Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 5
1.1. Дискурс и его особенности 5
1.2. Специфика академического дискурса 13
Выводы к Главе 1 18
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АНГЛОЯЗЫЧНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 19
2.1. Особенности современного англоязычного академического дискурса 19
2.2. Практические рекомендации для формирования навыков англоязычного академического дискурса 25
Выводы к Главе 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Взаимосвязь языка мышления и общества всегда была актуальной темой для исследований в филологии и лингвистике, но при этом никогда не теряла своей актуальности.
Уникальность данной проблемы заключается в том, что мы рассматриваем язык не только с точки зрения средства коммуникации, но и способа обоснования и аргументации научных взглядов, что делает работу, цель которой – анализ англоязычного академического дискурса, актуальной.
Материалом данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по дискурсу и академическому дискурсу таких исследователей, как Арутюнова Н.Д., Грудева Е. В., Клуев Ю. В., Макаров М. Л., Dijk T. Van, Fairclough N. И др., по языку рекламы - Маркеловой Т. В., Петрушиной М.В., Ковальской Л.Г.и др. [1-18], по теории аргументации Ивина А.А., Баранов А. Н., Куликовой О. В., Горшковой О. В. [19-21] и др.
Для достижения поставленной цели в исследовании сформулированы следующие задачи:
- определить дискурс и его особенности;
- охарактеризовать специфику академического дискурса;
- привести особенности современного англоязычного академического дискурса;
- привести практические рекомендации для формирования навыков англоязычного академического дискурса.
Объектом в данном исследовании является универсальная и контекстуальная аргументация, а предметом – англоязычный предвыборный дискурс.
В работе в качестве метода исследования используется эмпирический метод анализа текста англоязычных академических статей и анализ материалов исследователей по данной теме.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть применены в дальнейших теоретических разработках, посвященных академическому дискурсу.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть применены российскими научными сотрудниками и профессорско-преподавательским составом при анализе и написании академического материала.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
1.1. Дискурс и его особенности
В настоящее время наиболее актуальным направлением лингвистики, сформировавшимся в последние десятилетия, стало изучение различных типов дискурса. Термин «дискурс» очень популярен в современных лингвистических, филологических, философских, социологических и антропологических исследованиях.
В некоторых работах по лингвистике используются оба термина: «дискурс» и «коммуникация». При этом, данные термины можно рассматривать почти как синонимичные или даже идентичные или интерпретировать одно в отношении другого. При этом многие исследователи не считают нужным эти термины целенаправленно дифференцировать. При этом, тем не менее, термин «коммуникация» рассматривается как термин, описываемый в основном логиками, математиками и современными кибернетиками.
В энциклопедии лингвистики под редакцией В.Н. Ярцева оба термина нашли свою интерпретацию. Здесь коммуникация (от латинского «communatio» - обнародовать и обобщать, связывать, разговаривать) воспринимается как нечто большее, чем дискурс и понимается как беседа (= взаимодействие), обмен мыслями, информацией, идеями и т. Д. - определенная форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-профессиональная деятельность.
Статья о дискурсе Арутюновой Н.Д., которая рассматривает дискурс (от французского «дискурс» - речь) как «связный текст, наделенный экстралингвистическими, а именно, прагматическими, социокультурными, психолингвистическими и другими факторами. Текст автором рассматривается в его «аспекте, связанном с событиями», а речь рассматривается как сфокусированное социальное действие, как компонент взаимодействия людей и механизмов, и их познания (когнитивных процессов) [2].
Существуют разные мнения относительно правильного термина - «дискурс» или «общение», когда речь заходит о речи, но в случае письменных СМИ ученые более заинтересованы в том, чтобы назвать его «дискурс». Дискурс - это погруженная в жизнь речь. Автор отмечает, что связь с жизнью, событиями и познанием не позволяет нам анализировать, например, древние тексты как дискурс.
Кроме того, дискурс - это термин из множества наук в области гуманитарных знаний. Как заявил Дейк Т. Ван, «изучение дискурса проявляется практически во всех дисциплинах гуманитарных и социальных наук». Он даже предлагает говорить в связи с дискурсом, как о новой« междисциплинарности »или даже« междисциплинарности ».
В отечественной лингвистике первые попытки дифференциации понятий «текст» и «дискурс» были осуществлены в начале 70-х гг. В результате корреляция между данными понятиями была сведена к следующей формуле: дискурс — это текст плюс коммуникативная ситуация.
Соответственно, текст трактовался как дискурс минус коммуникативная ситуация.
Лингвистические исследования в контексте дискурсной парадигмы и дискурс-анализ как методология получили широкое распространение в 90-е гг. ХХ века. В конце ХХ в. в рамках коммуникативной лингвистики возник коммуникативный синтаксис, как следствие в начале ХХI в. получила свое распространение коммуникативно-дискурсивная парадигма знаний. Коммуникативный подход оказал сильнейшее влияние на формирование современных лингвистических теорий дискурса [19]. Ключевым понятием коммуникативной лингвистики выступает понятие коммуникации.
Когда дело доходит до анализа, важно отметить, что основная идея дискурсивного анализа основана на том факте, что текст является живым
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аликаев Р.С. Язык науки в парадигме современной лингвистики. Нальчик : Эль-Фа, 1999. 318 с.
2. Арутюнова Н.Д., Дискурс / Лингвистика. Большая энциклопедия: под ред. В. Н. Ярцева, Научное издательство «Большая русская энциклопедия», 1998, 136 с.
3. Баранов А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход) [Электронный ресурс]. http://cheloveknauka.com/lingvisticheskaya-teoriyaargumentatsii
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. Искусство. Москва., 1986.
5.Данилова, Н. В. Средства выражения авторского мнения в научно-популярном дискурсе / Н. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 438-441
6. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. доктора философских наук, проф. Б.И. Каверина. - М.: Юриспруденция, 2000. - 208 с.
7. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов по специальности «Межкультурная коммуникация» / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ, 2002. 352 c.
8. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения [Электронный ресурс] http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2
9. Ивин А. А. Основы теории аргументации. Учебник. — М.: Владос, 1997. — 352 с.
10. Карасик В. И. О типах дискурса Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб-к науч. Трудов. – Волгоград: Перемена, 2000. – С.5-20.
11. Ковальская Л. Г. Компьютерно-медийная коммуникация: виртуальный диалог // Язык и межкультурная коммуникация (Межд. лингв, журнал). Майкоп, 2002. №1. С. 53-61.
12. Куликова О. В. Лингвопрагматические основания теории аргументации (на материале английского языка) [Электронный ресурс] http://diss.seluk.ru/avjazykoznanie/747224-1-lingvopragmaticheskie-osnovaniyateorii-argumentacii-na-materiale-angliyskogo-yazika.php
13. Макаров М. Л. Основы теории дискурса/ М. Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
14. Маркелова Т. В., Петрушина М. В. Языковая игра как основа интернет-мема: оптимизация коммуникации в социальных сетях // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей II Международной научнопрактической конференции. Москва, РУДН, 29-30 марта 2018 г.: в 2 т. / под общ. ред. А.В. Должиковой, В.В. Барабаша. – М.: РУДН, 2018. Т.2. – стр. 85-94.
15. Попова Т.П. Некоторые особенности академического дискурса // Известия ВГПУ. Сер. Филологические науки. – 2015. – № 7 (102). – С. 85–92
16. Стернин И. А. О понятии эффективного делового общения. Текст. Дискурс. Картина мира. – Вып. 6. – Воронеж: «Истоки», 2010. – С. 13-20.
17. Стилистический энциклопедический словарь Под редакцией М.Н. Кожиной, 2003г.
18. Темнова Е. В. Современные подходы к изучению дискурса / Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2004. –Вып. 26. – 168 с.
19. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. (Казанский гос. университет, кафедра психологии факультета журналистики, социологии и психологии) [Электронный ресурс] http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2
20. De Montes, L. E., Oran, S. M., & Willis, E. M. Power, language, and identity: Voices from anonline course. Computers and Composition, 2002, 19(3), 251–271
21. Dijk, T. Van (1998), Ideology: A Multidisciplinary Approach, London: Sage publications, P. 194 (384 p.)
22. Englander, K. Transformation of the identities of nonnative English-speaking scientists as aconsequence of the social construction of revision. Journal of Language, Identity, and Education,2009, 8(1), 35–53
23. Fairclough, N. (2001)The discourse of New Labor: Critical Discourse analysis / N. Fairclough // Discourse as a Date. A guide for analysis. – London: The Open university, pp. 229-266.
24. Journal of Solid and Water Conservation [Электронный ресурс] https://www.jswconline.org/)
25. Freedman D. Internet transformations: old media resilience in the “new media” revolution // Media and Cultural theory / J. Curran & D. Morley (Eds.). — London: Routledge, 2006. — P. 277.
26. Grudeva E.V., Discourse and communication; Novosibirsk: «SibAK», 2015 – P. 7-10.
27. Hyland, K. The presentation of self in scholarly life: Identity and marginalization in academichomepages. English for Specific Purposes,2011, 30(4), 286–297
28. Kecskes, I. A Dialogic Approach to Pragmatics. Russian Journal of Linguistics. 2016, V. 20 (4). Pp. 26-42.
29. Kluev,Iu. V., Discourse in mass-communication (interdisciplinary characteristics, perspectives, approaches) // Vestnik SPBU. Series 9. Philology. Oriental Studies. Journalistic. , №1. 2013, P.207-217
30. Strategy - Prof. Michael Porter (Harvard Business School) [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=tyUw0h5i9yI)