Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С момента появления реклама стала неотъемлемой частью жизни общества и обрела значительную роль в его построении. Так, помимо основной на первый взгляд функции «продать товар», реклама имеет еще одну, не менее важную функцию – конструирование модели взаимоотношений между людьми.
О воздействии рекламных коммуникаций сегодня не говорят только те, кто все еще не верит, – или скорее не осознает и не ощущает, – их эффективность. Кажущаяся простым медиауведомлением о свойствах того или иного товара, реклама формирует особый взгляд на представленные продукты и услуги. Она провоцирует преобразование сознания массовой аудитории путем сублиминального восприятия рекламных образов и пробуждает потенциально сильные, но при этом неосознанные желания к совершению покупки. «Реклама, – отмечает Г. Почепцов, – повествует об объектах желания, поэтому она и обладает для нас определенной привлекательностью. Мир желаний – это и есть мир рекламы» .
Стоит ли напоминать, что постсоветская ментальность, выросшая из потребностей стереотипии и маркированности, от современного медиапространства ожидает таких же стереотипических практик (что, кстати, является вполне «нормальным», «не-патологическим» стремлением, ибо вся цивилизация, по утверджению философов прошлого и настоящего, существует по принципу творения и низвержения стереотипов).
Стереотипом традиционно обозначают «относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, события или явления» , к которому привыкает общество как к едино возможному существованию мира идей и идей в мире. Но от того, как преподносятся эти идеи, зависит, насколько сильны стереотипные представления в обществе. Основатель теории стереотипов У. Липпман в работе «Общественное мнение» писал: «допускаем, что человеческие поступки основываются не на прямом и очевидном знании, а на картинах, которые индивид рисует сам или получает от кого-то другого» , предположим, посредством масс-медиа.
Тогда получается, что СМИ (в том числе и в процессе рекламирования) транслируют некоторые культурологические коды – минималистические формулы восприятия чего-то, совершенно понятны, доступны и не требующие дополнительных усилий. В любой рекламе можно увидеть, что на фоне продаваемого товара часто фигурирует образ мужчины или женщины, который имеет определенное значение в заданном контексте. Большинство этих образов часто имеют стереотипизированный характер, демонстрирующий представления общества о ролях, которые должны играть в жизни представители обоих полов. Такой ход использования общепринятых представлений о гендерной роли мужчин и женщин в значительной степени упрощает восприятие рекламного сообщения, тем самым обеспечивая успешную коммуникацию между рекламой и зрителем.
Человек, ассоциирующий себя с тем или иным полом, автоматически, на бессознательном уровне, примеряет на себя образ, заложенный в рекламном сообщении, и в дальнейшем ведет себя в соответствии с заданной схемой поведения. Как правило, такой принцип заимствования редко вызывает сомнения со стороны людей, потому что образы, преподносимые нам рекламой, всегда говорят о том, что данное поведение обречено на успех. Люди, показанные в рекламе, всегда выглядят счастливыми и удовлетворенными, достойными всеобщего одобрения и восхищения.
Целью данной работы является рассмотрение гендерных стереотипов в рекламе и связях с общественностью.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности гендерных стереотипов;
2) Характеристика особенностей применения гендерных стереотипов на примере феминности и маскулинности;
3) Анализ примеров применения гендерных стереотипов на примере провокационных конфликтов и разбора журнала Vogue.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что в современных условиях глобализации темпы развития всех процессов ускоряются и то, что было актуально буквально полгода назад, сейчас может казаться уже не актуальным. Поэтому так важно рассмотреть тенденции и специфику развития гендерных стереотипов с перспективой на будущее.
В работе мы использовали труды таких авторов, как Г. И. Герасимова , У. Липпман , И. С. Кон , Н. Л. Пушкарева и др.
Объектом исследования являются гендерные стереотипы феминности и маскулинности в рекламной деятельности и PR.
Предметом исследования выступают специфика воплощения и реализации рассмотренных стереотипов в рекламных кампаниях и PR.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Глава I Теоретические основы изучения гендерных стереотипов в рекламных кампаниях
1.1 Определение гендерных стереотипов и их применение в рекламе
В условиях глобальных преобразований, трансформации традиционных культурных ценностей, разрушения моральных ориентиров, изменения жизненных приоритетов в большинстве обществ меняются представления о социальной роли мужчин и женщин, карьере, профессии, семье. Гендерные стереотипы поддерживают гендерную асимметрию в обществе, общественную мораль, иерархию ролей мужчин и женщин в обществе и семье, стабилизируют или дестабилизируют брачно-семейные отношения. Трансформация традиционных гендерных ролей и стереотипов существенно повлияла на усиление гендерной асимметрии, феминизации и андрогинизации общества, на превалирование унисексуальных установок во многих сферах общественной жизни, появление новых форм брачно-семейных отношений, рост числа разводов и неполных семей, изменение репродуктивных установок, появление межэтнических браков и сложное отношение к ним в обществе (Доржу, 2019).
В поликультурном российском пространстве нет единой гендерной политики и модели, трансформационные процессы в области гендерных отношений протекают неодинаково в силу сложившихся религиозных и культурных традиций различных этнических сообществ. Изменение гендерных стереотипов в этнической культуре является ярким индикатором глубоких внутренних изменений ценностей, морального сознания и этнического самосознания, так как сфера брачно-семейной отношений наиболее подвержена регуляции религиозными и традиционными нормами культуры.
Динамика изменения гендерных стереотипов в разных этнокультурных сообществах различается в зависимости от степени влияния религиозных традиций, нравов, обычаев, образа жизни, менталитета, межпоколенных и внутрисемейных отношений.
Стереотипы порождают традиции – неотъемлемые частицы социального существования – традиции мыслить, воспринимать, понимать. У того же У. Липпмана находим крайне интересную, как нам кажется, мысль о стереотипах в качестве бастиона «нашей традиции, и, укрываясь за стенами этого бастиона, – полагает ученый, – мы можем чувствовать себя в безопасности» . Здесь соприкасаются традиция, стереотип, с одной стороны, и инстинкт самосохранения (физического, культурного, духовного, идейного), с другой.
Это едва ли не главнейший принцип существования культуротворческих моделей рекламной стереотипии, восходящий к инстинктам и простоте, равно как и эффективности словесного воздействия на целевую аудиторию. Им пользуются современные копирайтеры, разрабатывая и создавая рекламные обращения, превращая последние в психоинформационный рекламный контекст жизни социума (на уровне национальных и транснациональных стереотипных систем).
Рекламная деятельность, предлагая выходы на культурный пласт национальной идентичности (систему национальной стереотипии), активно пользуется стереотипными представлениями с целью сформировать адекватный способ эффективного воздействия на волю и разум потребителя рекламной информации. В предложенном варианте речь идет об этнокультурных (в том числе этнонациональных) стереотипах – обобщенном представлении о типических чертах, характеризующих какой-либо народ. Использование стереотипии как инструмента влияния на поведение покупателей может приравниваться к психотехнологическому воздействию. Согласно Г. Почепцову, «техника рекламы состоит в создании корреляции между чувствами, ощущениями и материальными объектами» .
Этнонациональные стереотипы существуют на уровне содержания (рекламного контента) и формы (информационного дизайна, формата) рекламного сообщения. В процессе создания рекламы это обязательно учитывают. В связи с этим можно обнаружить скрытую цель воздействия рекламодателя на массовую аудиторию, основанную на психологических особенностях восприятия рекламно-информационного продукта.
Рекламное обращение выступает средством трансляции массовому потребителю психоинформации, построенной с учетом моделей стереотипизации. При этом этнокультурные стереотипы предстают своеобразной культуротворческой моделью.
На основе этностереотипов, использованных в рекламном обращении, можно выделить следующие модели:
1. модели, доминирующими компонентами которых являются автостереотипы.
2. модели гетеростереотипии.
Автостереотипическая культуротворческая модель создания рекламных сообщений базируется на самооценке носителями своей народности. Следует помнить, что автостереотипическая модель наиболее подвластна патриотическим настроениям: к психическому контенту рекламы обязательно предусмотрена специфическая «добавка» в виде стереотипов и даже архетипов, имеющих национальную окраску.
Ведь и стереотипия, и архетипический уровень имеют в корне сходный элемент психического воздействия – некий образ или же группу образов, существующих на бессознательном уровне как «активированные возможности функционирования, лишенные смысла, поэтому и не представлены и стремятся к наполнению» или же как трафарет преобразования действительности из реальной в желаемую, следуя Кляйнберговской идее «зерна истины» стереотипа. Рекламные образы на основе архетипического и стереотипного «являются переводом на язык современности, благодаря чему каждый способен, так сказать, заново найти подход к глубинным истокам жизни, которые иначе были бы утеряны» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОСПЭН, 2021.
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. Уч. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2020. - 191 с.
3. Гендерная теория и историческое знание: материалы Второй научно-практической конференции 3–4 октября. - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2020.
4. Герасимова Г.И. Связи с общественностью: институциональный уровень управления. - Тюмень: Тюм ГНГУ, 2017. 254 с.
5. Дашкова Т.Ю. Гендерная проблематика: подходы к описанию. URL: http://www.el-history.ru/node/431 (дата обращения: 23.04.2022).
6. Кафтанджиев Х. Герои и красавицы в рекламе. -СПб, Питер, 2008 – 223 с.
7. Кембридж Н., Новый костюм: сарториальные презентации современной маскулинности // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2020. — Вып. 2: лето. — С. 93-115.
8. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009.
9. Липпман У. Общественное мнение / У. Липпман ; пер. с англ. Т. Барчуновой. – М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2020. – 384 с.
10. Ллойд Демоз. Психоистория. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
11. Маркина Л. В., Гендерные диалектные стереотипы: национальные стандарты мужской красоты // Русский язык в школе. — 2021. — Т. 82, № 2. — С. 57-65
12. Миллер Д., Мэнскейпинг - мода и последствия: властные отношения, пародия и косматая грудь // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2020. — Вып. 1: весна. — С. 165-182.
13. Отцецкая А. А., Гендерные стереотипы как фактор структурного конфликта в современном российском обществе // Конфликтология. — 2020. — Т. 15, № 4. — С. 131-142.
14. Почепцов Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, К. : Ваклер, 2018. – 352 с.
15. Пушкарёва Н.Л. Что такое «гендер»? (Характеристика основных концепций) // Гендерная теория и историческое знание: материалы Второй международной научно-практической конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2015.
16. Сикевич З. В., Этнокультурная обусловленность виртуальных и "реальных" гендерных образов // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2020. — № 3. — С. 182-199.
17. Смайлер Э., Токсична ли маскулинность? Введение в XXI век : более 200 иллюстраций. — Москва : Ад Маргинем Пресс : ABCdesign, 2020. — 143 с
18. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/Soroch_MetPropag.php
19. Халилов В. М., Семейные ценности в кинематографе США // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2019. — № 12. — С. 95-108 :
20. Хасбулатова О. А., Гендерные стереотипы в цифровом обществе: современные тенденции // Народонаселение. — 2020. — № 2. — С. 161-171.
21. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы / К. Г. Юнг // Классический психоанализ и художественная литература / Сост. и общ. ред. В. Лейбина. – Спб.: Питер, 2016. – С. 106-130.
22. Юнг К. Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – Спб., 2020. – 736 с
23. Архив журналов Vogue.