Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Понятие интеллект, классификация
Интеллект – в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. [2]
Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
Термин «интеллект» часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет, как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. [4]
Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта. Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет. Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет. Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет. Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни. Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде. Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я. Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у старших дошкольников. [9]
Если для Пиаже интеллект - это общий регулятор поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, Л. Векслер) он - символ обучаемости человека и любого другого живого существа всему новому.
Таким образом, в настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:
Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей. [6]
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. [6]
Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
• счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; [2]
• вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
• вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;
• пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
• память;
• способность к рассуждению;
• быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Уровни интеллекта
По мнению некоторых психологов, одни задачи требуют конкретного, а другие - абстрактного интеллекта.
Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен относит к первому уровню интеллекта так называемые ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти. Что касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями, и Йенсен относит его ко второму уровню интеллекта - уровню когнитивных способностей. [12]
По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами.
Виды интеллекта
Г.Айзенк выделяет три вида интеллекта:
• биологический интеллект, под которым понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;
• психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);
• социальный (или практический) интеллект как проявление социально полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде. [2]
1.Психометрический интеллект - Именно он измеряется с помощью тестов, в психометрическом определении имеется смысл, поскольку факторный анализ множества тестов определения специальных способностей показывает, что за понятием «психометрический интеллект» действительно стоит какой-то основополагающий фактор человеческой психики, определенным образом организующий ментальный опыт человека и отвечающий за эффективность переработки поступающей информации.
2. Биологический интеллект - Еще со времен сэра Ф.Гальтона предполагалось, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими, например быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации, либо низкий (или высокий) порог чувствительности к уровню раздражения. Г.Айзенк полагает, что именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научной парадигме, так как, по его мнению, все остальные виды интеллекта – социальный и психометрический – лишь следствие, внешнее проявление биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой. [2]
3. Социальный интеллект - Социальный интеллект рассматривается как проявление социально полезной адаптации. В.Штерн определил интеллект как «некоторую общую способность к новым жизненным условиям». Приспособительный акт – решение жизненной задачи с помощью интеллекта – осуществляется посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознания над бессознательным. Благодаря этому решение проблемы «может быть осуществлено здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во внутреннем плане действия». В данном случае «критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней». [2]
Вопрос о том, каким образом репрезентируется понятие «интеллект» в обыденном общественном сознании, исследовал Р.Стернберг, проводя опрос экспертов и исследуя полученные результаты методом факторного анализа. В результате он выделил три формы интеллектуального поведения:
1.вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
2.способность решать проблемы;
3.практический интеллект (умение добиваться поставленных целей)
Фрагмент для ознакомления
3
1Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2013. - 176 c.
2.Бурлакова Н.С. Возможности практической психологии в образовании М., 2014. – 88 с.
3.Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике.- М., 2013, 192 с
4.Каменская, В.Г. Психодиагностика ребенка: Уч. / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. - М.: Инфра-М, 2018. - 480 c.
5.Немов В.С. Основы психологии. Т. 1. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 576 с
6.Памфилова С. А., Голоюс Е. А. Практикум по психологопедагогической диагностике (диагностика ко
7.Пашнев, Б.К. Психодиагностика: практикум школьного психолога / Б.К. Пашнев. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 144 c.гнитивной сферы: учебное пособие – Пенза: Копи-Ризо, 2015. – 187 с.
8.Психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. Белоусовой А.К., Юматовой И.И.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 256 c.
9.Мамедова Л.В., Курпетко О.В. Психолого-педагогическая деятельность по развитию социально-коммуникативной компетентности подростков // Журнал Новый взгляд. Международный научный вестник. - Выпуск№ 9 / 2015. - С.115-123.
10.Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с.
11.Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практ. конф. с межд. участием «Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детейсирот» в рамках IV Петербургского образовательного форума. СанктПетербург 29.03.13 / Под общ. ред. И.Ф. Головановой, к.п.н. - СПб.: Изд-во, 2014. – с.111
12..Сухарев В.А. Психология интеллекта / В.А. Сухарев. - Донецк: Сталкер, 2014. - 409 с.
13.Талаев С.А. Гендерные аспекты социального интеллекта военнослужащих // Молодой ученый.- 2013.- №12. - С. 824-826.
14.Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология подросткового возраста. Издательство: «Юрайт», 2016, - 408 с
15.Филипиди Т.И. Особенности социально-коммуникативной компетентности личности с компенсированной затрудненностью психического развития (на материале подросткового возраста): Аавтореф. дис. ... канд./д-ра психол. наук. – 2014. - С. 96-112
16.Чигинцева Ю. Б. Исследование социального интеллекта у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 576–580. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53117.htm