Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в эпоху вековой годовщины русской революции 1917 года историки занимаются поиском причин, приведшим к страшной трагедии русского народа. Годы гражданской войны, эмиграция многих достойных умов, а затем годы красного террора и как итог потеря около 50 миллионов населения.
Однако нужно признать, что народническая организация «Земля и воля» стала родоначальником нескольких важных явлений. Во-первых, народовольцы стали основателями террористических методов борьбы. Массовое истребление верхушки власти, как способ обратить внимание властей на проблемы в стране – это было уникальным изобретением.
Во-вторых, это деятельность радикального крыла общества по тактике террористических групп. Глубокая конспирация ячеек позволяла основной организации сохранять свой актив. Полиции доставались только члены одной ячейки.
В-третьих, это идея широкого привлечения народных масс за счет отправления агитации в народные массы. «Земля и воля» активно агитировала, как в среде крестьян, так и в среде студентов, учеников духовных семинарий, ремесленных училищах.
Однако нужно отметить, что сегодня в исторической литературе можно встретить две полярные оценки деятельности «Земля и воля». Одни историки обвиняют народовольцев в глупой мальчишеской самонадеянности, которая привела многих на каторгу. Другие говорят, что народовольцы молодцы, потому что они привлекли молодежь к политической борьбе.
Третьи обвиняют радикалов в том, что они не дали властям довершить начатое, а кроме этого, заставили власти во многом вернуться назад и остановить часть реформ. Четвертые говорят, что радикальное крыло перечеркнуло все достижения мирной борьбы либерального крыла движения.
Правда, скорее всего, кроется посередине. Однако найти и произнести ее до сих пор не может никто.
Кроме этого нужно вспомнить, что самым ярким проектом народовольцев стало движение «Хождение в народ». По своей сути – это была попытка интеллигенции понять и перевести на свою сторону крестьянство.
Идеологией этого движения стала мысль, что крестьяне должны понимать идею о том, что все на селе может быть общим. Нет частной собственности. Все общее и в то же время все государственное.
Однако демагоги не учли того просто факта, что крестьянский быт в то время был тяжелым. Люди думали о том, как получить большой урожай, выгодно продать урожай и оставить запасы на следующий год.
Крестьяне не интересовались политикой, им намного важнее был собственный быт, а не проблемы справедливого или не справедливого разрешения крестьянского вопроса Александром II. Да и то, как показала история, большинство крестьян поддерживали реформу. В конечном счете люди получили хоть и маленькие, но свои наделы.
Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления. Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.
Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:
российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;
поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;
неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;
идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.
Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»):
Ишутинский кружок (1863-1866), Москва. Руководители – Ишутин Н. А., Каракозов Д.В. Цель – подготовить крестьянскую революцию с помощью интеллигенции. Создали «Общество взаимного вспомоществования». Построили для людей бесплатную школу, переплётную, швейную и ватную мастерские. Программой кружка была пропаганда среди крестьян идей социализма. Кружок выбрал тактику террора и заговора. неудачное покушение Каракозова на Александра II.
Общество «Народная расправа» (1869), Москва. Руководитель – Нечаев С. Г. Цель – свергнуть существующий строй и подготовить «народную мужицкую революцию». Деятельность. Распространение прокламаций. Издание революционного журнала с преобладанием анархистских идей. Программа – принудительное равенство и обязательный труд (под страхом смерти). В обществе была жёсткая дисциплина, обман, шантаж, убийство коллеги – студента Иванова.
Объединённые народнические кружки – «чайковцы» (1871-1874), Петербург. Руководство – Чайковский Н. В. Натансон М. А. Перовская С. Л. Цели – объединение передового студенчества. Пропаганда революционных идей среди рабочих.
Деятельность. Организация рабочих кружков для подготовки пропагандистских кадров для работы среди крестьян. Подготовка программы «Хождение в народ». Программа состояла в борьбе за политические свободы противопоставляли распространение научной и революционной литературы (в том числе произведений Чернышевского, Герцена, Добролюбова, К.Маркса). Методы – пропагандистская и просветительская работа.
Емкий лозунг «В народ» выдвинул А.И. Герцен в 1861 году, предполагая под ним сближение интеллигенции и народа. Идею сближения с народом осуществили народнические организации 70-х годов XIX столетия. 37 российских губерний охватило «хождение в народ», в котором участвовали 2,5 тыс. человек.
Несмотря на единую цель – популяризацию революционных идей среди крестьян – единого плана и программы не было вследствие разрозненности и разных методов воздействия: от мирных путей перехода к социализму до разрушения государственных устоев и физического устранения представителей правящей элиты. В конце 70-х годов новая волна народников попыталась донести свои идеи до крестьян и больше сблизиться с ними через «оседлую пропаганду» (молодёжь селилась рядом с крестьянами для тесного сближения и пропаганды социалистических идей).
Однако, вскоре народникам пришлось признать, что долгожданной победы крестьянской революции в России не будет, так как в среде крестьян политические идеи не находили отклика.
Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.
Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.
Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.
Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров. Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.
Либеральное народничество. Николай Михайловский — теоретик этого направления, разделяя точку зрения большинства народников о некапиталистическом пути развития России, призывал к мирным политико-социальным реформам в обществе, осуждал террор и основным направлением своей деятельности считал культурно-просветительскую работу среди населения через печатные органы и земские организации.
Политика властей в отношении народовольцев. Выступления народников беспощадно карались органами власти, на стороне которых были тюрьмы, армия, полиция. Восемь процессов над участниками революционного движения (1877 – 1887 гг.) привели к тому, что большинство из них оказались на каторге в Сибири, погибли в тюрьмах, а к наиболее опасным, с точки зрения правительства, была применена смертная казнь (Желябов, Каракозов, Кибальчич, Перовская, Соловьёв, Халтурин, и др.).
Не сумев поднять крестьян на борьбу против существующего строя, убедившись в равнодушии крестьян к идеям народников, потерпев крах в ошибочной теории индивидуального террора, репрессии со стороны царизма, громкие судебные процессы привели к тому, что в конце 80-х годов народничество утратило влияние. В дальнейшем преемниками народников стали социалисты-революционеры – эсеры.
Народники в истории России:
Народники серьёзно подняли вопрос о самом многочисленном слое населения России – крестьянах, отражая их интересы и настроения.
Зарождение первых революционных организаций.
Вовлечение молодёжи в процесс политической борьбы.
Отказ от террора как главного метода политической борьбы.
Реальная помощь крестьянам в образовании, лечении, налаживании быта, юридических вопросах («теория малых дел»).
Тема народничества отражена в творчестве писателей и художников второй половины XIX века: Короленко, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Верещагина, Крамского, Репина и др.
Объект исследования – общественно-политическое движение «Хождение в народ».
Цель исследования – проанализировать особенности общественно-политического движения «Хождение в народ».
Предмет исследования – общественно-политическое движение «Хождение в народ».
Задачи исследования:
1. Дать определение термину народническое движение.
2. Дать оценку террористической составляющей народнического движения.
3. Выявить причины общественно-политического движения «Хождение в народ».
4. Выявить итоги и следствие общественно-политического движения «Хождение в народ».
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Идеология народничества и состояние российского общества в ХIХ веке
1.1. Революционная идеология народничества
Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр II, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров .
Левин Ш.М. выделял такие основные даты по :
1874-1875 – «хождение народничества в народ».
1876 – создание «Земли и воля».
1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народную волю» и «Черный передел».
1 марта 1881 – убийство Александра II.
Аптекман О.В. выделял таких видных исторических деятелей народничества :
Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра II.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Народничество и идеология революционного движения. История отечественного и иностранного революционно движения. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Аптекман О.В. Общество «Земля и воля» 70-х гг. 2-е изд. П., 1924;
3. Архив «Земли и воли» и «Народной воли». М., 1932;
4. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Революционное движение «Хождение в народ». Цели. Задачи. Причины. Последствия. – Воронеж: Альянс, 2021. – 522 с.
5. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Народнические организации и движения. Исследование вопроса и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 389 с.
6. Жилина Е.Ю. Движение «Хождение в народ» и русский радикализм. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
7. Лебедев О.М., Носов М.С. Движение «Хождение в народ». Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2020. – 476 с.
8. Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60–70-е гг. XIX в. М., 1958;
9. Медведева Н.А. Петрова М.С. Революционное движение «Хождение в народ». История . – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
10. Революционная журналистика семидесятых годов. Ростов н/Д., 1907;
11. Революционное народничество 70-х гг. XIX в. М., 1965. Т. 2;
12. Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация. М., 1997.
13. Серебряков Е.А. Общество "Земля и Воля". - Лондон, 1902. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/24124-serebryakov-e-a-obschestvo-zemlya-i-volya-london-1902-biblioteka-zhizni-8#mode/grid/page/1/zoom/1
14. Твардовская В.А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870–1880-х гг. М., 1969;
15. Ткаченко П.С. Революционная народническая организация «Земля и воля» (1876–1879 гг.). М., 1961;
16. Троицкий Н.А. Крестоносцы социализма. Саратов, 2002. https://vk.com/wall-81495923_3684