Фрагмент для ознакомления
2
Изменения в системе образования России повысили социально-педагогическую значимость и актуальность системы дополнительного образования. Это обусловлено кардинальными изменениями в социальной и политической жизни России, где отличительными признаками мира профессий стали динамичность и вариативность [5, с. 162].
В связи с этим, в настоящее время ключевым моментом влияния дополнительного образования является его влияние на процесс личностного самоопределения школьника как на процесс предварительного выбора школьниками сферы своих профессиональных предпочтений, имеющий исключительное значение для успешности всего процесса самоопределения.
Система дополнительного образования регулируется рядом нормативных правовых актов: Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и подростков; Концепцией модернизации дополнительного образования детей и подростков; Санитарными правилами и нормативами и др.
Дополнительное образование детей как социально-педагогический процесс в новой концепции обладаете целым рядом качественно новых возможностей, новшеств и нововведений; личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность на ребенка; разнообразие содержания, форм, методов образования; индивидуализация образования и воспитания; привлечение педагогов-специалистов, таких как педагог-психолог, социальный педагог.
Говоря о функциях социально-педагогического процесса, на сегодняшний день имеет место несколько подходов различных авторов к выделению функций дополнительного образования.
А.Г. Асмолов [2, с. 103] называет дополнительное образование детей личностно образующим образованием, выделяет такие его функции, как культуро-образующая, «личностно-порождающая», профориентационная (становление жизненной личной карьеры ребенка), психотерапевтическая, информационная (формирует знания, умения, навыки).
О. Е. Лебедев [13, с.167] считает функциями дополнительного образования являются: развитие через досуг способности к выбору позиций, к ценностно-ориентационной деятельности; развитие способности к познавательной деятельности через расширение числа и возможностей выбора предметных областей, с учетом интересов и планов личности; создание возможности для практической деятельности и смены ее типов. Каждый может оценить свои интересы, сделать более осознанный профессиональный выбор; создание возможности выбирать среду развития способностей.
Б. В. Куприянов в определении функций опирается на социально-педагогическую концепцию А. В. Мудрика [16, с.64], где воспитание представляет собой относительно целенаправленную часть социализации и рассматривается в качестве особого социального института. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей он представляет, как последовательную реализацию функций трех уровней: эмоциональной конвенции (установление взаимосотрудничества), содержательной (организация социального опыта, образование, в том числе начальная профессиональная подготовка, самоопределение по отношению к собственным перспективам, индивидуальная педагогическая помощь) и смысложизненной конвенций (ориентация на выбранные воспитанником перечисленные функции первого и второго уровня). По мнению Б. В. Куприянова [19, с.268] , указанные функции осуществляются друг за другом, они не могут быть осуществлены непоследовательно, так как, не включившись в деятельность, воспитанник не сможет освоить ее и социокультурный фон.
А. В. Золотарева предлагает рассматривать систему функций дополнительного образования как совокупность двух групп функций - образовательных и социально-педагогических [19, с.271]
Каждый автор предлагает свою структуру функций, в зависимости от значения и влияния каждой функции на самоопределение личности. Каждым автором подчеркивается необходимость оказания социально-педагогической поддержки, оказание помощи школьникам на всех этапах их становления.
Поэтому социально-педагогическое сопровождение является важнейшей функцией системы дополнительного образования детей и обеспечивает формирование их социальной грамотности, активности, устойчивости, и развитие их индивидуальности.
Разнообразные формы игровой, предметно-практической, организаторской учебной и других видов дополнительного образования позволяют ребенку осваивать социальные роли в разных сферах жизнедеятельности.
Семейно-социальные роли осваиваются в процессе игры; профессионально-трудовые в процессе обучения, предметно-практической, учебно-производственной деятельности; политическая роль -через участие в органах самоуправления; коммуникативная роль -через участие в разнообразных досуговых программах; роль личности в эгосфере -через обучение, творчество, самовоспитание и другие виды деятельности [12, с. 142].
Рассматривая формирование социальной грамотности, как цель социального становления ребенка, можно предположить, что в современных условиях всем людям необходимо обладать достаточным объемом социальной грамотности (общекультурной, политической, социально-экономической и др.).
В содержании образования можно выделить направления, которые способствуют формированию социальной грамотности детей: приобщение детей к ценностям, господствующим в обществе; осуществление социального контроля (со стороны педагогов); обеспечение выбора разных видов деятельности и будущей профессии; распределение людей в обществе в соответствии с их достоинствами, участие в социальной стратификации; капиталовложение в будущих детей; оказание влияния на статус человека в обществе - обеспечение возможности социальной мобильности; подготовка к участию в политической жизни; оказание влияния на жизненные позиции и тип поведения.
Формирование социальной активности предполагает гармоническое сочетание таких компонентов, как самовоспитание, саморазвитие, самоорганизация, самообразование, саморегуляция, самоуправление, в процессе социальной адаптации и социальной автономизации ребенка [3, с. 44].
Формирование социальной активности способствует социальному самоопределению школьников, выбору ими своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
Формирование социальной адаптации рассматривается, как активное приспособление индивида к условиям социальной среды. Социальная адаптация успешно решается в системе дополнительного образования детей через участие их в социально значимой коллективной творческой, профессиональной, практической деятельности.
Социальная автономизация (устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе) направлена на понимание целостности своей личности, социальной общности, к которой человек принадлежит; образа жизни, который хотел бы он вести. Социальная автономизация осуществляется через реализацию возможностей детей в практических действиях; стремление иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области, общую ориентацию на успех; принятие на себя ответственности за собственные действия, накопление собственного практического опыта, опыта решения своих проблем.
Формирование социальной устойчивости - новое направление в социальном становлении школьника. На сегодняшний день социальная устойчивость необходима школьникам, в связи с изменениями нашего общества, происходящими в последнее время. Переход к демократическому обществу, построение правового государства, свобода предпринимательства, преобладание в обществе общечеловеческих ценностей, национальных интересов и многие другие перемены требуют новой социальности: не государственное конструирование человеческих взаимоотношений, а свободное построение межличностных отношений в обществе, обусловленное интересами и ценностями самой личности [10, с. 25].
Социальная устойчивость - это интегративное качество, определяющее внутреннюю способность личности к нравственной деятельности и поведению, высокой степени включенности в различные виды деятельности, результативности участия в ведущей деятельности, сознательности и ответственности, реализации личностно ценных и общественно значимых целей. Социально устойчивая личность не подвержена влияниям антисоциальной среды.
Можно предположить, что дополнительное образование детей может участвовать в формировании социальной устойчивости личности через реализацию функций: коммуникации - создание условий для самоопределения в системе социальных отношений; социальной защиты, помощи и поддержки - создание условий для правовых, социальных, экономических и других гарантий ребенку; оздоровления -создание условий для формирования здорового образа жизни.
«Идея социально-педагогического сопровождения человека в образовательном учреждении позволяет рассматривать его как процесс, содержащий комплекс целенаправленных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего» [29, с.5].
Социально-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано, даже если педагог работает с группой детей, и направлено на стимулирование самостоятельности ребенка в решении возникающих у него проблем. Особое значение имеет социально-педагогическое сопровождение в ситуациях социального выбора.
1.2 Виды самоопределения школьников. Дополнительное образование как один из важнейших факторов влияния на самоопределение школьников
Формы и виды влияния дополнительного образования на самоопределение школьника весьма разнообразны. Более полное определение «форма» в педагогике дал В.И. Андреев [19, с. 189]: «Форма организации обучения - это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».
Деятельность школьников в системе дополнительного образования происходит в разных формах детских образовательных объединений по выбранным направлениям (спортивное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое и др.) и направлена на решение определенных образовательных задач [2, с. 32].
Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, имеющее в приоритете следующие педагогические задачи: организация досуга детей, развитие коммуникативных умений, развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности / К.А. Абульханова-Славская - М.: Воронеж, 1999. – 243 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов — М.: Просвещение, 1990. – 501 с.
3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
4. Буйлова, Л. Н., Кочнева С. В. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей / Л. Н. Буйлова, С. В. Кончева – Москва, ПАИМС, 2000. – 100 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные труды / Л.С. Выготский. − М.: Юрайт, 2017− 302 с.
6. Гинзбург, М.Ф. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. –1988. –№ 2. – С. 19-26.
7. Гершунский, Б.С. Философско-методологические обоснования стратегии развития образования в России / Б.С. Гершунский. - М: Педагогика, 1993. – 325 с.
8. Горский, В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Доп. образование. - 1999. - № 2. - С. 4 – 6.
9. Демина, Л. С. Дополнительное образование детей: учебное пособие. Ч. 1. Теоретические основы / Л. С. Демина. ‒ Томск: Издательство ТГПУ, 2014. ‒ 236 с.
10. Егорова, А.В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России : дис. канд. пед. Наук / А.В. Егорова. - М.: Наука, 2004. – 578 с.
11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Климов. − 4-е изд. стер.− М.: Академия, 2010.− 301 с.
12. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 47 с.
13. Лебедев, О. Е. Дополнительное образование детей / О. Е. Лебедев. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 254 с.
14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 2001. – 95 с.
15. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учебное пособие / Э. И. Медведь. – Москва: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 48 с.
16. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 199 с.
17. Нечаев, М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды / М.П. Нечаев. – М.: Наука, 2015. – 370 с.
18. Новиков, А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: «ЛИБРОКОМ», 2010. – 280 с.
19. Подпасный, И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов: уч. пособие для высш. уч. Заведений / И.П. Подпасный – М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 368 с.
20. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Пряжникова.− 5-е изд. испр. и доп.− М.: Академия, 2010. −488 с.
21. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников − 3-е изд. −М.: МПСИ, 2010. − 536 с.
22. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика/ Н.С. Пряжников – М.: Академия, 2008. –320 с.
23. Реан, А.А. Психология личности: учеб. пособие/ А.А. Реан. — СПб: Питер, 2016 –288 с.
24. Родичев, Н.Ф. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика: науч. - теорет. журн. Рос. Акад. образования. – 2012. – №9.– с.16 – 24 .
25. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ, 2000. – 258 с.
26. Смолова, Л.В. Психологическое консультирование. Учеб. пособие/ Л.В. Смолова. − М.: Флинта, 2015−416 с.
27. Смольников, Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике (историко-педагогический анализ) / Е.В. Смольников. - Ульяновск, 2006. – 270 с.
28. Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие для прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. - 160 с.
29. Фролова, С.В. Психолого - педагогическое сопровождение профессионального самоопределения современных старшеклассников // Профильная школа. – 2010. – № 5. – с. 25-28.
30. Чеков, М.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России / М.О. Чеков. - Самара, 2003. – 196 с.
31. Черникова, Т. В. Профориентация старшеклассников / Т. В. Черников. - Волгоград: Учитель, 2005. - 120 с.
32. Чистякова, С. Н. Проблемы профориентации студенческой молодежи в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2009. – С. 52-67.
Электронные источники
1. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Электронный ресурс: https://edu.ru/
2. ФГОС. Электронный ресурс: https://fgos.ru/