Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Не секрет, что уровень духовного развития общества на современном этапе вызывает тревогу.
Средства информации пестрят тревожными сюжетами и статьями об очередной агрессии против человека. Существует ещё одна опасность снижение интереса к чтению (и в особенности к поэтическому наследию).
Но духовная брешь разрушительна и ставит человечество над пропастью. А ведь эффективное средство совсем рядом, стоит только сделать над собой усилие. Библейские мотивы в литературе не случайны. В Евангелии сосредоточена вся мудрость мира. Поэтому в любой книге мы найдем цитату или ссылку на Библию, вольную или невольную, которая заставит нашу совесть пробудиться и даст пищу душе.
Творчество Владимира Дудинцева долгие годы оставалось малоизученным исследователями, хотя уже публикация первого романа «Не хлебом единым» в 1956 году в журнале «Новый мир» вызвала интерес у читателей и литературных критиков.
Лишь в последние десятилетия после публикации второго романа писателя, «Белые одежды», в 1986 году в журнале «Наука и Жизнь», появилась возможность в полной мере оценить вклад Владимира Дудинцева в отечественную литературу ХХ века.
Особенно часто исследователи обращаются к роману «Белые одежды», небезосновательно считая его центральным в творчестве писателя. Появились работы М.В. Долгополовой «Смысловое пространство «Добро/зло» в романе Владимира Дудинцева «Белые одежды», В.Н. Бурчинского «Концепты «добро/зло» в русской языковой картине мира и в романе В. Дудинцева «Белые одежды», И.А. Сухановой «Роль интермедианальных связей с произведениями живописи в романе Владимира Дудинцева «Белые одежды» и др.
Исследователи обращают внимание на многообразие мотивной структуры, широкое семантическое поле романа, наличие аллюзий на различные сюжеты мировой литературы.
Цель исследования: изучение библейских мотивов в романе В. Дудинцева «Белые одежды».
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Биография В. Дудинцева
В. Дудинцев - писатель, чья творческая судьба во многом показательна: в ней, как через оптическое стекло, преломилась драматическая история нашей литературы, болью отозвались все изломы ее развития, духовные взлеты и тупики. Юрист по образованию, начал он свой путь в литературе корреспондентом “Комсомольской правды”, как и многие, прошел войну.
Родился 29 июля 1918 года в городе Купянске Харьковской области. Отец – Семен Николаевич Байков, штабс-капитан царской армии, погиб во время Гражданской войны (расстрелян в Харькове красными), и Владимира воспитывал отчим, Дмитрий Иванович Дудинцев, по профессии землемер.
Мать Клавдия Владимировна Жихарева была артисткой оперетты.
Писать стал рано. Будучи школьником (15 лет), получил премию на Всесоюзном конкурсе, при этом жюри отметило «изощренную литературную форму».
Впоследствии Дудинцев написал о себе как о человеке, «чья полная ярких событий юность счастливым образом совпала с прекрасной кровавой юностью нашей страны, тоже слепой, хоть и окрашенной в праздничные тона».
После окончания школы поступил в Московский юридический институт, получив диплом в 1940 году. Вскоре был призван в ряды Красной Армии и с первых дней Отечественной войны принял участие в боевых операциях. После тяжелого ранения под Ленинградом работал в военной прокуратуре в Сибири (1942 – 1945гг.).
Когда закончилась война вернулся в Москву и работал корреспондентом в газете «Комсомольская правда» (1946-1951гг.).
1.2. Обзор творчества В. Дудинцева
Ездил по стране в поисках сюжета для очерков о жизни людей, заново создающих мирную жизнь. Результатом наблюдений явился в 1952 году сборник рассказов «У семи богатырей», а в 1953году - повесть «На своем месте».
Потрясающий успех имел опубликованный в 1956 году в журнале «Новый мир» роман Дудинцева «Не хлебом единым». В центре романа – столкновение талантливого изобретателя с бюрократической системой, не допускающей ничего нового в рамках устоявшегося мировоззрения. Герой романа – Дмитрий Алексеевич Лопаткин – учитель физики, самостоятельно освоивший конструкторское дело и придумавший машину для центробежной отливки чугунных труб. Изобретение получило авторское свидетельство, признано полезным, но реализовать его автору никак не удается. Герой-одиночка выступает против коллектива, олицетворенного в таких организациях, как Министерство промышленности, НИИ Центролит, Орглимашпром. Сюжет романа очень понравился режиссеру Станиславу Говорухину, который снял киноленту с одноименным названием (2005 год).
Вскоре роман был подвергнут резкой критике. Писателя обвиняли в очернении действительности, искажении ее в романе, в преувеличении опасности бюрократизма.
Дудинцева лишили возможности печататься. Тем не менее, писатель не сдавался, не падал духом.
Выходят его сборники: в 1959 году «Повести и рассказы», в 1960 году – «Новогодняя сказка», в 1963 году – «Рассказы».
Писатель начинает многолетнюю работу над романом «Белые одежды».
Роман Дудинцева «Белые одежды» (1986г.) обращается к трагическому эпизоду в истории нашего общества. Речь идет об эпохе сталинизма, одной из жертв которой стала генетика и люди, служившие ей верой и правдой. Они и являются главными героями книги.
Роман «Белые одежды» определяется как социально-философский, в основе которого лежит реальный конфликт между «народным академиком» Т.Д. Лысенко, основателем псевдонаучного направления в биологии, так называемой мичуринской агробиологии, практически не имеющей отношения к имени И.В. Мичурина, и учёными − сторонниками «классической» генетики, последователями А. Вейсмана, Г. Менделя и Т. Моргана. Действие в романе начинается в 1948 году, после сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина, организованной Т.Д. Лысенко и его сторонниками для узаконивания «мичуринской агробиологии» и дискредитации классической генетики, следствием чего стали репрессии и гонения в среде российских ученых-генетиков.
Сам автор идею своей книги выразил так: «Ведь невозможно спокойно видеть тех, кто умеет совлечь с одержимого большим делом человека его сияющие одежды, кто залезает в них сам и щеголяет, обманывая других своей заимствованной привлекательностью и громкими словами. Здесь целый мир сложностей. В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла. Или, как сказал один мой читатель, создать инструментарий добра».
Роман «Белые одежды» - это мужественный шаг писателя на пути восстановления исторической правды.
Роман был удостоен Государственной премии СССР (1988г.). По мотивам произведения в 1992 году создан 5-серийный телевизионный фильм.
Владимира Дмитриевича не стало 22 июля 1998 года.
1.3. Библейские мотивы в литературе
Библия (по другому можно сказать Священное Писание) состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. В Ветхом Завете речь идет о периоде времени от сотворения мира до рождения Христа. Новый Завет повествует о том, что происходило с момента рождения Иисуса Христа. Если говорить упрощенно, то вокруг Ветхого Завета строится религия иудаизм. А христианство строится в большей степени вокруг Нового Завета, частью которого является Евангелие (повествования о рождении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа). В русской литературе можно встретить отсылки как к более древним текстам Ветхого Завета (Адам и Ева, десять заповедей, мудрый правитель Соломон, город греха Вавилон, Содом и Гоморра и т.д.), так и к Евангелию (притчи, заповеди Христа, сцены из Откровения Иоанна Богослова, так называемого Апокалипсиса, и т.д.) – к Новому Завету все-таки чаще.
Евангельская картина мира является одной из «величайших и самых трагических художественных моделей, которые когда-либо создавались цивилизацией. Литературные трактовки евангельских «историй» своеобразно «проверяют» истинность новозаветных процессов» . Трудно представить развитие европейской литературы и искусства в период последних двух тысячелетий без этой группы сюжетов.
Поздние романы Ф.М. Достоевского поражают религиозным откровением и последовательным христианским мировоззрением, что дидактически воплощается в текстах писателя, вхождение в которые всегда вызывает множество ощущений и мыслей. И прежде всего, читатель как будто находится в состоянии некоторой дезориентации от интригующих и усложненных сюжетных лабиринтов, его привлекают дуалистично-оппозиционные образы и полисемантические символы, ключ к пониманию которых следует искать в Библии, из корпуса текстов которой писатель активно прорабатывал и творчески интерпретировал различные сюжетные линии образы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М.: Индрик, 2002. 816 с.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 7–300, 466–505.
3. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского / Н. Бердяев Философия творчества, культуры и искусства в 2-х томах, т. 2. – М.: Искусство, 1994. – 511 с.
4. Бондаренко Т.А. Антропонимия романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: система, структура, функции. Автореф. дисс. … уч. к. фил. наук. – Тюмень, 2006. 15 с.
5. Гроссман Л. Достоевский. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 544 с.
6. Гроссман Л. Поэтика Достоевского. – М.: ГАХН, 1925. 188 с. https://imwerden.de/pdf/grossman_poetika_dostoevskogo_1925.pdf.
7. Долгополова М.В. Смысловое пространство «добро/зло» в романе В. Дудинцева Белые одежды // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). С. 673-674.
8. Долгополова М.В. Смысловое пространство «добро/зло» в романе В. Дудинцева Белые одежды. Молодой ученый. 2015. № 15 (95). С. 673-674.
9. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М.: Дрофа, 2003. – 912 с.
10. Дудинцев В.Д. Белые одежды. М.: АСТ, 2020. 800 с.
11. Дудинцев В.Д. Между двумя романами: Повесть / Владимир Дмитриевич Дудинцев; публикация Н.Ф. Гордеевой (Дудинцевой) и М.В. Дудинцевой. СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 2000. 240 с.
12. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. М.: Сюита, 1996. 544 с.
13. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. / Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А.Я. Гуревича. – М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 376 с.
14. Назиров Р.Г. Специфика художественного мифотворчества Ф.М. Достоевского: сравнительно-исторический подход // Назиров Р.Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – С. 189–198.
15. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК Интелвак, 2001. 1089 с.
16. Розанов В.В. О Достоевском // Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. – М.: Республика, 1996. 702 с.
17. Святое Евангелие с приложениями. Клин: Христианская жизнь, 2015. 544 с.
18. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 289–323.
19. Старцева К.А. Интертекстуальный пласт романа В. Дудинцева «Белые одежды // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 5. С. 102-106.
20. Суханова И.А. Роль интермедиальных связей с произведениями живописи в романе Владимира Дудинцева «Белые одежды» // Филологические чтения: Человек. Текст. Дискурс: матер. конф. 2019. С. 167-172.
21. Цвет наших одежд. Интервью // Литературная газета. 1988. 17 августа.
22. Элиаде М. Священное и мирское/ Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. – М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.