Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня Борис Акунин является одним из самых успешных авторов в жанре исторического детектива или приключенческого детектива. Авто имеет определенный неподражаемый стиль написания произведений. Кроме этого Акунин точно и достоверно описывает все мельчайшие детали быта героев своих романов живущих в определенной исторической эпохе.
В этом отношении нужно заметить, что Б. Акунин при создании своих романов проводи большую исследовательскую работу. Писатель стремится сделать с вой роман максимально достоверным. Данную особенность Акунина-писателя отмечают все критики его творчества.
Акунин-исследователь не менее точно описывает особенности одежды, разговоров и да же мышления своих главных и второстепенных персонажей. В этом отношении наиболее ярки примером является серия книг о Эрасте Фандорине. Здесь читатели часто сталкиваются с образцами мыслей, как самого Фандорина, так и некоторых главных злодеев.
Критики приветствовали роман Акунина «Оформитель». Это страшное, мрачное произведение в котором писатель собрал описание всех мрачных сторон таких городов, как Лондон и Москва. Здесь же отразились переживания маньяка на старорусском языке. С точки зрения Ю. Лотмана или М. Бехтерева – это прекрасное начинание писателя которое не только раздвигает границы произведения, но и погружает читателя в глубину исторической эпохи.
Цель исследования – выявить особенности пространственно-временной организации романа Бориса Акунина «Сокол и Ласточка».
Объект исследования – роман Б. Акунина «Сокол и Ласточка».
Предмет исследования – пространственно-временная организация романа Бориса Акунина «Сокол и Ласточка».
Задачи исследования:
1. Дать характеристику пространственно-временной организации произведения.
2. Дать определение пространственно-временной организации произведения.
3. Дат характеристику роману Бориса Акунина «Сокол и Ласточка».
4. Выявить особенности пространственно-временная организации романа Бориса Акунина «Сокол и Ласточка».
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретический обзор понятия пространственно-временная организация произведения
1.1. Понятие о художественном времени и пространстве
Категории времени и пространства являются определяющим фактором существования мира: через осознание пространственно-временных координат человек определяет в нем свое место. Тот же принцип переносится и в художественное пространство литературы – писатели, вольно или невольно, помещают своих героев в реальность, созданную определённым образом. Литературоведы, в свою очередь, стремятся понять, как раскрываются в произведениях категории пространства и времени.
До XX века пространственно-временная организация произведения не воспринималась как проблема в литературоведении. Но уже в первой половине столетия были написаны важнейшие исследования в этой области. Они связаны с именем русского учёного М. М. Бахтина [8].
В работе «Автор и герой в эстетической деятельности» (1924, публикация 1979) исследователь вводит понятие пространственной формы героя, говоря о необходимости изучения пространственных ценностей, которые трансгредиентны сознанию героя и его миру, его познавательно-этической установке в мире и завершают его извне, из сознания другого о нем, автора-созерцателя [4].
В работе «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» (1937-1938, публикация 1975) Бахтин совершает революционное открытие в художественном осмыслении категорий времени и пространства: ученый разрабатывает теорию хронотопа. Термин исследователь позаимствовал из теории относительности А. Эйнштейна. М. М. Бахтин дает понятию следующее определение: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе – «времяпространство»)».
Для ученого важна идея неразрывной связи пространства и времени. Хронотоп Бахтин понимает как «формально-содержательную категорию литературы». Время и пространство соотносятся в единое понятие хронотопа и входят в отношения взаимосвязи и взаимообусловленности: «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [6].
Время и пространство соотносятся в единое понятие хронотопа и входят в отношения взаимосвязи и взаимообусловленности Хронотоп лежит в основе определения эстетического единства художественного произведения в отношении к первичной действительности. Исследователь отмечает и связь жанровой формы художественного произведения с хронотопом: жанр как бы определяется хронотопом.
Ученый представляет характеристики различных романных хронотопов. Искусство, по мнению Бахтина, пронизано хронотопическими ценностями. В работе выделяются следующие типы хронотопа (по отношению к жанру романа):
Хронотоп встречи, в котором преобладает «временной оттенок» и который «отличается высокой степенью эмоционально-ценностной интенсивности»
Хронотоп дороги, обладающий «более широким объемом, но несколько меньшей эмоционально-ценностной интенсивностью»*; хронотоп дороги соединяет ряды жизней и судеб, конкретизируясь социальными дистанциями, которые внутри хронотопа дороги преодолеваются. Дорога становится метафорой течения времени Хронотоп «Замка», «который насыщен временем, притом в узком смысле слова, то есть временем исторического прошлого. Замок – место жизни властелинов феодальной эпохи (следовательно, и исторических фигур прошлого), в нем отложились в зримой форме следы веков и поколений» [5].
Хронотоп «Гостиной-салона», где «происходят встречи (уже не имеющие прежнего специфически случайного характера встречи на «дороге» или в «чужом мире»), создаются завязки интриг, совершаются часто и развязки, здесь, наконец, что особенно важно, происходят диалоги, приобретающие исключительное значение в романе, раскрываются характеры, «идеи» и «страсти» героев».
Хронотоп «Провинциального городка», являющегося «местом циклического бытового времени». При таком хронотопе нет событий, «а есть только повторяющиеся «бывания». Время лишено здесь поступательного исторического хода, оно движется по узким кругам: круг дня, круг недели, месяца, круг всей жизни <…> Время здесь бессобытийно и потому кажется почти остановившимся. Здесь не происходят ни «встречи», ни «разлуки». Это густое, липкое, ползущее в пространстве время» [7].
Хронотоп Порога, восполненный хронотопом кризиса и жизненного перелома. Хронотоп порога всегда «метафоричен и символичен <…> Время в этом хронотопе, в сущности, является мгновением, как бы не имеющим длительности и выпадающим из нормального течения биографического времени».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акунин Б. Сокол и Ласточка – Электронный ресурс – https://bestknigi.com/detektivy-i-trillery/istoricheskij-detektiv/165318-boris-akunin-sokol-i-lastochka.html (дата обращения 16.05.2022)
2. Казачкова А.В. Специфика интерпретации жанра приключенческого романа в «Соколе и Ласточке» Бориса Акунина // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского – Н. Новгород: НИ НижГУ, 2015 – № 1 – С. 266 – 269
3. Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 – начала 2000 – х гг. – Автореф диссертации на соискание ученой степени к. филолог. н. – Н. Новгород: НИ НижГУ, 2015 – 22 с.
4. Микишков П.К. «Орнитология» в романе Бориса Акунина «Сокол и Ласточка» // Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей– Томск: НИ ТомПУ, 2014 – С. 120 – 124
5. Тихонова Е.Е. Теория и практика анализа современной литературы. Справочник философа и лингвиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
6. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика анализа современной литературы. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
7. Фадеева А.Ю. Вопросы литературы. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
8. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Современная российская литература. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.