Фрагмент для ознакомления
2
3. Составление индивидуальных заключений - после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
-определяются дети, попадающие в группу риска;
-вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.
4. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников - итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
-малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
-индивидуальных консультаций;
-родительского собрания.
5. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации - происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
-групповые занятия;
-индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
-индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
6. Реализация индивидуальных программ - занимает 1 – 4 месяца.
7. Повторная диагностика - должна быть проведена в конце учебного года (апрель - май) для получения итоговых данных.
8. Заключительный этап - необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ. На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности.
2.3. Рекомендации и специфика возможной коррекционной работы с дезадаптированными младшими школьниками
Для преодоления школьной дезадаптации нужно создать ряд необходимых педагогических условий: Во-первых, это осуществление оперативной диагностики выявления состояния школьной дезадаптации по ее компонентам. Во-вторых, составить на основе данных диагностики индивидуальные программы преодоления школьной дезадаптации. Также при необходимости возможно повышение профессиональной компетентности педагогов или же привлечение сторонних работников специализированных органов для оказания помощи в преодолении дезадаптации учащихся.
Рассмотрим возможности реализации данных педагогических условий. Первое педагогическое условие можно провести при помощи комплекса диагностических методик выявления состояния школьной дезадаптации учащихся, которые могут включать в себя как методики выявления социально - психологической дезадаптации, так и методики выявления психологической дезадаптации, а так же в обязательном порядке включает в себя методики по выявлению школьной дезадаптации. К таким методикам можно отнести: тесты на оценку уровня тревожности учащихся, оценку темперамента и самооценку, оценку уровня сформированности обще учебных знаний, собеседования с целью оценки навыков и умений учащихся.
Рассмотрим процесс реабилитации учащихся, который будет, осуществляется проведения реабилитационной программы. Для начала остановимся на самом процессе составления программы. На основе данных, которые были полученные в результате диагностики учащихся, при участии школьного психолога, классного руководителя, а также заместителя директора по учебно-воспитательной работе можно составить индивидуальную реабилитационную программу преодоления школьной дезадаптации.
Такая программа будет состоять из коррекционных мер, которые будут предпринятых психологом для преодоления недостатков личностного развития ребенка (например, собеседование, различные тесты), деятельность педагогов по устранению выявленных пробелов в знаниях и умениях, формирование навыков учебной деятельности учащихся, а так же деятельность всех учителей-предметников по вовлечению школьников в социально значимую общественную деятельность.
Коррекционно-развивающая работа должна проходить в форме групповых занятий. Коррекционная программа рассчитана на 10 занятий, каждое из которых длится около часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Каждое занятие необходимо начинать с приветствия и заканчивать подведением итогов.
Тема № 1.
Цель: Познакомить классного руководителя и родителей с целями и задачами предстоящей работы, получить разрешение на коррекционную работу с обучающимися.
Провести индивидуальную консультацию по возникающим организационным и вводным вопросам. Раздатка памяток с рекомендациями по оптимизации процесса адаптации первоклассников.
Длительность: 90 мин.
Тема № 2. «Знакомство»
Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность.
Ход занятия:
Разминка (15 мин)
Психолог представляется, рассказывает о себе. Предлагает детям представиться, назвать имя и фамилию. Совместная разработка приветствия. Затем встать по кругу и назвать свое имя с улыбкой, можно с прикосновением руки, глядя в глаза стоящему справа соседу.
Ставится стул в середину круга, один ребенок садится на стул, остальные по очереди говорят ему свой вариант ласкового имени. Когда все участники по одному разу назовут имя сидящего на стуле, он встает, благодарит за приятные слова кивком головы и словом «спасибо» выбирает и называет наиболее понравившееся.
Тема № 3 «Моя семья»
Коррекционное занятие по теме:
Цель: Помочь детям осознать роль семьи в жизни человека;
Задачи:
1) развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; прививать навыки сотрудничества с другими людьми
2) прививать уважительное отношение к членам своей семьи.
3) воспитывать любовь и уважение к своим близким, доброжелательное отношение к своим товарищам, чувство ответственности за свою команду.
4) работать над словесным ударением.
Ход занятия.
Установочная физкультминутка (5 мин)
Дождик капнул на ладошку,
На цветы, и на дорожку,
Дождик льёт, ой-ой-ой,
Побежали мы домой,
Прибежали мы и сели.
«Кто поможет?» (10 мин)
Я буду задавать вам вопросы, а вы, подумав, станете мне отвечать.
- Все ребята любят вкусненько покушать. Кто же в доме лучше всех приготовит ужин?
- Все, конечно, угадали – это наши мамы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Школа и психическое здоровье учащихся. – Москва, 2016. - 153 с.
2. Андрющенко Т.Ю. Коррекция психологического развития школьников на начальном этапе обучения / Вопросы психологии. – 2019, №1.
3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе / Изд-во «Совершенство». – Москва: Юрайт, 2016. – 156 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2014. - 400 с.
5. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – Москва: «Академия», 2017. - с. 307.
6. Буравлева Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с учетом типологических особенностей обучающихся: учеб. пособие / Н.А. Буравлева; МОиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. – 139 с.
7. Венгер, Л. А. Педагогическая готовность к обучению в школе // Подготовка детей к школе в детском саду / Л. А. Венгер. – Москва, 2017. - С. 10-19.
8. Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 2016. – 289 с.
9. Возрастная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова – Ростов-на-Дону: РГУ, 2018, - 200 с.
10. Дорожевич Т.В., Овчарова Р.В. Психология: Учебник для студентов, 4 издание, Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС – Москва, 2018 – 132 с.
11. Заваденко, Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование [Текст] / Н.Н. Заваденко, А.С. Петрухин, Н.Г. Манелис и др. // Вопр.психологии. - 2019. - № 4. -С.21-28
12. Ковалева, Л.М., Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе / Л.М. Ковалева, Н.Н. Тарасенко // Начальная школа, 2016 - №7.- 27 С.
13. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И. А. Коробейников. - М. : ПЕР СЭ, 2016. - 192с.
14. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников к школе [Текст] / Т.В. Костяк // Психологическая адаптация первоклассников : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений М., 2018. - С. 27-79
15. Кумарина, Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения [Текст] / Г. Кумарина // Нар.образование. - 2019. - №1. - С.111-122.
16. Лысенко, А. Психологическая адаптация первоклассников к школе [Текст] / А. Лысенко // Учитель. - 2020. - № 4. - С. 22-24.
17. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия». 2016. - 384 с.
18. Мухина, В.С. Детская психология: Учебник. для студентов педагогических институтов / Под ред. Л.А. Венгера- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 2015. - 272 с.
19. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина. : Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2015. - 102с.
20. Недвецкая М.Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи: [учеб. метод. пособие] / М.Н. Недведцкая. – Москва: Перспектива, 2016. – 151с.
21. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. / Р. С. Немов - Москва: КноРус, 2016. – 720 с.
22. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Сфера, 2016. - 240с.
23. Петрова, Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире [Текст] / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д : Феникс, 2017. - 335 с.
24. Савина, Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины [Текст] / Н.Н. Савина // Наука и Шк. - (Вопросы психологии и воспитания). - 2018. - № 3. - С. 118-120.
25. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности [Текст] : Учеб. пособие для студентов непсихол. вузов / Н.В. Самоукина. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2014. - 224с.
26. Семенова, Т.С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе [Текст] / Т.С. Семенова. // Начальная школа плюс До и После. – 2016. № 8. - С. 13-15.
27. Соболева, М. В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования/ М. В. Соболева // «Школа пресс», «Вопросы психологии».- Москва, 2015. -№ 4. С. 108–112.
28. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2016. – 133 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
30. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст] : Программа адаптации детей к шк. жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - 2-е изд., испр. - М. : Генезис, 2016. - 128с.
31. Шабалина, З.П. Первый год – самый трудный [Текст] : Особенности учеб.-воспит. работы с шестилет. первоклассниками; Кн.для учителя. / З.П. Шабалина. - М. : Просвещение, 2018. - 96с.
32. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 2011. - 400 с.
33. Эриксон, Э.Г. Детство и общество [Текст] / Пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. - СПб. : Ленато: АСТ: Фонд "Университет. кн.", 2016. - 592с.