Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана со следующими обстоятельствами. Юридическая защита инвалидов в нашей стране выступает приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации и представляет собой систему мер их поддержки, которые направлены на формирование равных с иными гражданами возможностей реабилитации и участия в жизни общества на основании со ст. 7 Конституции РФ. Большое увеличение количества населения с ограниченными возможностями и трудности их интеграции в разнообразные области общественной жизни поставило на повестку дня трудные и многообразные проблемы. Их решение требует как практического, так и научного анализа, который связан с надобностью реализации комплекса мероприятий по предоставлению инвалидам доступной среды обитания с учетом имеющегося законодательства и международных стандартов.
3 мая 2012 г. наша страна ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов 2006 г. в полном объеме (то есть без каких-либо изъятий). Данную Конвенцию можно обозначить всеобъемлющим кодексом прав инвалидов, так как она определяет права инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также имеет определения важных понятий, общие принципы и обязательства государств-участников. Ст. 28 Конвенции требует от всех стран-участниц обеспечить для инвалидов и их семей, государственную помощь для покрытия связанных с инвалидностью расходов, в том числе, надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход. Помимо этого, инвалиды обязаны получать пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также включаться в программы обеспечения государственным жильем.
В связи с этим возникает необходимость гармонизации отечественного законодательства о социальной защите и пенсионном обеспечении инвалидов в соответствии с требованиями международного законодательства. Как показывает анализ судебной практики, споры о пенсионном обеспечении инвалидов возникают довольно часто, что говорит о несовершенстве правового регулирования общественных отношений в указанной сфере.
Данные обстоятельства заставляют в очередной раз обратить внимание на особенности современного правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов в России.
Объектом курсовой работы выступает пособия инвалидам, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ.
Предметом курсовой работы выступает законодательство РФ о пособиях инвалидов, а также материалы судебной практики.
Целью курсовой работы является изучение института пособий инвалидам в РФ.
Задачами курсовой работы выступают:
1) меры социальной поддержки инвалидов;
2) охарактеризовать правовое регулирование назначения пенсионного обеспечения по инвалидности;
3) определить условия назначения и выплаты пенсии по инвалидности;
4) рассмотреть порядок назначения и выплаты пенсии по инвалидности.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучные методы познания (анализ, синтез, моделирование, классификация, дедукция, обобщение) и частнонаучные методы (исторический и статистический).
Структура курсовой работы состоит введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
1.1 Меры социальной поддержки инвалидов
Российская Федерация выступает социальным государством, политика которого нацелена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное формирование человека. Отсюда поддержание социально приемлемого уровня жизни – это одна из первостепенных задач нашей страны, а обозначение причин социального неравенства и способов его преодоления - главное условие социальной политики, которое превратилось на сегодняшний день в насущный вопрос, связанный с перспективами становления всего общества.
Исходя из данного выше определения социальной защиты инвалидов, можно предположить, что под социальной поддержкой таких граждан понимают систему предоставленных государством экономических, правовых, социальных мер разнообразной поддержки, обеспечивающей детям-инвалидам необходимые условия для нормальной жизни и преодоления возможных ограничений их жизнедеятельности.
Меры социальной поддержки инвалидов устанавливаются на уровне федерального и регионального законодательства.
На уровне федерального законодательства установлены со стороны государства такие меры социальной поддержки, как набор социальных услуг, бесплатное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечение инвалидов жилой площадью, особый порядок подсчета страхового стажа для лица, которое ухаживает за ребенком-инвалидом.
Остановимся более подробно на данных мерах.
Набор социальных услуг.
Инвалидам дано право выбирать денежные средства либо набор социальных услуг, который имеет конкретное стоимостное выражение (социальный пакет) (п. 9 ст. 6.1 Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ ). Социальный пакет содержит:
- дополнительную безвозмездную медицинскую помощь, в том числе обеспечение по рецептам врача (фельдшера) требуемыми лекарственными средствами, изделиями разнообразного медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для инвалидов на основании предусмотренного Перечня ;
- предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний (если присутствуют медицинские показания). Путевки предоставляют региональные отделения Фонда социального страхования РФ;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Помимо этого, если инвалиду выдается путевка на санаторно-курортное лечение, лицу, которое должно сопровождать такого гражданина, должна быть выдана вторая путевка и предоставляется право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном, междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ).
Следующая мера поддержки на федеральном уровне – это бесплатное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. На сегодняшний день существует Перечень , в котором представлены реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, которые могут быть предоставлены инвалиду.
Данный Перечень очень обширен и включает, к примеру, такие технические средства реабилитации, как: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа) и другое.
К услугам можно отнести ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации); предоставление услуг по сурдопереводу.
Еще одна мера поддержки инвалидов – это обеспечение их жилой площадью. Жилые помещения выдаются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и иных важных обстоятельств (ст. 17 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ).
Помимо этого, семьям, которые имеют детей-инвалидов, может быть предоставлена компенсация зафиксированных расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере пятидесяти процентов независимо от вида жилищного фонда (ст. 17 Закона № 181-ФЗ).
Еще одна мера социальной поддержки семей, которые имеют детей-инвалидов - особый порядок подсчета страхового стажа для лица, ухаживающее за таким ребенком.
Период ухода трудоспособного лица за ребенком-инвалидом может быть засчитан в страховой стаж для последующего начисления трудовой пенсии (п. 34 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 ).
Федеральным законом от 03.06.2006 № 77-ФЗ была увеличена категория граждан, которые имеют при установленных условиях право на досрочное назначение пенсии по старости – это отец инвалида с детства и опекун инвалида с детства.
На наш взгляд, в нашей стране для отчима либо мачехи, которые воспитывают ребенка-инвалида до достижения им возраста восьми лет, обязаны быть установлены гарантии, оговоренные для родителей в подп. 1 п. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях». Как верно отметил Конституционный Суд РФ в Определении № 231-О , подп. 1 п. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, которые осуществляли социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, которая сопряжена с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
3. Международный пакт от 16.12.1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.
4. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ. -11.02.2013. - № 6. - Ст. 468.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3686.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1(ч.1). - Ст. 1.
11. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.06.2002. - № 22. - Ст. 2031.
12. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3032.
13. Федеральный закон от 04.07.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» // Собрание законодательства РФ. - 2011. № 23. Ст. 3266.
14. Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть I). - Ст. 5.
15. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. - 27.02.2006. - № 9. - Ст. 1018.
16. Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» // Российская газета. - № 301. - 28.12.2012.
17. Приказ Минтруда России от 19.01.2016 № 14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 № 41131) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 28.04.2022.
Литература
18. Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. 2015. № 7. С. 5.
19. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47 - 54.
20. Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 101 - 106.
21. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. - М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. - 176 с.
22. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция "Российской газеты", 2016. Вып. 5. 176 с.
23. Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // Электронный журнал «Азбука права». 2016.
Судебная практика
24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 2. – 2013.