Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Обучение – это всегда целенаправленный и мотивированный процесс. Задача педагога заключается в том, чтобы каждого из учеников включить в учебно-воспитательный процесс. Для этого необходимо обеспечить формирование и развитие их познавательных потребностей и познавательных мотивов.
Приемы активизации познавательной деятельности детей очень разнообразны. Они всегда используются педагогами в образовательном процессе. Тем не менее – эта проблема была и остаётся, одной из наиболее сложных в образовательном процессе. Школьники должны иметь опыт ведения диалога, дискуссий и быть приобщёнными к творческой деятельности. В тоже время, часто можно заметить у детей снижение интереса к учебе и интеллектуальную пассивность. Этим можно объяснить пристальное внимание педагогов к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности субъекта.
Объект исследования: познавательная деятельность школьников среднего звена.
Предмет исследования: процесс организации познавательной деятельности обучающихся 5-х классов на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: познавательная деятельность обучающихся 5-х классов на уроках русского языка будет активизирована в условиях:
-создания внутрипредметной интеграции, способствующей активизации познавательной деятельности школьников;
-использования методов проблемного, интерактивного и
развивающего обучения в современной образовательной среде;
-внедрения обновлённых форм и средств активизации познавательной
деятельности, способствующих повышению познавательного интереса к
русскому языку.
Цель работы: выявление различных форм организации работы
на уроках русского языка, способствующих активизации познавательной деятельности учеников 5-го класса.
Задачи:
1. Определить сущность, понятия и принципы активизации познавательной деятельности школьников.
2. Выявить особенности познавательной деятельности в среднем школьном возрасте.
3. Исследовать проблему активизации познавательного интереса у школьников на уроках русского языка.
4. Описать опыт применения исследовательской деятельности школьников при изучении русского языка.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, наблюдение, беседа.
Глава 1: Теоретические основы активизации познавательной деятельности школьников на уроках русского языка
1.1. Сущность, понятия и принципы активизации познавательной деятельности
Каждый педагог стремится привить интерес школьника к своему предмету. Согласно требованиям ФГОС ООО, активизация познавательной деятельности школьников на уроках русского языка должна способствовать формированию предметных и метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимают универсальные учебные действия, личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Над проблемами учебной познавательной деятельности работали учёные Ананьев Б.Г., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н. и др. Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность субъекта
начинается с ощущений и восприятий, а затем осуществляется переход к
мышлению [12].
Методика развития познавательного интереса школьников включает в себя:
- привлечение школьников к формулировкам целей и задач урока:
- повышенный интерес к содержанию учебного материала;
-участие детей, в наиболее интересных для них форм работы на уроке.
Проблема повышения интереса и активизации познавательной деятельности детей актуальна не только для предмета русский язык. Тем не менее, русский язык необходимо отметить особо, поскольку все остальные учебные предметы также предполагают знание русского языка. Именно по этой причине на изучение русского языка необходимо обращать особое внимание педагогов [3].
Автор Дрозина В.В. считает, что познавательные потребности школьника вызваны его глубокой мотивацией. Если у ребёнка есть интерес к тому, что он изучает и чем занимается, он всегда будет проявлять интерес к содержанию учебного предмета. У автора Сластенина В.А. познавательная деятельность сводится к единству восприятия, мышления и практической деятельности субъекта. Школьники в 5-м классе ещё совсем недавно много играли. Их ведущей деятельностью была игровая деятельность. В основе познавательной деятельности всегда лежит интерес, любопытство и мотивация. Рядом с учеником должен находиться учитель. Активизируя познавательный интерес ребёнка, учитель содействует его интеллектуальному развитию и эмоциональному подъёму [23].
Главное положение развивающего обучения – это представление о воспитании и развитии ребёнка в области интеллектуальной сферы. В современной образовательной среде практически все техники и методики преподавания таковы, что дети не должны получать готовых решений, а должны их отыскивать самостоятельно. В основе современных Федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно- деятельностный подход в обучении, который регламентирует индивидуальный подход к каждому школьнику. Активизацией познавательной деятельности школьников, как необходимым условием повышения качества знаний учащихся занимались учёные Л.П. Аристова, М.И. Еникеев, И.Ф. Харламов и др. Категории познавательная деятельность, учебно-познавательная деятельность и учение чаще всего рассматривают как репродуктивные и творческие [14].
В современной образовательной модели, основанной на системно-деятельностном подходе в основе учебной деятельности лежит личностно ориентированный подход. Это говорит о том, что к каждому ребёнку сегодня должен быть применён индивидуальный метод обучения. Образовательным результатом, соответствующим требованиям ФГОС сегодня являются предметные и метапредметные результаты. Если в традиционной образовательной модели педагоги формировали лишь традиционные знания, умения и навыки, то сегодня педагогу необходимо помимо предметных знаний формировать универсальные учебные действия четырёх групп – личные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Педагоги понимают, что сформировать у детей творческий уровень познания не получится без того, чтобы не сформировать прежде предметные знания, умения и навыки в комплексе. В традиционной образовательной модели учитель был транслятором знаний и лишь педагог сам определял, что ребёнку нужно знать, понимать и какие иметь соответствующие навыки. Творческим уровнем школьник овладеет лишь в том случае, если у него будет достаточный запас предметных знаний, практических умений и автоматизированных навыков именно в содержании конкретно взятого предмета [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации
познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
2. Бабаева, Т.И. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
3. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение
эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. – Изд. 2-е, испр. и доп.– Ростов-на-Дону, 2000. – 505 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
5. Бурганова, Ф. Ф. Использование современных образовательных
технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе
как средство формирования коммуникативной и познавательной
компетенции учащихся [Текст] / Ф. Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ.- СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html(дата обращения: 27.04.2022).
7. Гилазова, Э. Г. Кратковременные проекты на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Э.Г. Гилазова // Альманах педагога. – 18.03.2018. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22534(дата обращения: 27.04.2022).
8. Грек, С.В. Выпускная квалификационная работа по методике
преподавания начального курса математики: Методические рекомендации [Текст]/сост. С.В. Грек. - Анжеро-Судженск: ГОУ СПО Анжеро-Судженский
педагогический колледж, 2009. – 42 с.
9. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в
образовательном процессе [Текст] / О.В. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – No 2.
10. Ено, М.Н. Игровые моменты на уроках русского языка [Электронный ресурс]/Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, 2011. – URL: http://ext.spb.ru/faq/5515-2014-06-15-18-11-21.html (дата обращения: 27.04.2022).
11. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников:
педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель приморья. – 2012. - No 5. - С. 4-5.
12. Земская, Е. А. Современный русский язык : Словообразование:
учебное пособие [Текст] / Е.А. Земская. – изд. 3-е М.: Флинта: Наука, 2011. – 328 с.
13. Исаева, Н.А. Учебник по русскому языку и методике его
преподавания в школе как средство реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.А. Исаева// Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - No 5. - С. 7-10.
14. Иванова, И. В. Активизация познавательной деятельности на уроках
русского языка - Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Управление по образованию Минского райисполкома Государственное учреждение образования «Боровлянская средняя школа». 2020. - URL: http://bor-sch.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=45181(дата обращения: 27.04.2022).
15. Исяндавлетова, Э. В. Проектная деятельность на уроках русского
языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения
[Текст] / Э. В. Исяндавлетова // Молодой ученый. – 2017. - No 9. – С. 332 – 334.
16. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от
активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная
педагогика. – 2000. - No 7. – С.18.
17. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов: свыше 25 000
слов и словосочетаний: [наиболее употребительная иноязычная лексика,
вошедшая в русский язык в ХVIII–ХХ и начале ХХI в.] [Текст] / Л. П. Крысин. –Москва: Эксмо, 2005. – 939 с.
18. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы [Текст] / Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 2001. – 85 с.
19. Макаренко, А.С. Лекции для родителей [Электронный ресурс]/URL:
https://azbyka.ru/deti/kniga-dlya-roditelej-makarenko(дата обращения: 27.04.2022).
20. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – изд. 7-е. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 443 с.
21. Рыльцева, Т.Г. Создание благоприятных условий эффективного
обучения и сохранения здоровья ребенка на уроках русского языка [Электронный ресурс]/ Сообщество учителей предметников «Учительский портал», 2007 – 2020. – URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4703(дата обращения: 27.04.2022).
22. Светличная, Е.И. Этимологический словарь латинских
ботанических терминов [Текст] / Е.И. Светличная и др. – Харьков: Золотые
страницы, 2003. -288 с.
23. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия
«познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. - NoXIX. – С. 89-91.
24. Султанова, М. С. Игра как метод активизации познавательной
деятельности обучающихся [Текст] / М. С. Султанова // Молодой ученый. – 2017. - No 49. – С. 407-409.
25. Теоретические основы активизации творческой познавательной
деятельности учащихся [Текст] / Теория и практика образования: история и
современность. – Липецк: ЛГПУ, 2001. – Выпуск 8. – 185 с.
26. Тихонов, А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка
для всех, кто хочет быть грамотным [Текст] / А. Н. Тихонов. – М.: АСТ: 2014. – 639 с.
27. Хапаева, Л.В. К вопросу об онтологической и когнитивной
детерминированности номинации флоры (на материале карачаево-
балкарского и русского языка) [Текст] / Л.В. Хапаева // Научный диалог. – 2016. No 1(49). – С. 119 – 131.
28. Чжан, Лу. Принципы номинации птиц в русском языке [Текст] / Лу Чжан // Вестник Центра международного образования Московского
государственного университета (Вестник ИРЯиК МГУ). Филология.
Культурология. Педагогика. Методика. – 2014. No 4. – М.: ЦМО МГУ, 2014. –С. 24 – 33.
29. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского
языка: Происхождение слов [Текст] / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – Ч. 1., 4-е изд.стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 400 с.
30. Шедогубова, Е.П. Игровые методики обучения на уроках
литературы в условиях санаторной школы-интерната [Электронный ресурс]/
/ Е.П. Шедогубова // Современная педагогика. – 2014. - No 5. – URL:
http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2358(дата обращения: 27.04.2022).
31. Ягафарова, Г.Н. О факторах влияющих на процесс номинации в
языке [Текст] / Г.Н. Ягафарова // Фундаментальные исследования. – 2014. – No 12-11.– С. 2505 – 2508.
32. Ярошенко, С. Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной
деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Вестник ОГУ. - 2004. - No9.-С. 28-31.