Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что было выдвинуто множество теорий и методов исследования. Особенности высшего типа нервной деятельности и свойства темперамента уже давно привлекают внимание исследователей. Однако полученные ими данные крайне противоречивы. При этом только тщательное изучение этой проблемы покажет и правильно истолковать специфику взаимосвязи типа ВНД со свойствами темперамента в индивидуальности. Это обстоятельство предопределило актуальность нашего исследования.
Темперамент является основой для дальнейшего формирования и формирования личностных качеств, характерных только для конкретного человека. Несмотря на то, что термин «темперамент» появился давно, до сих пор нет определенного понятия, с которым бы согласились все ученые. В зависимости от разных восприятий психологи приписывают темпераменту разные черты. Но традиционным и уже установленным признаком свойств темперамента является их зависимость от свойств нервной системы. Кроме того, на данный момент существует четыре основных темперамента.
Объект - высшая нервная деятельность и темперамент.
Предмет - связи между высшей нервной деятельности и темпераментом.
Цель - рассмотреть закономерности взаимодействия высшей нервной деятельности и темперамента.
Исходя из поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
изучить понятие темперамента;
изучить свойства темперамента;
изучить характеристику типов темперамента;
изучить общие сведения о высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы;
изучить классификацию типов высшей нервной деятельности;
изучить взаимосвязь типов высшей нервной деятельности и темперамента;
изучить взаимосвязь темперамента и личности;
изучить взаимосвязь темперамента и деятельности.
Идея природы, отраженный в деятельности ВНД была предложена впервые И.М. Сеченова в своем знаменитом труде «рефлексы головного мозга» (1863). Экспериментально идеи И. М. Сеченова подтвердили И.П. Павлов. Сеченова и И.П. Павлов являются основоположниками теории рефлексов, материалистически объясняя принципы человеческого отражения окружающего материального мира. И.П. Павлов разработал теорию рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. И.П. Павлов показал, что высшая психическая активность мозга заключается в формировании нервными клетками новых взаимосвязей между стимулами и реакциями, то есть в формировании новых рефлексов. Данный вопрос изучали Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.М. Русалова и др.
Методологическая основа - методы исследования определялись согласно целям и поставленным задачам, связаны с изучением и анализом литературы. В данной работе применялись следующие теоретические методы: классификация, обобщение, сравнительный анализ и синтез.
Структура работы – введение, две главы, в каждой из которых выделены параграфы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВНД И ТЕМПЕРАМЕНТА
1.1 Понятие темперамента
При нынешнем разнообразии мнений и теорий большинство ученых признают, что темперамент является биологической основой, к которой человек формируется как социальное существо, а возникающие темпераментные черты личности более устойчивы и долговечны.
Этимологически слово «темперамент» происходит от латинского слова «temperamentum», что означает пропорциональность, правильное соотношение. Слово было введено в научном обороте от Клавдий Гален, перевел с греческого «красис» в переводе с латыни, как «темперамент».
Темперамент — это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень равновесия реакций на жизненные последствия.
Однако советский психолог Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темперамент — это совокупность психических особенностей, характерных для данного человека, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. скоростью чувств, с одной стороны, и их силой, с другой».
Суммируя все существующие и существующие теории, можно выделить характерные виды темпераментов по разным причинам.
Гуморальный подход;
Психологический подход;
Психосоматический подход;
Физиологический подход;
Нейрофизиологический подход.
Поэтому темперамент — это обобщение специфических и индивидуальных свойств психики, хотя они проявляются в различных видах человеческой деятельности, но остаются постоянными на протяжении всей жизни.
Основными компонентами, определяющими темперамент, являются:
во-первых, общая активность психической деятельности и поведения человека, выраженная в разной степени желания активно действовать, осваивать и трансформировать окружающую среду, проявляющуюся в различных видах деятельности;
во-вторых, двигательная активность, показывающая состояние активности двигательного аппарата и речи; выражается в силе, резкости, скорости, интенсивности мышечных и речевых движений человека, его внешней подвижности или сдержанности, разговорчивости или, наоборот, молчании;
в-третьих, эмоциональная активность, выражается в эмоциональной подвижности, импульсивности и эмоциональной впечатлительности. Помимо того, что темперамент проявляется в поведении и поступках человека, он имеет и внешнее выражение.
О некоторых свойствах человеческого темперамента можно судить по внешним стабильным характеристикам. Такие черты, как тот или иной темперамент, начинают проявляться в раннем детстве. Задача воспитателей и воспитателей - учесть эти особенности и помочь детям развить способность управлять своим темпераментом, использовать его положительные стороны и избавиться от плохих качеств.
Роль темперамента работы и учебы заключается в том, что от него зависит величина воздействия на деятельность различных психических состояний, называемых суровыми положениями, эмоциональными факторами или учителями Бога. Ученые доказали, что повышение и снижение функционального уровня активности определяется значением стимула, вызывающего психическое напряжение. Значение такого стимула, при котором повышается функциональный уровень, обычно называют оптимальным, а при котором уменьшается - пессимальным. Оптимальные и плохие значения активного стимула зависят от типа нервной системы и темперамента личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белинская Е.П. Социальная психология личности // Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Академия, 2009, 304 c.
2. Гоникман Э.И. К учению о темпераментах. Расширенный взгляд // Э.И. Гоникман - М.: Велигор, 2013, 224 c.
3. Гуревич П.С. Психология личности // П.С. Гуревич - М.: Юнити-Дана, 2009, 560 c.
4. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о счастье // В.С. Дерябин – М.: Мир, 2016, 944 c.
5. Капустина А.Н. Социальная психология личности. В 2 частях. Часть 1 // А.Н. Капустина - М.: Издательство СПбГУ, 2012, 144 c.
6. Кейрси Д. Пожалуйста, пойми меня - II. Темперамент. Характер. Интеллект // Д. Кейрси - М.: Черная Белка, 2011, 320 c.
7. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности: Избранные труды // В.Д. Небылицын - М.: МОДЭК, 2000, 688с.
8. Немов Р.С. Общая психология. Том 3. Психология личности // Р.С. Немов - М.: Юрайт, 2012, 752 c.
9. Непопалов В.Н. Психические процессы и личность // В.Н. Непопалов, Е.В. Романина, А.В. Родионов – М.: РГГУ, 2009, 216 c.
10. Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды // Под ред. М.Г. Ярошевского - М.: МОДЭК, 1996, 320с.
11. Реан А.А. Общая психология и психология личности // А.А. Реан - М.: Прайм-Еврознак, 2011
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // С.Л. Рубинштейн - М.: Питер, 2000, 712с.
13. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. Вопросы психологии // В.М. Русалов – М.: 1985, №11
14. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений // Е.Б. Старовойтенко - М.: Трикста, 2008,256 c.
15. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии // Под общ. ред. М.В. Равич-Щербо - М.: 1982
16. Теплов Б.М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. Вопросы психологии // Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын – М.: 1963, № 5
17. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Б.М. Теплов Избранные труды: В 2 т. Т. 1 - М.: 1985
18. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение. Психология индивидуальных различий // Б.М. Теплов - М.: 1982
19. Утлик Э.П. Психология личности // Э.П. Утлик - М.: Academia, 2013, 320 c.
20. Фрит К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир // К. Фрит - М.: Астрель, 2015, 336 c.