Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Процесс перехода от младшего школьного возраста к младшему подростковому возрасту в психологической науке считают одним из самых сложных, поскольку в данный возрастной период происходит активное становление личности. В первую очередь это связано с тем, что расширяется и обновляется круг общения ребенка, увеличиваются границы познания окружающего мира, что обуславливает направленность и специфику взаимоотношений с окружающими.
При переходе с младшего школьного возраста к младшему подростковому возрасту претерпевает изменение ведущий вид деятельности. Теперь уже не учебная деятельность оказывает доминирующее воздействие на формирование личности, а общение со сверстниками. При этом необходимо отметить, что общение со взрослыми уходит на второй план, в результате чего возникают некоторые разногласия.
Исходное состояние проблемы. Исходя из вышеизложенно было выявленно, что проблема изучения особенностей содержания общения младших подростков со взрослыми представляет собой одну из наиболее актуальных проблем для научных исследований. Это связано с тем, что в данный возрастной период происходит большое количество конфликтов в диадае «взрослый-младший подросток».
Объект исследования – взаимодействие детей и взрослых.
Предмет исследования – особенности содержания общения обучающихся младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста со взрослыми.
Цель исследования – выявить особенности содержания общения младшего подрасткового возраста со взрослыми по сравнению с обучающимися младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – в младшем школьном возрасте враждебность и автономность по отношению к взрослому будет ниже, чем в младшем подростком возрасте.
Задачи исследования:
1. Выделить характеристики взаимодействия обучающихся младшего школьного и младшего подросткового возраста со взрослыми.
2. Выявить особенности содержания общения обучающихся младшего школьного и младшего подросткового возраста со взрослыми.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей содержания общения обучающихся младшего школьного и младшего подросткового возраста со взрослыми.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования особенностей содержания общения обучающихся младшего школьного и младшего подросткового возраста со взрослыми.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR),
U-критерий Манна-Уитни.
База и выборка эмпирического исследования. Исследование было проведено на базе МКОУ Давыдовская СШ. В диагностике принимали участие 43 человека (21 обучающихся 4 «А» класса и 22 обучающийся
6 «А» класса).
Структура и объем работы. Структура работы: введение, основная часть, которая включает в себя две главы и четырех параграфов, заключение, списка использованной литературы из 23 источников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ВЗРОСЛЫМИ
1.1. Характеристики взаимодействия обучающихся младшего школьного и младшего подросткового возраста со взрослыми
Обучающиеся 5-6 классов, а именно дети 10-12 лет, находятся в переходном периоде от младшего до подросткового возраста. Данный возрастной этап в психологии называют младшим подростковым возрастом.
Младший подростковый возраст – важный жизненный этап в жизни человека, так как носит характер перехода от детства к зрелости. Данный возраст характеризуется постепенным приобретением взрослой жизни, а именно возрастает независимость детей от взрослых, возникает негативизм – стремление сопротивляться, не поддаваться никаким влияниям, предложениям, мнениям, чувствам взрослых.
В младшем подростковом возрасте начинает меняться социальная ситуация развития. В этот период ее особенностью является то, что младший подросток начинает находиться в состоянии между ребенком и взрослым. Это означает, что у него стремительно возрастает желание быть взрослым. Подобное желание побуждает к изменению собственного поведения, а именно он начинает бороться за право голоса, отстаивать свою независимость и пр.
Исследователи отмечают, что одной из главных целей в подростковом возрасте становится стремление избавиться от ухода взрослыми. При этом необходимо отметить, что данное избавление происходит не через разрыв отношений, а посредством возникновения нового содержания общения. В младшем подростковом возрасте не столько появляется стремление к автономии, сколько стремление выстроить с окружающими новые, дифференцированные отношения. Семья, школа, друзья, знакомые – весь круг общения, к которому младший подросток привык с самого детства, подвергается полной переоценке и в итоге приобретает для него новый смысл и значение.
Общение младших подростков характеризую такие особенности как драчливое поведение, элементы агрессивности, эмоционального выплеска, грубости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.) [Батюта, 2013].
Мы уже отметили, что в младшем подростковом возрасте общение становится одним из главных видов деятельности. Однако, как показывает практика, большинство исследований посвящается их взаимодействию со сверстниками, а вопрос общения с взрослыми отходит на второй план. При этом посредством взаимодействия со старшим поколением младшие подростки приобретают необходимый объем знаний о нормах поведения в обществе, который оказывает сильное влияние на всю их дальнейшую жизнь.
В работе А.Р. Джиоевой подчеркивается особая роль в общении младших подростков с родителями, другими родственниками и учителями, т.к. они представляют собой одну из определяющих сфер взаимодействия индивида данной возрастной группы [Джиоева, 2021, с. 286].
Особенности общения младших подростков с взрослыми находится в тесной взаимосвязи с их настроением. При этом известно, что за минимальное количество времени оно может претерпевать множество изменений и видоизменяться на противоположное. Эта особенность настроения приводит к тому, что процесс коммуникации происходит поверхностно и не организовано. В этот возрастной период характеризуется снижением количества поведенческих реакций в процессе общения.
Для младшего подростка становится наиболее характерной ситуация «отхождения» на возникшие ситуации, в этот момент он стремится обойти «острые углы», или стремится перестать замечать проблему. Однако, те проблемы, которые не были разрешены, обременяют младшего подростка. Также при общении со взрослыми возможно возникновение оппозиционной реакции. Как правило, их появление связано с отсутствием внимания со стороны родителей, с предъявлением для младших подростков завышенных требований, с их физической или эмоциональной перегрузкой. Отметим, что довольно часто при взаимодействии с взрослыми младшие подростки всякими способами стремятся привлечь различными способами внимание к себе.
Подражание внешним формам поведения взрослого представляет собой самый элементарный способ достижения цели вступления в мир взрослых. Для младшего подростка образцом для подражания, как правило, становится тот человек, который обладает теми качествами, которые он считает наиболее ценными. Например, мальчики примеряют на себя образ «настоящего мужчины» и стремятся проявить такие качества как мужество, смелость, выносливость, а девочки, в свою очередь, стремятся выглядеть как «настоящая женщина».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. 379 с.
3. Басюк В.С. Методы исследования самосознания в психологии личности и возрастной психологии // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. С. 15-28.
4. Батюта М.Б. Возрастная психология. М.: Логос, 2013. 306 c
5. Бернс Р. Что такое Я-концепция. Психология самосознания / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2003. 393 с.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2006. 351 с.
7. Варшава Б.Е. Психологический словарь СПб.: Тропа Троянова, 2008. 225 с.
8. Давыдик Л.И. Культура общения подрастающего поколения, взаимодействие педагога и подростка // Наука через призму времени. 2022. № 1(58). С. 69-72.
9. Джиоева А.Р. Проблема взаимодействия подростков с взрослыми // Мир науки и культуры. 2021. № 4 (89). С. 285-288.
10. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: Педагогика, 2014. 517 с.
11. Еремеева В.В. Особенности общения и отношений подростков с родителями и сверстниками // Студенческая наука и XXI век. 2019. № 1-2(18). С. 269-271.
12. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 336 с.
13. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. 376 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 1989. 255 с.
15. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420 c.
16. Метнева М.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия педагогов с младшими подростками в период адаптации к многопредметному обучению // Научные горизонты. 2018. № 5(9). С. 65-68.
17. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2014. 816 с.
18. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М. : Педагогика, 2008. 121 с
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Владос, 2007. 260 с.
20. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Речь, 2007. 398 с.
21. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 2012. 381 с.
22. Хохликова В. Энциклопедия психологических тестов. М.: ИНФРА-М, 2014 г. 323 с.
23. Черных Н.А. Взаимоотношения подростков со взрослыми как психолого-педагогическая проблема // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития : Материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной), Борисоглебск, 17–18 ноября 2016 года, 2016. С. 55-60.