Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существуют различные виды детской игровой деятельности, одним из которых является театрализованная игра. Значение данного вида игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста велико. Они всесторонне обогащают опыт ребенка, активизируют его интерес к искусству, общению с ним, развивают способности. Эти игры, направлены на развитие творчества у ребенка, в них ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, игрового поведения, эстетического вкуса, способности творчески относится к любому делу. [9].
Известный детский психолог А.В. Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. [16, с.13]. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. [52, с.3]. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
В теории дошкольного образования существует много разработок, посвященных использованию разных средств развития воображения, однако на практике педагоги недостаточно уделяют внимания использованию театрализованной деятельности в повседневной жизни детского сада, так как не хватает знаний, опыта.
Цель исследования: изучить возможности театрализованной деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Разработать педагогические рекомендации по развитию творческого воображения средствами театрализованных действий по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Объект исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что, используя в работе средства театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста можно повысить средний уровень творческого воображения, развивать актерские умения у детей, занимающих позицию «зрителя», а так же гибкость воображения и степень его стереотипности или оригинальности.
Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения средствами театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Осуществить исследование творческого воображения, а также изучить преобладающие позиции детей в играх – драматизациях;
4.Разработать педагогические рекомендации по развитию творческого воображения средствами театрализованных действий по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
1.1 Воображение как психологическая категория. Особенности развития творческого воображения у старших дошкольников
На современном этапе общественного развития перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учѐтом психологических закономерностей всей системы развития познавательных процессов. Исследования (О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий и др.) показывают, что творческое воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения дошкольниками новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность образовательного процесса в ДОО. В этом контексте проблема развития творческого воображения дошкольников сохраняет свою актуальность в связи с тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребѐнка, его креативного развития и нестандартных форм поведения.
Признание величайшей ценности воображения до недавнего времени не сопровождалось систематическими усилиями, направленными на его развитие. Поэтому развитие творческого воображения является одной из актуальных проблем современного мира. Его необходимо развивать своевременно, начиная с самого раннего возраста.
В психологической литературе воображение рассматривается как высший когнитивный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из задач воспитательного формирования детей выступает улучшение общей культуры воспитанников, а также их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Расширение воображения дошкольников также является одним из важных направлений в работе педагогов детского общественного объединения. В этих ситуациях воображение усовершенствуется в основном лишь стихийно и в результате, как правило, не достигает высокого, а нередко даже и удовлетворительного уровня своего развития.
Поводом для такой ситуации является затруднительность самого процесса развития воображения. Главным и наиболее радикальным средством выхода из этого положения, конечно же, оказываются изменение содержания и методов обучения, их особая ориентация на формирование у детей способности к творчеству. Если проанализировать Федеральные государственные программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, то мы можем заметить, что этому психическому процессу уделяется меньше внимания.
Существующая система дошкольного воспитания и обучения практически не содержит в себе (или содержит в недостаточной степени) особые меры, направленные на последовательное и систематическое развитие воображения у детей. По мнению Н.Н. Карпинской, творческое воображение – это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте; психический процесс выстраивание образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений [13].
В психологии и педагогике имеется несколько классификаций творческого воображения. По классификации Л.С. Выготского существует два вида воображения [9]. Один он называет воспроизводящим, или репродуктивным. Он тесно связан с памятью, «человек подражает или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений» [21, с. 234].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128с.
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М.,2006 – 82с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2007 – 173с.
4. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М., 2010 – 35с.
5. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Ульяновск, 2010. – 251с.
6. Веселый театр. /Сост. А.Розанова. М.: Детгиз,2009. – 247с .
7. Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе. Ростов н/Д., 2002. – 63с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издательство Эскимо, 2004. 512с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. – 426с.
10. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками. – М.,2007. – 152с.
11. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб.: 1997. – 241с.
12. Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. М.,2003. – 195с.
13. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000. – 264с.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович. СПб.: 1995. – 173с.
15. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. -М., 2009. 184с.
16. Доронова .Н. Играем театр. М., 2004. – 251с.
17. Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.А. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей «Из детства в отрочество». — М.: Просвещение, 2001. – 134с.
18. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 2006. – 136с.
19. Иванова Г.П. Театр настроений. М., 2006 – 98с.
20. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник/ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.МпхайлоБой.СПб.: 2004-192с.
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2002. – 158с.
22. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 2005. – 362с.
23. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996. – 123с.
24. Красота, радость, творчество: Программа эстетического воспитания у детей 2-7 лет./под ред. Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б. Зацепиной.-М: 2002. – 157с.
25. Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ. Воспитание ребенка дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного.М., 2003. – 279с.
26. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М., 2004. – 251с.
27. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада.М., 2010. – 164с.
28. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 2008. -281с.
29. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.М., 2007. -317с.
30. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., ЭКСМО,2009. – 391с.
31. Недоспасова В.А. Растем играя. М., 2011. -183с.
32. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе игры. – М.,2012. – 274с.
33. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ,студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификаций и переподготовки пед. кадров. М.: Просвещение, 1990 -601с.