Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель -воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры [4].
Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) в принципе: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через активное взаимодействие семьи с дошкольным образовательным учреждением [27].
Формирование ценностных ориентации начинается уже с дошкольного детства. Такое представление базируется на том, что ведущие зарубежные педагоги и психологи: А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др., а также отечественные: конца XIX - XX вв., такие как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина и др., придают особое значение дошкольному периоду и раннему детству в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов.
На практике педагогам приходиться сталкиваться со следующими результатами: -дети не могут самостоятельно выйти из конфликтной ситуации; -у детей не сформированы понятия добра и зла, вследствие недостатка общения в семейном кругу и негативного влияния современных мультфильмов и компьютерных игр;
Актуальность определила тему исследования «Проект усвоения норм и ценностей в обществе у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс усвоения норм и ценностей в обществе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проект усвоения норм и ценностей в обществе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: проект будет способствовать усвоению норм и ценностей в обществе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: разработать проект усвоения норм и ценностей в обществе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «норма» и «ценности» в психолого- педагогических исследованиях.
2.Проанализировать особенности формирования норм и ценностных ориентаций в обществе у детей старшего дошкольного возраста.
3.Организовать педагогическое исследование.
4.Разработать проект усвоения норм и ценностей в обществе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение, педагогическое исследование.
Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников самооценки на уроках русского языка
1.1.Сущность понятия «норма» и «ценности» в психолого- педагогических исследованиях
В переводе с латинского языка «норма» – правило, образец, предписание. В жизни каждый человек определяет для себя линию поведения в семье, на работе, в общественном месте, при этом он ориентируется на социальные нормы, принятые в его окружении.
Согласно Е.В. Андриенко человек связан с обществом, в котором он проживает, поэтому он не может поступать так, как ему хочется. Каждый индивид усваивает с детства определённые способы поведения, зависимости от той социальной среды, в которой воспитывается, ориентируясь на окружающий социум, даже если нормы этого общества он не принимает и отрицает. Социальные нормы – это стандарты, которые предписывают то, что человек должен делать в той или иной ситуации. В некоторых ситуациях нормы представляются как определённые правила, которые приняты в обществе и этим правилам подчиняются члены данного общества, что бы совместная их деятельность была возможна [13].
Е.В. Змановская в своих трудах отмечает, что в общественных науках норма понимается как предел допустимого, как мера для изменения или сохранения систем.
Социальные нормы являются одним из видов существующих норм наряду с медицинскими, техническими биологическими нормами. Социальная норма – совокупность ожиданий и требований, которые предъявляет социальное общество к своим членам, будь то группа, организация, класс с целью регуляции отношений и совместной деятельности. Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют взаимодействие членов какой-либо группы или общества в целом [21].
По А.Н. Леонтьеву норма – это стандарты, существующие социальной общности или группе, так называемые ожидания (экспектации) соответствующего поведения, образцы поведения, эталоны, при сопоставлении с которым определяется приемлемость и совершенство поведенческих проявлений [17].
Ценность - термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений.
Ценность выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интересы. Ценность характеризует личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
Обычно проводят различие между внутренней и внешней ценностью, т.е. между тем, что ценно само по себе, и тем, что ценно только как средство для чего-то другого, что в свою очередь может обладать внутренней или внешней ценностью. Категория ценности применима к миру человека и обществу. Ценностью явление или предмет становится лишь при осмыслении ее сущности человеком, когда человек осознает значимость вещи, события для себя самого или общества в целом [16].
В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей.
Но нужно помнить о том, что к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом (В.А. Сластенин). В понятие «ценность» изначально заложен положительный смысл: ценность есть то, что мы ценим, чего желаем, к чему стремимся.
Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми для любого человека в любой сфере деятельности, характеризуют представителей всех этнических культур.
К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность, ответственность. Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания [24].
По мнению О. В. Федоскиной, социокультурное развитие человека осуществляется в процессе вхождения в контекст современной культуры, присвоения общечеловеческих и отечественных ценностей, социальных норм и традиций.
Ценность – это фундамент человеческой культуры, реальная преобразующая сила, критерий совершенства [15].
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений).
В большом энциклопедическом словаре, ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. стремимся и что хотим осуществить. Ценности управляют выбором или оценкой поведения.
Поскольку ценности регулируют поведение и деятельность человека, то их можно рассматривать в качестве ориентира деятельности, ориентира жизненного пути, в определении траектории личностного развития. Однако ценность приобретает побудительную силу мотива в том случае, когда «она интериоризирована личностью», а это возможно при создании условий для принятия и осмысления ценностей. В таком случае ценность определяет и создает возможности для проявления социокультурной активности человека.
Ценности определяет систему отношений человека к миру. От принятых в обществе норм; существующих культурных эталонов, от воспитания зависят ценностные установки формирующейся личности; характер ее взаимодействия с людьми; общения с природой; отношение к культурному наследию.
Таким образом, мы можем говорить о функциональном значении ценностей, поскольку они выполняют определенные функции регулирования деятельности человека и общества: побудительную, ориентационную, регулятивную.
Единой классификации ценностей нет. Существуют многочисленные подходы к группированию ценностей по разным основаниям. В.П. Тугаринов в зависимости от сферы проявления ценностей делит их на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей – одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные – образование, искусство, наука; религиозные, художественные, политические и др. Однако такое разделение достаточно условно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008.- 317 с.
2. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] : методическое пособие / Р. С. Буре. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 76 с.
4. Волобуева Л. О., Авилова Е. Н. Вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И. А. Сикорского и В. М. Бехтерева // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 3. – с. 88-92.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и. истории психологии/Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского.- М.: Педагогика, 1982.-488 с,
6. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. -254 с.
7. Голубков В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В. О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков. - Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3 (6). - С. 14-17.
8. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. - СПб.: Питер, 2019. -464 с.
9. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
10. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. / Доронова, Т.Н. и. - М.: Просвещение, 2016. - 175 c.
11. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
12. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.- 450 с.
13. Захарова Л.М., Котлякова Т. А. Ценностно-смысловые ориентиры дошкольного образования (региональный аспект): учебное пособие, Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014, – 52с.
14. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
15. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
16. Космачева Н.В. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций в отечественной педагогике // Российский научный журнал. -2011. - № 1. - С. 192-197. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1983. – С.303-323.
18. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с.
19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.
20. Педагогика : курс лекций по актуальным проблемам общего и дошкольного образования:// Под общ. ред.Е.В. Клюевой., Т.В. Наумовой: Учебное пособие – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013 – 254 с.
21. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 312 с.
22. Прохоров А.М. : Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Издательство: Норинт, 2004 г.
23. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
24. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
25. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
26. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
27. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
28. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ред.–сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.