Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию аллюзии как стилистического средства художественной выразительности в жанре антиутопия 21 века.
Актуальность данного исследования объясняется тем, что большинство романов антиутопического жанра выстроены на основе особой литературной традиции, связанной с включением большого количества интертекстуальных элементов, одной из разновидностей которых является аллюзия, широко применяемая в художественных текстах этого литературного жанра. Данная проблема изучена малым количеством исследователей, что требует продолжения исследования аллюзии в антиутопичных романах.
Роман Лорен Оливер «Делириум» является классическим примером современной антиутопии, сюжет которого построен на традиционной форме повествования – создании нового особого общества с жесткими законами и правилами, а также с различными действиями властей по превращению людей в «серую массу» без эмоций и чувств.
В данном романе используется большое количество интертекстуальных элементов, которые необходимы для более красочного описания ситуаций и характеров персонажей.
Цель исследования – провести анализ использования аллюзий в антиутопичном романе Лорен Оливер «Делириум».
Объект исследования – аллюзии в произведениях жанра антиутопия.
Предмет исследования: виды и функции аллюзий в антиутопичном романе Лорен Оливер «Делириум».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Раскрыть понятие преемственности в литературе.
2. Рассмотреть аллюзию как вид преемственности в литературе.
3. Определить стилистическую функция аллюзии.
4. Выявить цель использования аллюзий в произведениях жанра антиутопия.
5. Охарактеризовать виды аллюзий в антиутопических романах.
6. Проанализировать функции аллюзий в современной антиутопии.
7. Провести анализ антиутопического романа «Делириум».
8. Дать характеристику мифологическим аллюзиям в романе «Делириум».
9. Изучить литературные аллюзии в романе «Делириум».
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, хронологический, историографический, сравнительный, обобщение, классификация, моделирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением научной литературы по проблеме преемственности в художественных произведениях, а также целей применения аллюзий в литературе и их стилистических функций. Полученные данные могут быть использованы для продолжения научных разработок в данной сфере.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов данной работы студентами и преподавателями на курсах по стилистике и на занятиях по аналитическому чтению или изучению жанра антиутопии в курсе зарубежной литературы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛЛЮЗИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В данной главе мы рассмотрим аллюзию как вид преемственности в литературе, а также охарактеризуем ее стилистическую функцию.
1.1. Понятие преемственности в литературе
В данном параграфе мы сравним мнения различных исследователей о понятии преемственности в литературе, выделим наиболее выраженные тенденции рассмотрения данного вопроса.
По мнению исследователей Н.А. Чуриловой и др., которые изучали новаторство и традицию в художественной литературе, проблема разграничения традиции и новаторства всегда была и остается основополагающей для изучения закономерностей литературного процесса. В ряде случаев эти два понятия рассматривались как диаметрально противоположные [Чурилова, и др., 2019, с. 33].
С точки зрения организации художественного творчества, традиция представляет собой совокупность определенных устоявшихся, сформировавшихся средств, приемов, методов, которые необходимы как для художественного выражения, так и для формирования идейно-эстетического плана, которые наследуются авторами последующих поколений.
Любое литературное произведение, при всей его самоценности и неотъемлемой принадлежности индивидуальному творцу, является органическим звеном в длинной цепи развития, прежде всего, национальной литературы, а затем и литературного движения человечества.
Преемственность есть не только усвоение, но и отторжение, не только продолжение и развитие, но и постоянная критическая оценка творчества, которое принадлежит предшественникам и характеризует их. Важно иметь в виду, что преемственность и эпигонство – это разные процессы.
Под эпигонством А.А. Аристархова понимает слепое подражание, преемственность представляет собой, скорее, диалог. Имитировать можно только по каким-то нормам или правилам, не изменяя их. При этом можно имитировать только текст, но не произведение искусства [Аристархова и др., 2018, с. 40].
По данным исследователей преемственность в литературе представляет собой процесс сознательного обращения писателя к наследию предшественников, его творческого осознания, погружения и, в конечном счете, создания нового.
Надо отметить, что этот процесс всегда основан на диалоге: диалоге культур (национальных или социальных), мировоззрений, стилей и т.д. Фонд преемственности духовного, практического и интеллектуального опыта, передаваемого от предков к потомкам, всегда выступает многогранным и неоднородным явлением. Прежде всего, это представления об общечеловеческих ценностях нации и человечества в целом, т.е. то, что в философии называется «архетипами» национального сознания или «концептами».
Следовательно, говорить о традиции того или иного писателя в творчестве последующих поколений литературных авторов, или о преемственности, можно только в рамках диалога между ними [Подобрий, 2013. с. 13]
Проблематичным оказывается доказательство знакомства автора художественного произведения с творчеством его предшественников, т.е. нельзя говорить о сознательном следовании традициям.
Однако можно говорить и о неких сходных «идеях», присутствующих в произведениях разных авторов, т.е. о диалоге между ними, причем диалог может быть или не быть осознанным, но он будет основываться на тех же культурных константах, которые подробно изучаются исследователями в рамках литературоведения.
Согласно теории К. Юнга, архетипы национального самосознания обязательно проявятся в любой «культурной среде». Любой писатель является выразителем не только коллективного, но и личностного начала, и его стремление к созданию собственной художественной реальности может быть противопоставлено общекультурным представлениям о мире и о роли человека в этой реальности.
Также П.А. Яковлева – исследователь интертекстов в художественной литературе – отмечает, что плодотворность художественной традиции определяется не степенью зависимости того или иного писателя от его предшественника, не широтой использования элементов его стиля, творческой манеры и т.п., а качеством художественного результата, отражающего глубину творческого преобразования воспринимаемого опыта [Яковлева, 2019, с. 55].
Однако естественным становится вопрос, как исследовать преемственность и традицию в произведениях того или иного литературного автора. В частности, важно понимать, где заканчивается диалог (если он вообще был) и где начинается новое, созданное другим автором идеологическое содержание.
Вероятно, единственно возможный способ заключается в следующем. Во-первых, следует отказаться от широкого и не совсем конкретного понятия «традиция» и ввести другое понятие – «диалог». Во-вторых, понятие «концепция следует использовать как основу для изучения диалога [Гаврилина, Чуркина, Митрофанова, 2021, с. 60].
Кроме того, необходимо доказать, что изучаемый автор является родоначальником, а не повторителем той или иной идеи, образа, понятия, а для этого необходимо четко установить, какое преломление получает то или иное понятие в произведения конкретного автора, а также вычленить так называемые «авторские концепции» (инновации), которые нашли свое воплощение в ряде произведений изучаемого автора [Лазукина, 2018, с 24]
Также А. Бушмин, который занимался проблемами авторства в художественной литературе, отмечает, что принципиально важно определить, какие «авторские понятия» используются последователями и как они модифицируются (новаторствуют) в их произведениях. Только в этом случае можно говорить о преемственности и диалоге, следовательно, и об эволюции литературного процесса, который невозможен без преемственности [Бушмин, 1978, с. 95].
Реминисценция – это воспроизведение информации спустя какое-то время после ее восприятия, которое происходит неосознанно, без повторений и намеренного участия человека. Данное понятие было описано в 1907 году сербским ученым Урбанчичем, который наблюдал за тем, как люди воспроизводят вербальный, невербальный и сенсомоторный материал.
Слово «реминисценция» напрямую связано с воспоминаниями и памятью, имеет латинское происхождение (лат. reminiscentia – «напоминание»). В большинстве случаев под реминисценцией понимаются элементы художественной системы, которые повторяются в различных литературных произведениях.
В качестве реминисценции могут быть применены отдельные составляющие или общий смысл, структура. Тематика должна быть близка, под реминисценцией не имеется в виду плагиат. Базовую роль играет действие памяти, основанное на припоминании и проекции его в новом качестве.
Нередко реминисценция возникает практически неосознанно у автора, на уровне интуиции. Но при этом она находит моментальный отклик в душах и памяти читателей.
Реминисценция помогает полнее осознать новый созданный образ, причем в разных видах творчества, включая даже живопись, скульптуру. В качестве примера можно привести образ пустыни в картинах современных художников, как символ абсолютной свободы и неограниченного ничем пространства, «чистого листа» [Евгеньева, 2013, с. 101].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристархова, А.А., Хрусталева, Ю.В., Некрасова, Л.Д. Традиция и преемственность в русской литературе: анализ литературоведческих исследований / А.А. Аристархова, Ю.В. Хрусталева, Л.Д. Некрасова // Вопросы литературоведения. – 2018. – № 12. – С. 40–48.
2. Багдасарова, И.Р. Термин «реминисценция» в искусствознании (теория вопроса) / И.Р. Багдасарова // Киберленинка. Научный портал. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/termin-reministsentsiya-v-iskusstvoznanii-teoriya-voprosa/viewer (Дата обращения: 01.05.2022).
3. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 180 с. – Текст непосредственный.
4. Белоножко, Н.Д. Аллюзия в стилистической конвергенции / Н.Д. Белоножко // Киберленинка. Научный портал. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/allyuziya-v-stilisticheskoy-konvergentsii/viewer (Дата обращения: 05.05.2022).
5. Беседина, В.А. Аллюзия и интертекстуальность. Смежность лингвистических понятий / В.А. Беседина // Меридиан. Научный журнал. – 2020. – № 15(49). – С. 1–7.
6. Бушмин, А. Преемственность в развитии литературы. Изд. 2-е, доп. / А. Бушмин. – Л.: Художественная литература (Ленинградское отделение), 1978. – 225 с. – Текст непосредственный.
7. Гаврилина, А.С., Чуркина, Е.Е., Митрофанова, А.В. Принципы анализа преемственности в литературном процессе: теория и методология исследования / А.С. Гаврилина, Е.Е. Чуркина, А.В. Митрофанова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 6. Филология и литературоведение. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 60–72.
8. Горшкова, А.В. Аллюзии и цитаты в контексте литературного художественного произведения / А.В. Горшкова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2015/09/28/allyuzii-i-tsitaty-v-kontekste-literaturnogo (Дата обращения: 06.05.2022).
9. Данилкова, Ю.Ю. Г. Казак и Е. Замятин: к вопросу о роли мифологических аллюзий в антиутопии / Ю.Ю. Данилкова // Новый филологический вестник. – 2017. – № 4(43). – С. 212–222.
10. Денисов, С.Ф. Денисова, Л.В. Художественные антиутопии: типология и философско-антропологические смыслы / С.Ф. Денисов, Л.В. Денисова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 7(403). Философские науки. Вып. 45. – С. 19–26.
11. Дреева, Д.М., Кастуева, И.К. Аллюзия как средство манифестации интертекстуальных связей в поэтическом дискурсе / Д.М. Дреева, И.К. Кастуева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1(ч. 1). – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19560 (Дата обращения: 05.05.2022).
12. Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы / Д. Дюришин. – М., 1979. – 397 с. – Текст непосредственный.
13. Евгеньева, Н.А. Функции реминисценции как формы проявления интертекстуальности / Н.А. Евгеньева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 11 (160). – С. 101–119.
14. Кузина, К. «Делириум» Лорен Оливер // TIMIX. Молодежный информационно-развлекательный журнал. – 2021. – URL: http://timix.nios.ru/node/3189 (Дата обращения: 17.05.2022).
15. Лазукина, Н.Ю. Реминисценция как художественный прием. Особенности и принципы ее использования в текстах художественных произведений / Н.Ю. Лазукина // Алые паруса. Научный портал. – 2018. – URL https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/10/27/reministsentsiya-kak-hudozhestvennyy-priem-osobennosti-i-printsipy-ee (Дата обращения: 02.05.2022).
16. Литературная реминисценция // Ассоциация писателей. Блог. – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5aa8e53f548700ade592e7/literaturnaia-reminiscenciia-5d9ec7b797b5d400ad6fe6bf (Дата обращения: 01.05.2022).
17. Никашина, Н.В., Супрун, Н.Д. Аллюзия как стилистический прием в англоязычной литературе / Н.В. Никашина, Н.Д. Супрун // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2016. – № 1. – С. 68–74.
18. Папкина, Д.С. Типы литературных аллюзий / Д.С. Папкина // Вестник Новгородского государственного университета. – 2003. – № 25. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-literaturnyh-allyuziy/viewer (Дата обращения: 05.05.2022)
19. Подобрий, А.В. Преемственность – традиция – диалог – новаторство (к вопросу о литературной эволюции) / А.В. Подобрий // Киберленинка. Научный портал. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-traditsiya-dialog-novatorstvo-k-voprosu-o-literaturnoy-evolyutsii/viewer (Дата обращения: 06.05.2022).
20. Романтическая антиутопия Лорен Оливер «Делириум» // Живой журнал. – 2019. – URL: https://lylabon.livejournal.com/42584.html (Дата обращения: 17.05.2022).
21. Сиренко, Т.С. Стилистический аспект аллюзии / Т.С. Сиренко // Киберленинка. Научный портал. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskiy-aspekt-allyuzii/viewer (Дата обращения: 04.05.2022).
22. Ткаченко, Д. Что такое антиутопия: примеры, признаки, отличия от утопии / Д. Ткаченко // Блог Даниила Ткаченко. – 2021. – URL: https://dnevnik-znaniy.ru/znaj-i-umej/chto-takoe-antiutopiya-primery-priznaki-otlichiya-ot-utopii.html (Дата обращения: 05.05.2022).
23. Тухарели, М.Д. Аллюзия в системе художественного произведения: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / М.Д. Тухарели. – Тбилиси: Тбилисский Ордена трудового Красного знамени государственный университет, 1984. – 52 с.
24. Хабарова, Ю.В., Зацепина, А.С., Прянишникова, Д.В. Аллюзии как стилистический прием в утопических и антиутопических романах: литературоведческий и социально-культурный анализ / Ю.В. Хабарова, А.С. Зацепина, Д.В. Прянишникова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2022. – № 3. – С. 84–97.
25. Хорохордина, О.В. Дискурсивные приемы импликации инструктивных компонентов в жанре антиутопии / О.В. Хорохордина // Киберленинка. Научный портал. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnye-priemy-implikatsii-instruktivnyh-komponentov-v-zhanre-antiutopii/viewer (Дата обращения: 04.05.2022).
26. Чурилова, Н.А., Хвостова, А.Я., Мережко, С.И. Традиции и преемственность в литературе: российский и зарубежный опыт исследований / Н.А. Чурилова, А.Я. Хвостова, С.И. Мережко // Вестник Астраханского государственного университета. – 2019. – № 7. – С. 33–42.
27. Шепелева, Ю.Е., Долгина, Е.С. Антиутопия как жанр фантастической литературы / Ю.Е. Шепелева, Е.С. Долгина // Вестник магистратуры. – 2015. – № 11(50). Т. 4. – С. 13–15.
28. Щур, Г.А. Антиутопия как актуальный литературный жанр / Г.А. Щур // Материалы IX международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – 2020. – URL: https://school-science.ru/9/10/44151 (Дата обращения: 04.05.2022).
29. Яковлева, П.А., Заврагина, И.И., Холмогорова, С.Т. Принципы и особенности исследования преемственности и реминисценций в литературных произведениях / П.А. Яковлева, И.И. Заврагина, С.Т. Холмогорова // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 3. Гуманитарные науки. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2019. – С. 55–71.
30. Atwood, M. What is dystopian fiction // Literary devices – URL: https://www.masterclass.com/articles/what-is-dystopian-fiction (Дата обращения: 04.05.2022).
31. Krohn L. An antiutopia, updated // Literary devices – URL: https://www.booksfromfinland.fi/2004/09/an-antiutopia-updated (Дата обращения 05.05.2022).
32. Schäfer M. The rise and Fall of Antiutopia // Science Fiction Studies – URL: https://www.depauw.edu/sfs/backissues/19/sch%C3%A4fer19art.htm (Дата обращения: 04.05.2022).
33. Oliver, L. Delirium / L. Oliver // BooksCafe. Электронная библиотека. – 2012. – URL: https://bookscafe.net/book/oliver_lauren-delirium-232377.html (Дата обращения: 15.05.2022).