Фрагмент для ознакомления
2
Организационно-правовая форма применительно к Центральному банку Российской Федерации тождественна с определением его правового статуса. Источниками статуса и организационно-правовой формы Центробанка РФ являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», принятый в 2002 году. Тем не менее, Конституция, как уже было отмечено, закрепляет только поверхностные вопросы, связанные с организацией, деятельностью Центробанка и его взаимодействием с другими органами государственной власти. В ней также содержатся нормы о том, что Банку России дано исключительное право на денежную эмиссию .
Многим ученым не чуждо утверждение о двойственности конституционно-правового статуса Центробанка. К примеру, Ю.А. Тихомиров говорит о том, что Центральный банк представляет собой и орган государственного управления», и административный центр всего банковского сектора . И.В. Целыковский в своем исследовании, несмотря на признание за Центральным банком иной, невластной природы, тем не менее, обращает внимание на то, что у Банка России имеется право на издание внутренних актов, указов, инструкций, которые являются обязательными к исполнению для всех уровней власти .
«Центральный банк в рамках осуществления своей профессиональной деятельности издает ежегодно целый ряд положений, указов и инструкций, которые обязательны к исполнению всеми органами федеральной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, а также коммерческими банковскими структурами, входящими в банковский сектор. Для последних учреждений он также создает предписания, правила ведения операций, бухгалтерского учета, статистической отчетности и т.д. Несмотря на все эти факты, ученые обращают внимание на то, что указы Банка России не становятся на один уровень с федеральными. Но нужно ли это стране, и так ли важен подзаконный характер распоряжений и нормативных актов для определения Центрального банка как государственного органа. Это совсем не имеет значения для выяснения его статуса, ведь само полномочие о возможности издания указов и актов уже говорит о многом» .
Банк России – это в первую очередь контрольно-надзорный орган, который уполномочен федерацией на регулирование деятельности кредитных и коммерческих организаций на территории страны. Причисление Центральному банку статуса коммерческой организации или унитарного предприятия идет вразрез с самыми главными функциями и полномочиями органа.
Полномочия Банка России в сфере нормативного регулирования деятельности коммерческих банков предполагают его исключительные права по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции. При этом акты Банка России не должны противоречить федеральному законодательству.
Однако, действующие в России нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность коммерческих банков, не достаточно регулируют их оперативную деятельность. В целях восполнения нормативно-правового пробела в регулировании оперативной деятельности банков разрабатываются локальные корпоративные акты по инициативе самой кредитной организации для разрешения различных внутренних вопросов. Их принятие является также обязанностью банка, установленной в нормативных правовых актах Центрального банка. Так, например, в Приложении 2 к Положению Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», содержится перечень основных вопросов, связанных с осуществлением внутреннего контроля, по которым кредитная организация должна принять внутренние документы.
Государство может посредством запретов и ограничений системно решать конкретные экономические проблемы, минимизируя при этом разрыв в регулировании и чрезмерном регулировании . Государство разграничивает общие и специальные ограничения и требования, установленные Центральному банку и коммерческим банкам. Ограничения и требования касаются организационно-правовой формы существования банка как юридического лица, названия, уставного капитала, минимального размера собственных средств, имущественных взаимоотношений с государством и т.д. Указанные требования нужно выполнить на первом этапе организации кредитной организации, т.е. до начала занятия банковской деятельностью.
Законодатель значительно ограничивает и правоспособность банков, например, в частности установления прямого запрета для них на занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, а также на деятельность на фондовом рынке.
Основные показатели или индикаторы оценки банковской безопасности были сформулированы на основе Базельского комитета, а также исходя из мировой практики финансовой деятельности. Все индикаторы предложены для того, чтобы предотвратить и не допустить возникновение критического уровня для элементов системы. Одним из самых важных индикаторов является норматив достаточности капитала. Именно капитал банков представляет собой «финансовую подушку безопасности», которая помогает банкам выполнять свои функции даже в кризисные ситуации, несмотря на различные структурные изменения и внешние опасности. Кроме того, активы банков, исходя из основной формулы балансового соотношения (капитал и обязательства формируют активы) зависят от капитала. Если капитал банка снизится по отношению к общему числу активов, структура активов и капитала, достаточность активов для покрытия рисков, любой банк может стать банкротом с учетом других негативных внешних факторов. Если капитал банка по отношению к общему числу актива повысится, то банк также понесет убытки. В подобных случаях, при высокой доле капитала снижается эффективность использования капитала и организации приходится поднимать доходность и другие сборы. Поэтому, существует минимальное значение норматива, которое находится на уровне 8% в мировой практике. В России существует три норматива достаточности капитала для банковской системы. Данные базовые стандарты-нормативы называются Н1.1 – минимальное значение 4,5% (норматив достаточности базового капитала банка), Н1.2 – минимальное значение 6% (норматив достаточности основного капитала банка) и Н1.0 – минимальное значение 8% (норматив достаточности собственных средств (капитала) банка), входящие в перечень обязательных нормативов банков, которые были утверждены Инструкцией Банка России от 29 ноября 2019 г. № 1969-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» . Если оценить значимость капиталов отдельных банков, можно и оценить устойчивость всей банковских системы в целом.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации является главным регулятором и контролирующим органов в банковской системе страны. Для этого Банк России издает различного рода положения и указания, которые позволяют регулировать ситуацию и деятельность коммерческих банков в банковском секторе. Для полноты раскрытия темы исследования, целесообразно изучить имеющийся зарубежный опыт в данной сфере, данному вопросу будет посвящен следующий раздел работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 14.06.2020) «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9004805.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 20.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901822004.
3. Инструкция Банка России от 29 ноября 2019 года N 199-И (ред. от 03.08.2020) «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/564062416.
4. Современная банковская система Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Алексеева [и др.]; отв. ред. Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 290 с.
5. Блиндер А.С. Система сломалась, надо ее укрепить: переосмысление финансового регулирования / А.С. Блиндер // Банки: мировой опыт. – 2020. – № 1. – С. 46-50.
6. Козырь Н.С. Стресс-тестирование как метод анализа банковских рисков / Н.С. Козырь, А.А. Епраносян // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2020. – № 22 (256). – С. 31-44.
7. Ручкин Р.О. Правоспособность кредитных организаций / Р.О. Ручкин // Вестник МГТА. – Выпуск 2. – 2019. № 22. – С. 83-91.
8. Шеремета С.В. Центральный банк РФ. Его функции и политика / С.В. Шеремета // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2022. - № 1. - №3.- С. 315-326.
9. Bloomberg сообщил о росте спроса на наличные в России с начала марта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/19/04/2020/5e9c6bca9a7947e88642ffda.
10. TIBER-EU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ecb.europa.eu/paym/cyber-resilience/tiber-eu/html/index.en.html.
11. Банковские тайны: стало известно, что будет с вкладами населения этим летом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://svpressa.ru/economy/article/265425.
12. Банковский кризис и методы его преодоления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/bank/00366069_0.html.
13. Влияние санкций Запада на экономику России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oilstat.ru/analytics/153541.
14. Госдума одобрила схему передачи оборонных кредитов в Промсвязьбанк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/18/07/2018/5b4de39b9a794705f38b2f3e.
15. Информационная безопасность в банках [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php.
16. Количество действующих кредитных организаций и их филиалов, по регионам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/42611.
17. Национальный банковский совет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.banki.ru/wikibank/natsionalnyiy_bankovskiy_sovet.
18. Облигации российских кредитных организаций // Официальный сайт информационного агентства Финмаркет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusbonds.ru/srch_simple.asp.
19. Список антироссийских санкций // Российское агентство международной информации РИА Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/politics/20140718/1016514535.html.
20. Статистика банковского сектора Банка России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/?prtid=svs.