена тенденция в ситуации, что чем школьники становятся старше. Тем меньше их мотивация к обучению. Нельзя говорить о том, что подобное происходит повсеместно, но эта тенденция остаётся достаточно устойчивой.
Учебная деятельность субъекта занимает практически все годы его становления. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Часто говорят о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обладают высокой креативностью, которая поддерживает их мотивацию к освоению всего нового, что им предлагает педагог. Под креативностью в психологических исследованиях понимается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка. Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность и овладением основными видами учебных действий. У большинства младших школьников, начинающих школьное обучение, на протяжении длительного периода сохраняется игровая мотивация, которая практически всегда сопровождается большой творческой деятельностью детей.
Но учебная деятельность отличается от игровой и часто случается так, что учебная мотивация не всегда у ребёнка бывает достаточна и говорить о творческом подходе к учебной деятельности не приходится. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: выявить особенности взаимосвязи между мотивацией и креативностью в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: развитие креативности и её составляющих у младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь креативности и ее составляющих с учебной мотивацией младших школьников.
Гипотеза исследования: существует прямая взаимозависимость между креативностью и учебной мотивацией в младшем школьном возрасте, а именно чем в большей степени младшие школьники мотивированы на обучение, тем выше их креативность.
Задачи:
1.Рассмотреть психологические особенности младшего школьника.
2.рассмотреть понятия мотивации и креативности младших школьников.
3.Установить взаимосвязь креативности и мотивации в младшем школьном возрасте.
4.Выявить в ходе исследования взаимосвязь креативности и мотивации у младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, сравнительный анализ, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Психологические особенности младшего школьника
В период младшего школьного возраста у детей присутствует достаточно много личностных качеств, которые с возрастом постепенно уменьшаются. Ребёнок наивен и доверчив и у него всегда есть в запасе масса творческих идей. С течением времени он утрачивает свою непосредственность и начинает проявлять иную логику мышления. В частности это связано и с тем, что ему приходится менять игровую деятельность на учебную. Ведущей деятельностью младшего
школьного возраста становится учение, и он осваивает для себя роль ученика. В школе, наряду с приобретением знаний, умений и навыков, ребенок развивается социально. Изменениям подвергается его ценностно-смысловая сфера и меняется уклад его жизни [9].
Автор М.В Матюхина считает, что к концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известной степени личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками. Он уже имеет навыки самообладания и умеет подчинять себя обстоятельствам. У ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «я должен» над мотивом «я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. В период младшего школьного возраста у ребёнка появляются новые мотивы. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается более значимым и ценным, чем то, что имеет отношение к игре. Нельзя говорить о том, что ребёнок больше совершенно к игре не стремится. Он продолжает использовать в своей деятельности многие игровые формы, но тем не менее, ведущая учебная деятельность уже никуда не исчезает. Безусловно, мотивация к игре и мотивация к учебной деятельности – это совсем не одно и то же. Более того, если педагогам не стремиться к тому, чтобы мотивация к учебной деятельности стала устойчивой и стабильной, то постепенно она начинает угасать [3].
Творчество в игре и творчество в учебной деятельности это тоже далеко не одно и тоже. Совершенно не случайно. Практически во всей начальной школе у педагогов преобладают игровые технологии. Тем не менее, весь образовательный процесс выстроить на игровых методиках нельзя и здесь очень остро ставится вопрос о поддержании учебной мотивации у младшего школьника. В современной иерархии учебных целей считается, что прежде чем ребёнок выйдет на творческий уровень в обучении, он должен овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками. Лишь после этого можно говорить о творческом подходе к процессу обучения. Проблема взаимосвязи успеваемости ребёнка с учебной мотивацией до конца не изучена [9].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова М.: Издательский центр «Академия». Раритет.- 1997. - 704 с.
2. Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития[Текст] /Е.Г. Алиева.- Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН.- 1991. - С. 7-17.
3. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] /Д.Б. Богоявленская.- Психологический Журнал.- 1995. - №5. - С.49-58.
4. Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская.- Вопросы психологии. -1999. - №2. С.35 -41.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] /Л.И. Божович.- Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».- 1995. - 352 с.
6. Брушлинский, А.В. О субъекте мышления и творчества [Текст] / А.В. брушлинский.-Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.- С. 39-57.
7. Васильева, Н.Л. Развивающие игры как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении [Текст] / Н.Л. Васильева.- Мир психологии. 1998. - №4 (16). - С.82-95.
8. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1717-1719. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 20.04.2022).
9. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней [Текст] / В.В. Давыдов.- Вопросы психологии. -1997. -№1. -С.3-19.
10. Дорфман, Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман.- Вопросы психологии. -1999. -№2.-С.101-106.
11. Дружинин, В.Н. Структура Психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений [Текст] / В.Н. Дружинин.- Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 161-686.
12. Дьяченко, О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко. - Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997.- С.67-78.
13. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность[Текст] /Т.В. Иванова.- Вопросы психологии. -2002.-№1.- С.76-87.
14. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова.- М., 1991.-152 с.
15. Лозоцева, В.Н. Формирование учебной мотивации школьников
[Текст] / В.Н. Лозоцева. - Школа и производство. – 2004. - No4. – С. 23-36.
16. Маркова, Н.С. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности [Текст] / Н.С. Маркова.- Психологическая наука и образование. -2002.-№1.- С.51-58.
17. Митина, Е. В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина// Молодой ученый. —-2010. - № 8 (19). - Т. 2. — С. 175-176. - URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 20.04.2022)
18. Пиаже, Ж. О природе креативности [Текст] /Ж. Пиаже.- Вестник Московского Университета. Сер. 14 Психология. -1996. -№3.-С. 8-16.
19. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]// Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 79-82. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 20.04.2022).
20. Семенова, Г.А. Развитие учебно–познавательных мотивов
младших школьников [Текст]/ Г.А. Семенова. - М.: «Школьный психолог»,
2004. - No 10. – 18-21 с.
21. Серпова, Н.М. Формирование учебной мотивации у младших
школьников [Текст] / Н.М. Серпова. - «Сибирский учитель». - 2006.- No2.
22. Синельников, В.В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии [Текст] /В.В. Синельников.- Дошкольное воспитание. -1993.-№10.-С. 69-72.
23. Тешева, М.М. Роль стимулирования и мотивации в обучении
[Текст] / М.М. Тешева. - Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. –
2005. - No1. – С. 141-144.
24. Шрагина, Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности [Текст] / Л.И. Шрагина.- Психологический журнал. -2000. -Т.21, №4. С. 73-78.
25. Шумакова, Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей [Текст] / Н.Б. Шумакова.- Вопросы психологии. 2004.- №2.- С.119-127.
26. Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей [Текст] / Н.Б. Шумакова.- Вопросы психологии. -1996.- №3. С. 34-62.