Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Акробатический рок-н-ролл один из новых, развивающихся видов спорта, который привлекает большое количество занимающихся различных возрастов благодаря своей яркой индивидуальности. В известной степени акробатический рок-н-ролл является больше, чем танцем, и больше чем видом спорта. Именно тесное сочетание необходимых в акробатическом рок-н-ролле искусства танца и профессионализма спортсмена делают его уникальным.
Занятия акробатическим рок-н-роллом всесторонне развивают личность занимающегося, как со стороны социально-культурного аспекта, так и со стороны морально-физических качеств. Это в свою очередь дает возможность занимающемуся комфортного находиться на ступенях «пирамиды», состоящей из различных социально-возрастных групп с различными взглядами на формулу «искусство-спорт».
Как танцевальный вид спорта акробатический рок-н-ролл включает все аспекты спортивной тренировки. Это является направленным процессом развития различных качеств, формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков и связанных с ними способностей. Спортсмен нуждается как на начальном этапе подготовки, так и для перехода между категориями в развитии как общей выносливости, так и отдельных видов специальной выносливости.
Физические и психологические нагрузки в спорте, возрастающие от категории к категории, требуют введение новых, более совершенных методов, средств и приемов подготовки и отбора спортсменов.
С младшего школьного возраста обязательна базовая физическая, техническая и артистическая подготовка. Больше всего необходимо уделять внимание в разнообразных видах двигательной деятельности повышению сопротивляемости утомлению.
При этом важно затрагивать не только физические, но и сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные, волевые проявления. Сохранение приблизительно постоянной интенсивности работы облегчает достижение лучшего результата. Однако нередко условия спортивной борьбы вынуждают значительно изменять интенсивность работы по ходу ее выполнения. Далеко не каждый спортсмен может это делать.
Достижение успеха в акробатическом рок-н-ролле обусловлено преимущественно хорошей техникой и высоким уровнем специальной физической подготовленности спортсмена. Танцоры с различными морфофункциональными, двигательными и психофизиологическими данными достигают высоких результатов, что свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к организации подготовки спортсменов.
Можно утверждать, исходя из практики рок-н-ролла, что наиболее характерно индивидуальные особенности спортсмена проявляются в его тактической манере исполнения танца, одним из факторов успеха на сцене является разнообразие и совершенное владение которой в танце.
Таким образом, одной из важнейших задач подготовки спортсменов является выявление уровня физической, технической и артистической подготовленности танцоров акробатического рок-н-ролла.
Рост популярности акробатического рок-н-ролла требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов, позволяющих повысить интерес к занятиям, создать положительный эмоциональный фон, повысить уровень физической подготовленности, развития двигательных способностей и специальных качеств, здоровья. Все это позволит управлять процессом обучения и воспитания детей более качественно, особенно на начальном этапе подготовки.
В настоящий момент акробатический рок-н-ролл является одним из малоизученных видов спорта. Необходимость расширения научно-исследовательской работы в этом виде спорта обусловливается следующими причинами: отсутствием современных научно-методических разработок по данному виду спорта, отсутствием методики обучения элементам акробатического рок-н-ролла юных спортсменов, касающихся техники обучения с учетом особенностей их психофизиологического развития.
В этой связи проблема начального отбора юных спортсменов на раннем этапе их спортивной карьеры становится актуальной.
Цель работы – теоретическое изучение методики начального отбора юных спортсменов на раннем этапе их спортивной карьеры.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить акробатический рок-н-ролл как вида спортивной деятельности;
− проанализировать методику начального отбора юных спортсменов на раннем этапе.
Объект исследования: акробатический рок-н-ролл.
Предмет исследования: методика начального отбора юных спортсменов на раннем этапе
Глава 1. Акробатический рок-н-ролл как вид спорта
1.1. Характеристика акробатического рок-н-ролла
Рок-н-ролл (англ. раскачиваться и вертеться) – парный бытовой импровизированный танец американского происхождения, получивший широкую известность в середине 50-х г. XX в., отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше. Возможно, вышеприведенное определение применимо к танцу тех лет, но совершенно не подходит к акробатическому рок-н-роллу начала XXI века. Головокружительная акробатика в сочетании с бешеным темпом и сложнейшим танцем - вот что такое современный рок-н-ролл.
Акробатический рок-н-ролл – это сложнейший вид спорта. Он сохранил и удаль, и лихость рок-н-ролла 50-х. Если смотреть соревнования по рок-н-роллу, особенно турниры спортсменов М класса, то может показаться, что рок-н-ролл есть акробатика под музыку. Не это совсем не так. Правила соревнований однозначно определяют требования к спортивным программам исходя из того, что рок-н-ролл – это танец с элементами акробатики, а не наоборот.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Амелин, А. В. Все о рок-н-ролле / А. В. Амелин. Томск. Май, 2003. - 25 с.
2. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - Москва : Физкультура и Спорт, 2004. - 328 с.
3. Балунова Е.Н. Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле: автореф. дисс. канд. пед. наук / Балунова Е.Н. С-П., 2009 – 24 с.
4. Быстрова Т.Н. Методика обучения групп начальной подготовки акробатического рок-н-ролла. Самиздат. 2000г.
5. Вайнек, Ю. Спортивная анатомия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Юрген Вайнек ; пер. с нем. В.А. Куземиной ; науч. ред. А.В. Чоговадзе. - Москва : Академия, 2008. - 304 с.
6. Винер-Усманова, И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике : 13.00.04 : защищена 13.06.13 / Винер-Усманова Ирина Александровна ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург, 2013. - 210 с.
7. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений : популярное учебное пособие / Ю.К. Гавердовский. - Москва : Терра-Спорт, 2002. - 512 с.
8. Голев А.Б. Методика акробатического рок-н-ролла «Танцуем рок-н-ролл». Министерство культуры, 1988 г.
9. Клюшин, Н.В. Использование упражнений на взаимодействие в паре в технической подготовке спортсменов-танцоров по латиноамериканской программе / Н.В. Клюшин // Спортивные танцы : бюл. / под ред. А.А. Коваленко. - Москва, 2001. - № 4 (20). - С. 37-44.
10. Коваленко, А.А. Использование упражнений для улучшения качества исполнения технических действий спортсменами-танцорами / А.А. Коваленко // Спортивные танцы : бюл. / под ред. А.А. Коваленко. - Москва, 2005. - № 1 (39), Ч.1. - С. 34-38.
11. Коваленко, А.А. О спортивно-техническом тестировании применительно к классификационным уровням в танцевальных видах спорта / А.А. Коваленко // Спортивные танцы : бюл. / под ред. А.А. Коваленко. -Москва, 2006. - № 2 (45), Ч. 2. - С. 19-20.
12. Коваленко, А.А. Ошибки исполнения в спортивных танцах и их связь с техническими действиями / А.А. Коваленко // Спортивные танцы : бюл. / под ред. А.А. Коваленко. - Москва, 2001. - № 3 (19). - С. 44-45.
13. Коваленко, А.А. Принципиальные подходы к воспитанию устойчивости при исполнении поворотов и вращений у начинающих танцоров / А.А. Коваленко // Спортивные танцы : бюл. / под ред. А.А. Коваленко. - Москва, 2003. - № 3 (31), Ч. 3. - С. 28-29.
14. Коваленко, А.А. Проблема тестирования качества исполнения в спортивных танцах / А.А. Коваленко, А.В. Рудик, Г.П. Коваленко // Спортивные танцы : бюл. / под ред. А.А. Коваленко. - Москва, 2005. - № 3 (26), Ч. 3. - С. 22-26.
15. Коваленко, А.А. Роль педагога в формировании художественного образа пары / А.А. Коваленко // Спортивные танцы : бюл. / под ред. А.А. Коваленко. - Москва, 2004. - № 4 (36), Ч. 4. - С. 35-40.
16. Коваленко, А.А. Современные подходы к проблеме повышения квалификации специалистов по танцевальным видам спорта / А.А. Коваленко // Современные проблемы развития танцевального спорта: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Москва, 2009. - С. 41-44.
17. Коваленко, А.А. Структура единичных технических действий в спортивных танцах / А.А. Коваленко // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - Москва : ФОН, 1998. - Т. 5. - С. 20-23.
18. Коваленко, А.А. Упражнения на основе технических действий в методике преподавания спортивных танцев / А.А. Коваленко // Спортивные танцы : бюл. / под ред. А.А. Коваленко. - Москва, 2005. - № 2 (40). - С. 24-27.
19. Кошелев, С.Н. Биомеханика спортивных танцев / С.Н. Кошелев. -Москва : Печатный двор, 2006. - 61 с.
20. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - 2-е изд., испр. - Москва : Советский спорт, 2004. - 464 с.
21. Логунова, М.Ю. Оценивание и обработка результатов зачетных соревнований и тестирований по танцам / М.Ю. Логунова // Спортивные танцы : бюл. / под ред. А.А. Коваленко. - Москва, 2006. - № 2 (45), Ч. 2. - С. 21-24.
22. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - Москва : Известия, 2001. - 333 с.
23. Тарханов, И.В. Количественная оценка качества исполнения шагов назад в танцевальном спорте / И.В. Тарханов, Е.А. Лукунина // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 11. - С. 38-43.
24. Хаас, Ж.Г. Анатомия танца / Ж.Г. Хаас ; пер. с англ. С.Э. Борич. - 2-е изд. - Минск : Попурри, 2014. - 200 с.
25. Шляхтов, В.Н. Технология овладения профилирующими акробатическими упражнениями гимнастов на начальном этапе обучения / В.Н. Шляхтов. - Великие Луки, 2003. - 22 с.
26. Шукшов, С.В. Модель основных компонентов соревновательных действий в акробатических прыжках на дорожке на этапе специализированной подготовки / С.В. Шукшов, Н.Н. Пилюк, С.В. Фомиченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 23-26.