Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Система правового регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой.
Правовое регулирование определяет в отношениях «человек к явлениям природы» и «человек к человеку» естественный и социальный порядок в условиях взаимодействия множественных факторов.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы нормативного регулирования. В этом случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Определить место и роль правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.
Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Право — уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно — лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.
Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения - свидетельство повышения моральной ценности права.
Данная тема актуальна так как, особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правовым регулированием.
Предмет исследования – особенности правового регулирования.
Цель данной работы – комплексное исследование правового регулирования и его механизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие элементы правового регулирования, признаки правового регулирования;
2) изучить предмет правового регулирования;
3) определить особенности метода правового регулирования;
4) исследовать способы и типы правового регулирования;
5) изучить средства правового регулирования;
6) рассмотреть пределы правового регулирования.
Методологической основой данного исследования являются различные общенаучные методы: диалектно-материалистический - как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, логического и функционального анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика правового регулирования
1.1.Понятие элементы правового регулирования. Признаки правового регулирования
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
Следует напомнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической (правовой) надстройкой. Юридическая (правовая) надстройка — это совокупность всех правовых явлений, определяемых, в конечном счете, экономическим базисом общества.
Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений.
Нормативное регулирование - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.
Если объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти, то упорядочение отношений - через систему нормативного регулирования. Власть и нормативное регулирование обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов общественной жизни, стабильность их отношений и создают необходимые условия для прогрессивного развития.
Правовое регулирование заключается в выработке социальных норм (масштабов, образцов поведения), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечении принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила .
К главным звеньям правового регулирования следует отнести:
1) определение правового положения лица;
2) придание известным разновидностям жизненных фактов значения правовых фактов;
3) определение моделей правоотношений;
4) определение мер юридической охраны и правовой ответственности .
Согласно стадиям правового регулирования принято выделять три базовых элемента:
1) нормы права;
2) правоотношения;
3) акты практической реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом признаются правоприменительные акты.
Данное представление о системы механизма правового регулирования широко распространено, однако не является единственным, так как существуют другие точки зрения.
Другие исследователи придерживаются следующих базовых элементов и стадий правового регулирования:
1) правовая норма;
2) юридический факт либо фактический состав с таким фактом, как правоприменительный акт организационно-исполнительного характера;
3) правоотношение;
4) акты практической реализации прав и обязанностей;
5) правоприменительный акт охранительного характера.
На первой стадии определяется правило поведения, направленное на удовлетворение тех либо других интересов, которые находятся в области права и требуют их систематизации. Здесь не только устанавливается круг интересов и соответственно правоотношений, в пределах которых их практическое осуществление будет правомерным, но и делаются прогнозы относительное препятствий данного процесса, в том числе возможные юридические средства их преодоления. Данная стадия определяется в таком элементе механизма правового регулирования, как правовая норма.
Следовательно, вторым элементом правового регулирования является юридический факт. Однако определенные ученые не признают за правовыми фактами статуса независимого элемента механизма нормативного регулирования, считая, что значение юридических фактов заключается в том, чтобы обеспечить переход от одной стадии нормативного регулирования к другой.
Верное закрепление юридических фактов в гипотезах норм права – это одна из задач, которая стоят перед правотворческими органами во время разработки определенных нормативно-правовых актов. Точное, полное и достоверное определение правовых фактов – это необходимая предпосылка для использования норм права.
По нашему мнению, роль и значение юридических фактов в механизме правового регулирования не исчерпывается формирование, преобразованием и прекращением правоотношений. Мы придерживаемся мнения, что установление разновидностей жизненных фактов (либо группы данных фактов), которым предоставляется значение правовых фактов, является независимым звеном в механизме правового регулирования, т.к. от верного установления юридических фактов прямо зависит эффективность применения правовых норм.
Правоприменительный акт представляет собой базовый элемент комплекса правовых фактов, без которого не может быть реализована конкретная правовая норма. К примеру, для того, чтобы осуществить право на поступление в высшее учебное заведение правоприменительный акт (приказ ректора) требуется тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию все необходимые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, то есть когда существуют все иные юридические факты.
Правоприменительный акт соединяет их в единый юридический состав, придавая им достоверный характер, и влечет за собой формирование персональных правовых прав и обязанностей субъектов, преодолевая тем самым все образующиеся препятствия и создавая возможность для того, чтобы удовлетворить интересы граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
Научная и учебная литература:
1. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с.
2. Березина Е.А. Пределы правового регулирования общественных отношений: проблемы понимания, классификация и значение в механизме правового регулирования // Журнал «Актуальные проблемы российского права». - 2020. - Т. 15. - № 4 (113). - С. 42-44
3. Бормотова Л.А., Ахметшина С.А. Метод правового регулирования как проявление сущностных свойств права // Журнал «Аллея науки». - 2020. - Т. 1. - № 9 (48). - С. 361-369.
4. Ващенко А.В., Виноградов В.В. Теоретические основы механизма правового регулирования // Журнал «Вестник Волжского института экономики, педагогики и права». -2017. -№ 1. -С. 173-177.
5. Зайцева Е.С. Пределы правового регулирования как научно-практическая проблема // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2020. - Т. 26. - № 3 (78). - С. 66-70.
6. Зайцева Е.С. Предмет правового регулирования, сфера правового регулирования, объект правового регулирования: взаимосвязь и соотношение понятий // Журнал «Современное право». -2018. -№ 6. -С. 14-18.
7. Золотухин А. В. Теория деятельности правовых средств: взгляд на проблему // Журнал «Государство и право. Юридические науки». – 2015. – С. 107-108
8. Кузьмина Е. М. Типы правового регулирования: современное измерение // Журнал «Вестник Поволжского института управления». – 2017. – С. 83-85
9. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.
10. Працко Г.С., Минасян Р.А. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник научных статей. - 2019. - С. 103-107.
11. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 487 с.
12. Селютина Е. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Селютина, В. А. Холодов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 168 с.
13. Сенников И.Е. Правовое регулирование и реализация права: проблемы взаимодействия // Журнал «Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал». – 2018. – С. 193
14. Сизов В.Е. Механизм правового регулирования как социально-правовая категория // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского». – 2016. – С.162-164
15. Сурхаев М.Д. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2019. - С. 250-253.
16. Теория государства и права: учебник / А.И. Гомола. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2017. — 206 с.
17. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. – С. 124-126
18. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 582 с.
19. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 464 с.
20. Теория государства и права: учебник / О.Ю. Рыбаков под ред. — Москва : Юстиция, 2016. — 471 с.
21. Цыгановкин В.А. Метод правового регулирования: два значения в юридической науке // Журнал «История государства и права». - 2022. - № 3. - С. 29-35.