Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Влияние рыночных ценностей на социализацию личности — актуальная и важнейшая для нас сегодня проблема. Наше общество переживает ответственный исторический этап — становление рыночных отношений. Он связан с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентации, мотивации поведения и всего процесса социализации личности.
Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что развитие экономического либерализма и конкуренции ради прибыли, как это хорошо показали К. Хорни, Э. Фромм, Дж. Хомане, Р. Мертон и др., приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т.д. Ценности личности как бы пропускаются через призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личности строятся по законам рыночных отношений и экономического обмена.
В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл ее жизни. А это ведет к образованию экзистенциального вакуума.
Цель исследования - изменение самосознания в условиях рыночных отношений.
Задачи исследования:
1История развития самопознания
2Феномен самопознания
3. Личность с рыночной ориентацией: проблема формирования образа
4. Влияние рыночных отношений на разные типы личности по Личко
5. Влияние рыночных отношений на психологию российского человека Мигел А.А.
1.Основы самопознания
1.1История развития самопознания
Актуальность исследуемой проблемы нашла свое отражение в положениях международных документов, связанных с развитием образования в условиях глобализации и европейской интеграции. В резолюциях Форума министров европейских стран «Европейская школа XXI столетие» (2011) и Педагогической конституции Европы, принятой на Форуме ректоров педагогических университетов европейского пространства (2013) нашли отражения положения о том, что «в условиях мирового кризиса, глобальных природных катаклизмов, техногенных катастроф, цивилизационных открытий, с ускоряющимися требованиями к существованию человечества в целом выдвигает свои концепты. Ученые, объединенные общей целью, сохранения лучших достижений современности, указывают на необходимость осмысленного существования индивида в природной среде, особо акцентируя познание личностных возможностей каждого, кто не утратил способности к здравомыслию и дальнейшему самосовершенствованию» [1, с. 6].
Анализ научной литературы предоставляет возможность выявить значительный ресурс исследований в области личностно-профессионального самосовершенствования и самопознания в контексте психологического знания. Психологический аспект самосовершенствования и саморазвития личности обосновано в работах отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,
A.Н. Леоньева, А.А. Леоньева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Самарина. Фундаментальными для исследования проблемы личностно-профессионального самосовершенствования явились идеи зарубежных представителей гуманистической психологии (А. Адлер, А. Р. Бернс, Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) и классического психоанализа (Э. Эриксон, З. Фрейд, К. Юнг).
Личностно-профессиональное самосовершенствование, как проявление индивидуальных качеств, в последние десятилетия стало предметом исследований отечественных ученых в сфере психолого-педагогических наук, таких как В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, К.Я. Вазиной,
B.А. Деркунской, И.А. Донцова, И.А. Зимней, В.В. Знакова, А.Г. Ковалева, И.С. Кона, Л.Н. Куликовой, Н.В. Кузьминой, В.Г. Маралова, С.А. Минюровой, Ю.М. Орлова, А.А. Реана, Л.И. Рувинского, Б.И. Сарсенбаевой, И.Н. Семенова, В.И. Слободчикова, В.В. Столина.
Идеи о самосовершенствовании и самопознании человека нашли отражение в философской, психологической и педагогической науке. Системно-исторический анализ представлений о развитии идеи самопознания и самосовершенствования человека позволяет рассматривать некоторые аспекты данного феномена с позиций общих методологических подходов к данной проблеме. Все многообразие подходов к указанной проблеме можно свести к следующим распространенным в истории психологии установкам, которые были проанализированы С.А. Минюровой [2, 3] и систематизированы и представлены нами в таблице 1:
Таблица 1
Контент-анализ подходов к развитию идеи самосовершенствования и самопознания в истории психологии
Огромный вклад в развитие идеи самопознания внес российский физиолог И.М. Сеченов (1829-1905), который считал, что в основе самопознания человека лежит рефлекторная деятельность мозга, имеющая возможность создавать многообразные связи между отдельными ощущениями, идущими от органов чувств.
В отечественной психологии второй половины XX - начала XXI столетий на основе изучения самопознания и самосовершенствования профессиональной деятельности в контексте антропоцентрического подхода (Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, К.Л. Куликова), структурно-функционального подхода (Е. А. Климов, С.А. Минюрова), системного и информационного подходов (А.А. Крылов, Г.В. Суходольский), в рамках концепции системогенеза профессиональной деятельности (Л.Я. Рогинский, В.Д. Шадриков) осуществлен анализ проблематики развития профессионально важных качеств человека (Ю.П. Поваренков, В.Е. Орел, Н.П. Анисимова).
Изучение различных аспектов становления профессионала позволяет говорить о том, что в эти годы активно развивалось направление, определяющее развитие личности как целостный, непрерывный процесс становления и совершенствования индивидуальности специалиста (К.А. Абульханова-Славская, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.М. Борисова, Л.М. Митина, В.А. Машин, Е.С. Романова). В рамках этого направления подчеркивалась значимость саморазвития человека в профессии, как феномена, определяющего основное противоречие профессионализации: между становлением индивида в той или иной системе общественной деятельности и саморазвитием человека в профессии (В.И. Андреев, В.А. Деркунская).
В качестве содержания саморазвития личности при этом рассматривается ориентировочно-исследовательская активность (В.В. Знаков, В.А. Машин), поиск и выделение значимых, ценностных, смыслообразующих для субъекта аспектов в профессии (В.И. Андреев, А.К. Маркова). В акмеологии саморазвитие и самосовершенствование профессионала рассматриваются как его потребность, способность, деятельность в контексте проблематики личностно-профессионального развития как особого вида прогрессивного развития зрелой личности, который ориентирован на высокий уровень профессионализма и личностно-ориентированных достижений (А. А. Бодалев, К.Я. Вазина, Э.Ф. Зеер). При этом подчеркивается, что в процессе личностно-профессионального развития происходит возрастание потребности в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании на основе самопознания (Л.А. Коростылева, С.А. Минюрова, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман).
Однако существует определенная диспропорция в проработанности тех или иных аспектов изучения проблемы личностно-профессионального развития, в том числе самосовершенствования и самопознания человека. На данном этапе преобладают исследования профессионализма деятельности и профессионального мастерства (А.Л. Емельянов, Н.В. Васина, В.А. Храпик). Существенно меньше работ, которые связаны с изучением профессионализма личности (А.К. Маркова, Н.Н. Гришина, Г.П. Филиппова), и практически отсутствуют научные труды, посвященные изучению самопознания, саморазвития и самосовершенствования субъектов деятельности. Доминируют разработки деятельностного аспекта проблемы, что не в полной мере соответствует важному методологическому принципу единства личности и деятельности. Поэтому актуальными являются исследования, направленные на изучение различных аспектов проблемы самосовершенствования профессионала на основе самопознания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 2021. 339 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2019. 288 с.
3. Анохин П. К. Полезный результат как организующий фактор системы // Синергетика и психология. Тексты. Вып.2. Социальные процессы / под ред. И. Н. Трофимовой. М.: ЯНУС-К, 2020. С. 34-37.
4. Ануфриюк К. Ю. Особенности отношений и защитно-совладающего поведения у подростков с разными характеристиками субъектности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2018. 28 с.
5. Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л. И. Анцыферо- ва. М.: Наука, 2021. С. 3-19.
6. Анциферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 2018. С. 3-20.
7. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский и др. М.: Академический проект, 2020. С. 27-42.
8. Артемьева О.А. Социально-психологическая детерминация отечественной психологии как становление и развитие коллективного субъекта научной деятельности в первой половине XX столетия: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2022. 28 с.
9. Арцимович И.В. Характеристика субъектности подростков-девиан- тов // Вести. Твер. гос. ун-та. Серия «Педагогика и психология». 2018. Вып. 1. С. 36-46.
10. Аршинская С.Э. Категория саморазвития и ее роль в биологической науке: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2018. 16 с.
11. Асеев А. Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 2016. С. 21- 38.
12. Асмолов А. Г. XXI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. 2020. № 1.С.2-12.
13. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 28-40.
14. Асмопов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. 768 с.
15. Асмопов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2022. 480 с.
16. Асмопов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2022. 416 с.
17. Асмопов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. 2018. №5. С. 3-11.
18. Асмопов А. Г. Кризисы психологии в сетевом столетии (выступление на V съезде РПО) // Российский психологический журнал. 2017. № 1. С. 7-11.
19. Бажин Е. Ф., Гопынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 2014. № 3. С. 152-162.
20. Базыма Б. А. К вопросу о природе психики // Вести. Харьков, ун-та. Серия «Психология». 2020. № 432. С. 9-18.
21. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2020. 212 с.
22. Барабанщиков В. А. Идея системности в психологии: пути развития // Психологический журнал. 2018. № 1. С. 5-13.
23. Барабанщиков В. А. Принцип системности в психологии // Барабанщиков В. А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 18-88.
24. Барабанщиков В. А. Системный подход в структуре психологического знания // Методология и история психологии. 2017. № 1. С. 86-99.
25. Барабанщиков В.А., Носупенко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН, 2016. 480 с.