Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольникам с задержкой психического развития необходимо особое лечение. Проблему задержки психического развития у детей глубоко раскрыли в своих работах Л.Н. Блинова, Я.В. Крючева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Д. Никулина и др. Умственная деятельность дошкольников с задержкой психического развития детсадовском возрасте является сложным объектом изучения. Мышление детей с задержкой психического развития характеризует как несформированность отдельных мыслительных операций, так и нарушение развития психической деятельности в целом. Отмечают поверхностное мышление, его сосредоточенность на случайных, единичных признаках, инертность, неподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражанию. [5]
Проблема мышления заинтересовала многих педагогов и дефектологов, к ним можно отнести Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Р.С. Немова, Е.И. Рогова. Они глубоко рассмотрели процессы развития мышления и характеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
По мнению А.В. Запорожец [5], Н.Н. Поддьяковой [3], в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей - начальных форм абстрагирования, обобщения, умозаключений. Кроме того, в этот период у ребенка возникает большая потребность в экспериментировании, направленном на овладение информационной культурой общества, занимая при этом активную позицию.
Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточностью исследований по данной теме, ограниченным количеством методических пособий, направленных на развитие познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развития.
Цель работы: выявить влияние коррекционной работы на повышение уровня познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования: ·
1.изучить и проанализировать литературу по теме исследования; ·
2. выявить особенности познавательных процессов у детей с ЗПР
3.провести эмпирическое исследование, разработать рекомендации по коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР
Объект исследования: познавательные процессы у детей с ЗПР.
Предмет исследования: виды коррекционной работы в познавательной сфере у детей с ЗПР.
Методы исследования:
1) Теоретический – анализ литературы.
2) Эмпирический – наблюдение.
3) Качественный и количественный анализ полученных данных.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты психического развития детей с ЗПР
1.1 Определение понятия «познавательная активность» в научной литературе
В настоящее время практически все процессы или явления являются объектом изучения любой науки. Это утверждение полностью целиком относится к «деятельности» и «познавательной деятельности», которые рассматриваются, как исследовательский предмет во многих науках, таких как философские, психологические, педагогические, естественные и др. [2]
В многих современных, научных работах психолого - педагогического направленияя понятие «познавательная деятельность» рассматривается во многих вопросах:
В. Н. Аксюченко, А. П. Архипов, Д. П. Барам затрагивают этот термин в области выбора содержания образования;
В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич, З. Ф. Чехлова в формировании общеобразовательных умений;
Проблема преобразования и изучения деятельности учащихся со стороны познания освещена в работах Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Т.И. Шамова;
Об отношениях детей с одноклассниками и преподавателями в исследованиях Т.А. Борисова, Н.П. Щербо;
О роли учителя и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся - А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербакова [4].
В рамках каждой из наук определяются закономерности и особенности возникновения, динамика проявления деятельности, что позволяет рассматривать эти понятия с конкретных позиций. Соответственно, существуют разные определения «деятельности». Одни исследователи отождествляют деятельность с деятельностью, другие определяют деятельность как результат деятельности, третьи утверждают, что деятельность является более широким понятием, чем деятельность [13].
В педагогике понятие «деятельность» выражается через личность и определяется как особое отношение человека к миру и способность производить общественно значимые изменения в окружающей среде на основе личного опыта. Она проявляется в творчестве, активности, общении.
Т. И. Шамова трактует понятие «деятельность» как мобилизацию педагогом сил учащихся для достижения целей обучения и воспитания [4].
В литературе выделяют несколько видов деятельности - умственную, познавательную, интеллектуальную, учебную. По мнению А. М. Матюшкина, по своим функциям их можно разделить на адаптивные и продуктивные типы, которые, в свою очередь, обеспечивают адаптацию и составляют основу возникновения и развития различных психических новообразований [4].
Продуктивный тип включает следующие уровни:
1. Система ориентировочно-исследовательской деятельности, возникшая в результате деятельности внимания на новый раздражитель;
2. Познавательная деятельность, имеющая место в проблемной ситуации, в условиях учения, в общении, различной профессиональной деятельности;
3. Личностная деятельность, обозначенная в контексте «интеллектуальной инициативы», «над ситуативной активности», «самореализации» личности [15].
Адаптивные формы рождают потребности и мотивы для достижения успеха. Они являются основой сложившихся стереотипов поведения, навыков, привычек, установок. Цикл приспособительной деятельности начинается с возникновения потребности и заканчивается ее удовлетворением.
Эти процессы строятся по принципу обратной связи и в своём росте зависят от закона оптимальной мотивации Йеркса-Додсона. Согласно его правилам, только «срединные значения» мотивации помогают сформулировать нужные условия условия для отличного выполнения (или усвоения) действия [9].
4. Таким образом, деятельность представляет собой сложное психолого-педагогическое образование, общую характеристику живых существ, их динамику действия, источник поддержания жизненных связей с окружающей средой, предмет изучения различных наук. Процесс реализации потребности личности, ее мотивов и интересов в том или ином виде деятельности способствует развитию определенных качеств, к которым относится познавательная деятельность [4].
Одни из первых, данных об изучении познавательной деятельности отразились в научно - педагогических трудах древности, в работах советских ученых, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. Огромное значение имеют работы советских педагогов и ученых Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, М. А. Даниилова, Л. В. Занкова.
По мнению Крупской Н.К., формирование познавательной активности благотворно влияет на развитие интереса и самостоятельности мышления, которые улучшают усвоение знаний и выражаются в практической стороне деятельности [4].
Мнения авторов, изучающих данный вопрос, расходятся в определении понятия «познавательная деятельность». Например, М. А. Данилов, Т. И. Шамова трактуют это понятие как вариант или качество психической деятельности; Д. Б. Годовикова, Е. И. Щербакова как генетически заложенное стремление ребенка к познанию окружающего мира; как готовность к познавательной деятельности - П. Т. Джамбазка, Т. М. Землянухина, М. И. Лисина; как характерный признак или качество личности - Т. А. Ильина, А. З. Иоголевич, Т. Д. Сарториус, Г. И. Щукина. По Ильину В.С., сущностью познавательной деятельности является преодоление противоречий между растущими потребностями и теми возможностями, которые имеются у ребенка на определённый момент момент [8].
Т. И. Зубкова, предложил своё определение - «Обычное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и целостное личностное образование» [8].
5. Изучение трудов позволил понять, что познавательная деятельность рассматривается с точки зрения полезности познавательной деятельности ребенка, стойкость которой зависит от уровня сформированости познавательных способностей. В то же время она прослеживается в психической деятельности в конкретный момент обучения. Кроме того, это качество личности и имеет внешние проявления.
Основываясь на рассмотренных мнениях, а также на работах М. И. Лисиной, А. М. Матюшкина и Т. Д. Сарториуса, в которых доказывается, что познавательная активность является сформированным качеством личности, выбираем самое широкое определение - «познавательная активность - качество личности», учебная активность учащегося, которая проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями, в мобилизации морально-волевых усилий для достижения целей, способности получать эстетическое удовольствие при достижении целей [5].
Благодаря анализу литературы мы выяснили, что большинством исследователей в качестве компонентов структуры познавательной деятельности выдвигаются следующие: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный и социально-направленный компонент. [5]
Эмоциональный компонент характеризуется своеобразием эмоционального подкрепления собственного опыта познания. Отличается силой проявления и устойчивостью направленности действия. Волевой компонент включает в себя устойчивую, целенаправленную концентрацию волевых усилий на цели, а также способность преодолевать возникающие препятствия как внешние, так и внутренние.
Мотивационные
Это мотивы, потребности, установки, интересы, цели, результаты деятельности. Засчитывается отношение к произведенному действию и полученным результатам.
Содержательно-операциональные - сумма знаний, навыков и умений, а также способов действия и готовность их использовать. Отмечается скорость и качество выполнения задания, степень вовлеченности в работу. Социальная направленность есть социальная направленность знания.
Кроме всех составляющих следует обратить внимание на уровни познавательной активности. Д. Б. Богоявленская, В. С. Данюшенко, А. Т. Ковалев, В. И. Лозовая, А. М. Матюшкин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина доказывают, что группы познавательной активности можно разделить по следующим критериям [6]:
I. В отношении деятельности:
1. Потенциальная активность, то есть готовность личности к завершению деятельности;
2. Осознанная активность - качество деятельности, которое происходит в определённой ситуации. Ключевые показатели: работоспособность, самостоятельность, креативность, энергичность, интенсивность, сила воли.
II. По длительности и стабильности:
1. Ситуационная активность, которая носит эпизодический характер;
2. Целостная деятельность, определяющая общее доминантное отношение к деятельности.
III. По роду деятельности: [13]
1. Репродуктивно-подражательный. Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть умением применять их по образцу;
2. Поиск и исполнение. Она выражается в появлении инициативы в определении смысла явлений и процессов, установлении связей между ними, овладении способами применения знаний в изменившихся условиях. Для выполнения задачи средства изыскиваются самостоятельно;
3. Креатив. Он основывается на поиске, самостоятельности в выдвижении цели и задач, предполагает разработку наилучшей программы и распространения знаний в новых условия.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александра, Яковлева, Татьяна Смирнова Изотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития / Александра Яковлева, Татьяна Смирнова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 96 c.
2.Анфимова, С.В. Сценарий семинара-практикума «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» [Текст] / С. В. Анфимова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 63-69.
3.Афонина, Н. «Русская весна» [Текст]: интегрированное коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет с общим недоразвитием речи / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. — 2017. — №3. — С. 68-71.
4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.Изд-во АПН РСФСР, 1960
5.Емельянова, И. Специфика работы с детьми с задержкой психического развития в группах комбинированной направленности ДОО [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. — 2016. — №12. — С. 82-88.
6.Жулина, Елена Изучение и коррекция психического развития детей с задержкой речи / Елена Жулина. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 328 c.
7.Загарских, Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях инклюзии [Текст] / Д. А. Загарских // Современный детский сад. — 2018. — №1. — С. 53-55.
8.Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Речевая карта ребенка с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. - М.: ГНОМ и Д, 2013. - 620 c
9.Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 304 c
10.Мамедова, Ю. И. Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии [Текст] / Ю. И. Мамедова, Е. Р. Железнова, А. Н. Кирюшина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №5. — С. 54-63.
11.Маришина, И. В. Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на остров» в подготовительной к школе группе для детей с нарушением интеллекта [Текст] / И. В. Маришина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 38-39.
12.Медникова Л.С. Особенности вербализации представлений об окружающем у дошкольников с задержкой психического развития (на примере вербального ассоциирования) [Текст] // Дефектология. - 2013. - №1. - с. 40-48.
13.Микляева, Н. В. Конструктор индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Микляева // Современный детский сад. — 2018. — №2. — С. 34-44.
14.Мурашова, И. Проблема постановки логопедических заключений у дошкольников с ОВЗ с вторичными тяжелыми нарушениями речи [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №6. — С. 67-73.
15.Нуянзина, С. П. Конспект мероприятия для детей общеобразовательной группы и группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития [Текст] : старший дошкольный возраст / С. П. Нуянзина, В. Л. Куликова, К. В. Иваненко // Дошкольная педагогика. — 2017. — №4. — С. 28-31.
16.Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития / Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина. - М.: Владос, 2014. - 136 c.
17.Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. - М.: Учитель, 2014. - 156 c.
18.Тихоненкова, Е. П. Развивающие игры в работе учителя-логопеда [Текст] / Е. П. Тихоненкова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №3. — С. 33-35.
19.Тихонова, О. А. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников с ЗПР как диагностическая и коррекционно-педагогическая технология [Текст] / О. А. Тихонова // Современный детский сад. — 2017. — №3. — С. 27-31.
20.Фатихова, Л. Формирование безопасного поведения у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л. Фатихова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №4. — С. 49-57.
21.Федорова, С. Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга [Текст] / С. Федорова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №6. — С. 64-69.