Фрагмент для ознакомления
2
Игра - величайшее изобретение человека, необходимая для его всестороннего развития: биологического, социального и духовного. В игре отражена вся история человечества с его трагедиями и комедиями, слабыми и сильными сторонами жизни. Еще в первобытном-общинном строе существовали игры про войну, охоту, земледельческие работы, радости и горе. Игра была завязана на искусстве и религиозных представлениях. Первые люди плясали, пели, исполняли сценки, рисовали. Играм придавались магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.
Чем больше усложнялась жизнь первобытного человека, тем больше росли требования к человеческому детству, как к этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни. И чем выше становилось развитие общества, тем дольше и сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра как таковая возникла в ходе исторического развития общества в необходимости изменения места ребенка в усложнявшейся системе общественных отношений. Игра становится все более социальной по своему происхождению и по природе сущности.
Игра никогда не возникает стихийно, а складывается постепенно, следуя за процессом воспитания. Игра есть мощный стимул развития ребенка, и формируется взрослыми. В процессе сложного взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром, постепенно при непременном участии взрослого возникает детская игра.
Платон засвидетельствовал нам, как жрецы Древнего Египта конструировали обучающие и воспитывающие игры. Набор таких игр постоянно увеличивался. Платон в своем «Государстве» сближал эти два слова: «воспитание» и «игра», как единое целое. Он настоятельно утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Попытку изучения игры систематически первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит усвоение упражнений инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения, школой жизни. Позицию К. Гросса продолжил известный польский педагог и писатель Януш Корчак. Он считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого народа, которая отражается в танцах, песнях, фольклоре.
Игра всегда привлекала внимание педагогов, в какую бы эпоху они не жили, так как именно в ней заключалась полная возможность воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци в воспитании опирались на законы природы, присущей всем детям. Главным в педагогической системе Ф.Фребеля была теория игры. По Фребелю, детская игра - «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра - мостик от внутреннего мира к природе».
К.Д. Ушинский верил в необъятные творческих возможности человека. Он отделял учение от игры и считал ее важной составляющей в воспитании школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли».
Значение игры в развитии, воспитании и формировании личности человека невозможно переоценить, ибо игра позволяет играющему ребенку ощутить себя субъектом и развить свою личность.
Игра как бы выступает в двух временных измерениях: одно - в настоящем, другое - в будущем. Она дают радость и удовлетворяет потребности. При этом она направлена в будущее, прогнозируя и моделируя будущие жизненные ситуации, закрепляя те необходимые свойства, качества, умения и способности, которые послужат в будущем личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих задач.
В.В. Сухомлинский писал: «… Игра для ребенка - это самое серьезное дело. В игре раскрывается мир, творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Но с годами игра начинает занимать все менее значимое место в жизни человека. Одна из причин тому - недостаточное внимание к разработке игр для подростков и взрослых. А.С. Макаренко: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».
Для игры важен не результат, а сам процесс, тех искренних переживаний, которые возникают в процессе игры. И хотя ситуации в игре воображаемы, но зато чувства, которые он испытывает, реальны на все сто процентов. В игре люди не только смеются, но и переживают, доходит до настоящего страдания, даже трагедий, когда человек кончает жизнь самоубийством, или в порыве игры наносит увечье другому играющему. страдают. Эта специфическая особенности игры несут в себе большую ответственность.
Если же игровые действия являются незначимы для человека, то он может и не войти в игровое состояние, и не переживать связанных с игрой чувств. Человека насильно включить в игру невозможно, как и заставить заниматься творчеством.
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова.
Проведенный анализ истории игр показал, что игра в процессе развития человечества начинает играть все большую роль, и требует все большего внимания и изучения, научного исследования, чтобы максимально использовать феномен игры в процессе становления человечества
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богачева Н.В. Войскунский А.Е. Специфика когнитивных стилей и функции контроля у геймеров [Электронный ресурс]// Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 38: [сайт]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n38
2. Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров (окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2015. – № 1 – С. 94–103.
3. Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4. – С. 120–130.
4. Ван Ш., Войскунский А.Е., Митина О.В. и др. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – № 4. – С. 73–101.
5. Величковский Б.Б. Психологические факторы возникновения чувства присутствия в виртуальных средах // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3(15). – С. 31-38. doi: 10.11621/npj.2014.0304
6. Войскунский А.Е. Развивается ли агрессивность у детей подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 133–143.
7. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. – Москва, 2000. – С. 100–131.
8. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2. – С. 48–59.
9. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. – 2003. –Т. 24. – № 2. – С. 41–47.
10. Макалатия А.Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15–17 сентября 2003 г.) тезисы. – Москва: Психологический институт РАО, 2003. – С. 358–361.
11. Макалатия А.Г. Смыслы и ценности в современных компьютерных играх // Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам: материалы международного конгресса, посвященного 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева. Т. 2. – Москва: Смысл, 2016. – С. 93–97.
12. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. и др. Особенности восприятия эмоциональных состояний в информационной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2016. – № 2. – С. 23–39.
13. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 50–60 doi: 10.11621/npj.2016.0206
14. Тендрякова М.В. Старые и новые лики игры: игровая специфика виртуального пространства // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 2. – С. 60–68.
15. Чикесентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2011.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – Москва, 1978.
17. Янг К.С. Диагноз – интернет зависимость // Мир Internet. – 2000. – № 2. – С. 24–29.
18. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.
19. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.
20. Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности. СПб.: "Питер", 1993 г. – 354 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г. – 448с.
22. Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научной трактовки, Новосибирск: НГПИ - 1985 г.
23. Праздников Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности. СПб.: "Питер", 2006 г. – 412 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г. – 448с.
25. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Москва: "Просвещение" 1996 г. – 264 с.
26. Эльконин Д.Б. Психологические игры. Москва: "Просвещение", 1978 г. – 215 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г. – 448с.
28. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г., с.18
29. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4., с.98
30. Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности. СПб.: "Питер", 1993 г. – 354 с., с.21
31. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г., с.224
32. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г., с.163
33. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики. Новосибирск: " Наука", 1997 г. – 386 с, с.95
34. Праздников Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности. СПб.: "Питер", 2006 г. – 412 с., с.12
35. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г. – 448с., с.109].
36. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Москва: "Просвещение" 1996 г. – 264 с., с.64].