Фрагмент для ознакомления
2
Отношения между США и Латинской Америкой – это межгосударственные взаимоотношения США со странами латиноамериканского региона, такими как Мексика, Боливия, Перу, Эквадор, Гаити, Панама, Коста-Рика и др. Исторически сложилось так, что двусторонние отношения между США и различными государствами латиноамериканского региона отличались сложностью и многогранностью.
Тесное региональное сотрудничество не раз сменялось периодами экономической и политической напряженности и даже соперничества. 1930-е годы в определенном смысле стали переломными в истории американо-латиноамериканских отношений. В конце 1920-1930-х гг. в Латинской Америке со стороны североамериканских монополий продолжалось проведение экспансионистской политики:
– Прокладывание дороги вооруженными интервенциями,
– Применение политики «большой дубинки» и пр.
Еще c XIX века США насильственным и военным путем вмешивались и вторгались в страны Латинской Америки, защищая свои собственные интересы, в частности коммерческие интересы американских бизнесменов. Чтобы добиться соглашения с этим регионом, американское правительство макиавеллистским путем военной интервенции принуждали стран-должников к сотрудничеству.
Это привело к тому, что в 30-х годах прошлого столетия Аргентина и другие латиноамериканские страны, опасаясь еще большего вмешательства США во свои внутренние дела, во главе с Карлосом Сааведра Ламасом – аргентинским политиком, правоведом и первым латиноамериканским лауреатом Нобелевской премии мира – подписали проект антиамериканского антивоенного соглашения – пакт Сааведра Ламаса, названный в честь своего автора.
Предшественник Рузвельта, президент Герберт Гувер, уже пытался улучшить отношения США с Латинской Америкой. Будучи министром торговли в начале 1920-х годов, он продвигал латиноамериканскую торговлю и инвестиции, а после вступления в должность в 1929 году Гувер пообещал сократить вмешательство США в латиноамериканские дела.
Однако в конце 19-го и начале 20-го веков США продолжали периодически использовать военную силу или угрозы для защиты коммерческих интересов американских компаний, работающих в странах Латинской Америки. В результате многие латиноамериканцы стали все более враждебными по отношению к Соединенным Штатам и их так называемой «дипломатии канонерок» к тому времени, когда президент Рузвельт вступил в должность в 1933 году.
Главный вызов неинтервенционистской политике Гувера исходил от Аргентины, тогда самой богатой латиноамериканской страны. С конца 1890-х до 1930-х годов Аргентина реагировала на то, что ее лидеры считали американским империализмом, предпринимая постоянные усилия по подрыву способности Соединенных Штатов использовать военную силу в Латинской Америке.
Желание Мексики предотвратить американскую военную интервенцию в Латинскую Америку выросло из потери половины ее территории в мексиканско-американской войне с 1846 по 1848 год. Отношения между США и Мексикой были еще более испорчены американским обстрелом и оккупацией порта Веракрус в 1914 году, а также неоднократными нарушениями мексиканского суверенитета американским генералом Джоном Першингом и его 10 000 солдат во время мексиканской революции с 1910 по 1920 год.
Реализация открытых и грубых форм агрессии привела к усилению в Латиноамериканских Штатах ненависти к США, создавая тем самым определенные риски и угрозы их позициям в регионе. Все это привело к тому, что в правящих кругах США все чаще речь шла о пересмотре и изменении методов и средств экспансии в Южной Америке. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг., с особой силой обрушившийся на страны Латинской Америки, повлек за собой ослабление позиций США в регионе.
В 1929 году их капиталовложения составляли порядка 5,187 млн. долл., то к 1936 году этот показатель снизился до 2,803 млн. долл. Вмешательство США во внутренние дела стран Латинской Америки стало все больше усиливаться, что не могло не вызывать опасения и южных соседей. В начале 1930-х гг. правительство Аргентины произвело попытку консолидации стран латиноамериканского региона против американской экспансии. Карлос Ламас создал проект антиамериканского антивоенного соглашения. Ближе к концу 1932 года правительствами нескольких южноамериканских стран был подписан антивоенный пакт, получивший название пакт Сааведра Ламаса. Вашингтон усмотрел в этом угрозу американским интересам.
В условиях постоянного возрастания международной напряженности и опасности еще одной мировой войны, исходивших в первую очередь от милитаристской Японии и фашистской Германии, в условиях мирового торгово-экономического кризиса, все больше подталкивающего серьезно страдавшие от кризиса США, современная международная обстановка выражала значительную потребность в сотрудничестве между государствами и попытки поддержания мира и недопущению повода к мировой войне. Перед американским правительством стоял выбор между изоляционизмом и интернационализмом, и главным условием выбора была необходимость выйти из экономического кризиса и как можно скорее восстановить экономику.
Во внешней политике предыдущих американских президентов прослеживалась традиция следования доктрине Монро, изоляционизма в Европе. Эти принципы очень крепко укоренились во дипломатии США и имели большое значение. «Невовлечение» американцев в политические союзы и войны между другими странами позволяло им использовать противоречия европейских стран против них же самих, превращая их в огромные военные конфликты.
Однако «великая экономическая депрессия» привела к тяжелым для самих США последствиям от политики «экономического национализма». В современных условиях Франклину Рузвельту пришлось отказаться от агрессивного империалистического диктата, часто проявлявшегося в использовании принципов «большой дубинки» и «дипломатии доллара», в сторону более гибких методов экспансии США, в особенности в отношениях с Латинской Америкой. Новая политика Ф. Рузвельта получила названии политики «доброго соседа» и была направлена на снижение роста национального освободительного движения латиноамериканских государств.
В 1930 году заместитель государственного секретаря США Кларк опубликовал меморандум, в котором была осуществлена попытка обеления доктрины Монро и представления ее сущности в качестве орудия империалистической политики США. Фактически меморандум Кларка ознаменовал программу начала новой, активной политики «добрососедства и сотрудничества» США со странами Латинской Америки.
Вскоре после его опубликования госдепартаментом США представительствам латиноамериканских стран были разосланы ноты, в которых утверждалось, что правительство Гувера выступает против вмешательства в их внутренние дела и что в политике по отношению к ним США руководствуются «искренней дружбой» и «гуманными принципами». В 1933 году вступивший на пост президент США Франклин Рузвельт официально объявил об отказе от политики «большой дубинки» и провозгласил новую политическую доктрину. Так, на смену эпохе империалистических банановых войн пришла политика «добрососедства».
Эта политика должна была укрепить взаимоотношения между Северной и Южной Америкой, снизить риск военных конфликтов, не допустить военных интервенций с североамериканской стороны.
Однако проведение этой политики не означало отказа от американского империализма. США все еще стремились к достижению господства над Латинской Америкой. Им необходимо было найти союзников в этом регионе и не допустить внедрения туда гитлеровской Германии, Японии и Италии. Кроме того, одной из важнейших целей в условиях кризиса было защитить свои экономические интересы, так как в период депрессии торговля со странами латиноамериканского региона потеряла около 70%.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антясов М. В. Панамериканизм: идеология и политика – М.: Мысль, 1981. – 269 с.
2. Богатуров А. Д. «Стратегия перемалывания» в международных отношениях и внешней политике США. – М., 2004. – 48 с.
3. Гонионский С. А. Латинская Америка и США. 1939–1959. Очерки истории дипломатических отношений. – М., 1960. – 544 с.
4. Гринин Л. Е. Великая депрессия 1929–1933 гг. // Философия и общество. – 2009. – №2. – С. 184–201.
5. История Латинской Америки. 1918–1945 гг. / РАН. Ин-т всеобщ, истории. Отв. ред. Н. П. Калмыков. – М., 1999. – 484 с.
6. Наумов А. О. Дипломатическая борьба в Европе накануне Второй мировой войны. История кризиса Версальской системы. – М., 2007. – 415 с.
7. Очерки истории Чили / Н. М. Лавров, М. С. Альперович, В. И. Ермолаев, М. Ф. Кудачкин. – М., 1967. – 542 с.
8. Пахомов В. Ф., Чувпило А. А. Межамериканская система: место и роль в политической истории Америки. – Харьков, 2003. – 92 с.
9. Проблемы американистики: Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории: Материалы ассоциации изучения США / Отв. ред. А. С. Маныкин. – М., 2001. Вып. 11. – 220 с.
10. Рамирес Некочеа Э. США и Латинская Америка, 1930–1965. – М., 1967. – 224 с.
11. Системная история международных отношений: В 4 т. События и документы. 1918–2000 / Отв. ред. А. Д. Богатуров. Т. 2. Документы 1910–1940-х годов / Сост. А. В. Мальгин. – М., 2000. – 243 с.
12. Согрин В. В. Экономический кризис 1929–1933 гг. в США и современность» // Вестник МГИМО. – 2009. – №3. – С. 3–18.
13. Строганов А. И. Латинская Америка: страницы истории XX века. – М., 2011. – 168 с.
14. Строганова Е. Д. Политика США в отношении левых режимов Латинской Америки (часть первая) // Берегиня.777.Сова. Научный журнал. – 2011. – №4(11). – С. 76–88.
15. Сударев В. П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка. Вторая половина XX в. – М.: ИЛА РАН, 2000. – 357 с.
16. Чеботарев Ю. А. – Динамический баланс региональных подсистем Западного полушария: панамериканизм и латиноамериканизм // Международные отношения. – 2018. – №2. – С. 50–60.
17. Шихов В. А. Доктрина Монро: содержание и формирование принципов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №12(66) – С. 120–123.
18. Международные отношения в Латинской Америке (1918–1945) // Военная литература [Электронный ресурс] Режим доступа: http://militera.lib.ru/research/bogaturov/11.html
19. Поправка Платта // История США в документах [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/popravka-platta.php
20. Развитие стран Латинской Америки в 20–30-е годы // Lybs.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lybs.ru/index-2557.htm
21. Франклин Делано Рузвельт. Первая инаугурационная речь 4 марта 1933 года // Ritori [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ritori.com.ua/useful/speaches/detail.php?ID=265
22. Monroe J. Seventh Annual Messege, December 2, 1823 // The American Presidency Project [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=29465
23. Roosevelt T. Fourth Annual Messege, December 6, 1904 // The American Presidency Project [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=29545