Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Главным и обобщающим показателем эффективного управления предприятием является прибыль. Рост уровня прибыли демонстрирует нам усовершенствование использования производственных и финансовых ресурсов и получение дополнительных источников инвестиций для последующего развития.
Прибыль – это доход предприятия, приобретенный от производства и реализации продукции, оказания различных услуг, операций с ценными бумагами и выполнения работ промышленного характера. Данный показатель отображает все стороны финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому прибыль является конечным, оценочным показателем.
Для предприятия прибыль играет огромную роль, так как она считается одним из основных собственных финансовых ресурсов предприятия. Прибыль, представляя собой, источник производственного и социального развития, занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.
На данный момент тема прибыли является очень актуальной, потому что финансовое положение предприятий главным образом зависит от прибыли, кроме того, за счет оплат из прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, местных и региональных органов власти.
Так же прибыль является одной из сложных экономических категорий. Изучая формирование прибыли и источники ее получения, мы можем решить проблемы, которые связаны с прибылью предприятия. Актуальность, сложность и многообразность этих проблем, связанных с формированием и использованием прибыли, обусловливают необходимость исследования данных проблем применительно к выбранному нами предприятию.
Объект исследования - финансово-хозяйственная деятельность ООО «Алмаз Сервис».
Предмет исследования - формирование, распределение и использование прибыли данного предприятия.
Цель исследования – рассмотреть пути повышения прибыли на предприятие.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи рассмотреть понятие, сущность и значение производительности труда:
исследовать понятие и сущность прибыли как экономической категории;
определить виды и функции прибыли предприятия;
выявить методы формирования и распределения прибыли на предприятии;
дать анализ основных показателей, характеризующих финансовые результаты предприятия;
рассмотреть анализ формирования и использования прибыли ООО «Алмаз Сервис»;
изучить рекомендации по повышению эффективности формирования и распределения прибыли предприятия;
определить оценку экономической эффективности рекомендаций.
Информационная база – бухгалтерская отчетность ООО «Алмаз Сервис» за 20192021 гг.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды таких экономистов: Е.Ю. Алексейчева, О.В. Антонова, Н.А. Барышникова, В.Я. Горфинкель, О.В. Девяткин, Г.Г. Иванов и других, публикуемых в периодической печати по исследуемой проблеме. А также финансовая отчетность, в частности баланс предприятия, взятая нами с официального сайта.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемых источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1 Понятие и сущность прибыли как экономической категории
Современная экономическая теория рассматривает прибыль как распределительную форму чистого дохода общества, которая образуется в материальном производстве в результате сочетания факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов). Для того чтобы выявить финансовый результат (валовую прибыль или убыток) необходимо сопоставить выручку и затраты на производство, реализацию продукции.
Так, в соответствии со статьей 50 ГК РФ, «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации)» [2].
Таким образом, прибыль как экономическая категория характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации. В экономической литературе, посвященной вопросам управления финансами организаций, понятие прибыли не имеет единого четкого определения. В таблице 1 представлены авторские подходы к трактовке категории «прибыль».
Таблица 1
Авторские подходы к трактовке категории «прибыль»
Автор Сущность прибыли
В. Е. Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская [23].
Прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости, сформированную в процессе общественного воспроизводства для удовлетворения различных интересов предприятия и его собственника.
О. В. Борисова, Н. И. Малых, Ю. И. Грищенко, Л. В. Овешникова [19]. Прибыль представляет собой финансовый результат предпринимательской деятельности, является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости
Ю. Ю. Суслова, Н. Н. Терещенко [22]. Прибыль представляет собой приращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая не включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления
Т. И. Николаева, Н. Р. Егорова [17]. Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной и рыночной деятельности и представляющий собой разницу между совокупными затратами и доходами в процессе осуществления этой деятельности
Л. А. Брагин [15]. Прибыль – разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Как видно, несмотря на разнообразие определений, все авторы сходятся в том, что прибыль − это часть выручки, элемент прибавочной стоимости и, вместе с тем, это критерий и показатель результативности организации, стимулирующий предпринимательскую деятельность.
Подвергая анализу сущность прибыли, необходимо выделить ее отличительные особенности: является формой дохода предпринимателя; является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достигнуть установленный коммерческий успех; не является гарантированным доходом предпринимателя и выражает и плату за риск ведения предпринимательской деятельности; характеризует не весь предпринимательский доход, а представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами предпринимательской деятельности; служит стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.
Чернова В.Э., Шмулевич Т.В., опираясь на рассмотренные выше характеристик прибыли сформулировали ее определение: «Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск ведения предпринимательской деятельности, выступающий в виде разницы между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности» [26].
Исследование прибыли как экономической категории производится достаточно отвлеченно, но при осуществлении прикладных исследований деятельности предприятия анализ и управление прибылью ведется с применением конкретных показателей. Достаточно емким и информативным показателем служит балансовая прибыль.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию (включенными в себестоимость продукции) [17, 19].
Мнение предпринимательского сообщества разнится с представленной ранее точкой зрения. Предприниматель применяет дефиницию «прибыль» чтобы обозначить разность совокупного дохода и издержками явными и неявными. К. Маркс объясняя необходимость отделения друг от друга этих двух пониманий одной экономической категории, вводит понятие «чистая экономическая прибыль» [8].
В результате этих коллизий с формулировками, в экономике фигурирует три вида прибыли [10]: общественно признаваемая прибыль, она же бухгалтерская (образуется через вычитание из дохода бухгалтерских издержек и регистрируется в бухгалтерских документах); нормальная прибыль (применяется для обозначения альтернативных издержек предпринимательского капитала.
При равенстве бухгалтерской и нормальной прибыли предпринимательское вознаграждение равно нулю); чистая экономическая прибыль или чистая прибыль (надбавка к нормальной прибыли, равна разнице между бухгалтерской прибылью и неявными издержками). В экономическом сообществе бытует мнение, что «чистая экономическая прибыль представляет собой разновидность экономической ренты». Данное трактование понятия подменяет чистую экономическую прибыль понятием ренты, тем самым, исключая из экономической теории термин «прибыль» [12].
Употребление понятия чистой прибыли в предпринимательской среде имеет еще одно толкование: чистая прибыль – это часть общей прибыли, оставшейся после уплаты налогов и начисления амортизации. Явная путаница в терминологии усугубляется применением еще одной трактовки прибыли – сверхприбыль. Этот термин (сверхнормальная прибыль) чаще всего применяется для характеристики результативности деятельности фирм, функционирующих в отраслях промышленности, в которых извлекаемая прибыль превосходит все альтернативные издержки [6].
Как упоминалось ранее, целью любой организации должно быть не получение максимальной величины прибыли, а формирование объема прибыли, позволяющее сохранять и развивать конкурентоспособность и динамичное развитие своего производства. Для решения этой задачи необходима осведомленность об источниках создания прибыли и эффективных методах их использования. Для рыночных условий ученые отмечают три основных источника получения прибыли:
образуется путем достижения предприятием монопольного положения на рынке;
результат производственной и предпринимательской деятельности. Зависит от знания конъюнктуры рынка и способности адаптироваться к изменениям внешней среды. Объем прибыли зависит: от производственной направленности предприятия (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи товаров и услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от эффекта масштаба; от структуры издержек производства;
результат степени интенсивности и результативности инновационной деятельности предприятия [14].
Таким образом, в условиях рыночной экономики стремление к получению прибыли толкает производителей на рост объема производства необходимой потребителю продукции и снижению затрат на ее производство. А это опосредовано, в условиях развитой конкуренции влияет не только на реализацию собственных целей организаций, но и происходит удовлетворение общественных потребностей.
Принимая во внимание ранее представленные трактовки понятия «прибыль» и ее признаков осуществим формулировку этой экономической категории.
1.2 Виды и функции прибыли предприятия
В настоящее время прибыль как экономическая категория подлежит множественной классификации по различным основаниям.
Если рассматривать в качестве классификационного признака порядок формирования прибыли, то можно выделить следующие ее виды. Валовая прибыль, представляющая собой разницу между выручкой от реализации и себестоимостью продаж. Маржинальный доход или прибыль от продаж, отражающий превышение выручки от реализации над себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. Прибыль до налогообложения, представляющая собой налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль. Ее величина определяется как разность между реализационными и внереализационными доходами и расходами [10].
Чистая прибыль – конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта, определяемый как разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль. В зависимости от источника формирования прибыль делится на три вида: прибыль, получаемая организацией в результате реализации продуктов и услуг; прибыль, получаемая организацией благодаря продаже и сдаче в аренду недвижимого имущества; внереализационная прибыль, которая образуется в результате деятельности, не связанной со сбытом и реализацией товаров и услуг.
Отталкиваясь от видов деятельности, непосредственно приносящих доход, выделяют операционную прибыль (прибыль, получаемую от обычных видов деятельности), прибыль от финансовой и инвестиционной деятельности. Как правило, чистая прибыль предприятия формируется в основном за счет операционной прибыли. В зависимости от характера использования прибыли принято выделять нераспределенную (капитализированную) прибыль и прибыль, направляемую на выплату дивидендов (потребленную) [7].
В первом случае прибыль остается внутри хозяйствующего субъекта и направляется на дальнейшее развитие его деятельности, а во втором – выводится за пределы организации в виде дивидендов ее владельцам (собственникам). Наконец, в зависимости от периодичности своего получения прибыль может быть регулярной и чрезвычайной, то есть получаемой на постоянной основе и разовой. В таблице 2 представлена классификация прибыли. Характеризуя экономическое содержание прибыли, следует выделить ее основные функции: стимулирующая; распределительная; эффективность деятельности предприятия.
Анализируя, представленные в таблице 2 данные, видим, что функции
Фрагмент для ознакомления
3
I. Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Справочно-правовая система Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru.
II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов
4. Гордиенко, Д. В. Мировой финансово-экономический кризис и обес-печение экономической безопасности государства. - М. : Ар-гамак - медиа, 2019. - 392 с.
5. Манохина, Н.В. Экономическая безопасность. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 320 с.
III. Статьи из периодических изданий
6. Борталевич С.И. Государственное регулирование доходов населения в России // Проблемы рыночной экономики. – 2019. - № 3. – С. 14-22.
7. Гребенцов П. А. Особенности мотивации труда персонала промышленных предприятий // Молодой ученый. – 2018. – №7. – С. 54-57.
8. Мироседи С. А. Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия // Символ науки. – 2016. – № 5. – С. 161–165.
9. Потеев А.Т. Качество труда и факторы его повышения. Экономические исследования и разработки // Электронный научно-исследовательский журнал. – 2018. – №1. – С. 137-141.
10. Рогаева А.Г. Концепция регулирования заработной платы // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - № 4. – С.58-60.
11. Спиридонова К. А. Взаимосвязь производительности труда и фонда заработной платы // Молодой ученый. – 2018. – № 11. – С. 71–74.
12. Хайдукова Д. А. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия. // Молодой ученый. – 2019. – № 21 (125). – С. 519-521.
13. Царева Н.А. Инновационный подход к управлению человеческими ресурсами: концепция «job crafting intervention» // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 2(19). – С. 12-15.
14. Царева Н.А. Особенности мотивации труда государственных служащих: роль организационной культуры // Современная научная мысль. – 2016. – №6. – С. 217-222.
IV.Статистические сборники и справочная литература
15. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.
16. Антонова О.В. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 320 c.
17. Арзуманова Т.И. Экономика организации: учебник. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 c.
18. Барышникова Н.А. Экономика организации: учебное пособие для СПО. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 191 c.
19. Борисова О.В. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 651 с.
20. Горфинкель В.Я. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 318 c.
21. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник. - М.: КноРус, 2019. - 368 c.
22. Девяткин О.В. Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 848 c.
23. Девяткин О.В. Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 126 c.
24. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля): учебник в. - М.: Форум, 2018. - 192 c.
25. Коршунов В.В. Экономика организации: учебник и практикум для СПО. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 407 c.
26. Котерова Н.П. Экономика организации: учебник. - М.: Academia, 2017. - 416 c.
27. Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 354 с.
28. Соколова С.В. Экономика организации: учебник. - М.: Academia, 2019. - 154 c.
V. Интернет-ресурсы
29. Доходы населения и их покупательная способность в 2018 г. и в начале 2019 г. URL: https://dcenter.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/283634927
30. Заработная плата //Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
31. Нестеров А.К. Трудовые ресурсы предприятия // Энциклопедия Нестеровых. URL: http://odiplom.ru/lab/trudovye-resursy-predpriyatiya.html
32. ООО «Алмаз Сервис» URL: https://www.rusprofile.ru/id/11253282
33. Средняя зарплата в России URL: http://vsezarplati.ru/zarabotok/razmery-zarplat/srednyayazarplata-v-rf.html