Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Возникновение новых средств массовой информации, появление виртуальных сообществ, глобализация и изменение структуры распределения, обмена и потребления внесли дополнительные вопросы в дискуссию вокруг потенциала публичной сферы. Появление в 1996 году сетевых журналов, впоследствии распространенное под общим названием блоги, за короткий период своего менее чем пятнадцатилетнего существования пережило ряд трансформаций.
Трансформация мира профессий хорошо заметна, если анализировать занятия, которые находятся на пересечении интересов, экспертной власти и статусов различных профессиональных групп, что показано Э. Эбботом и другими социологами занятий и профессий в своих работах. Журналистика является именно такой сферой занятий, поскольку, во-первых, она связана с научным знанием и принципами его транслирования, во-вторых, она включена в нормативное и практическое поле журналистики как профессии, в-третьих, научные журналисты выполняют функции посредников между научным сообществом и широкой общественностью. Поэтому объектом моего исследования является научная журналистика в России как элемент системы медиализации научного знания
С каждым годом в мире растет число онлайновых медиа-изданий, как электронных версий уже существующих газет и журналов, так и сетевых периодических изданий, не имеющих аналогов на бумаге.
Таким образом, вышеобозначенное формирует актуальность квалификационной работы. Объект исследования – современные интернет-СМИ.
Предмет – профессионализация журналистки в условиях становления новой информационной интернет-среды.
Цель работы: изучить тренды, сформировавшиеся в профессионализации журналистки в условиях становления новой информационной интернет-среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– изучить историю становления журналистики как профессии,
– рассмотреть формирование критериев профессионализации журналистской деятельности в системе подготовки будущих журналистов,
– определить профессиональные компетенции современного интернет-журналиста ,
– изучить трансформацию профессиональных журналистских компетенций в интернет-среде.
Теоретическая база исследования опирается на разработки таких авторов, как Е.Л. Вартанова, С.Г. Корконосенко, Л.М. Землянова, А.А. Калмыков изучающих современное состояние российской интернет-журналистики. В работе были использованы выводы научных исследований М.М. Лукиной, Я.Н. Засурского и Е.П. Прохорова.
Методологическая база. В процессе работы были использованы такие общенаучные методы и приемы, как дедукция, индукция, описание, сравнение, анализ и синтез, обобщение, применяемые при изучении научной литературы и теоретических исследований в области интернет-журналистики.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов данного исследования обеспечена применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы при проведении факультативов в контексте изучения музыкального контента в сетке современного телевещания.
Практическая ценность работы заключается в том, что полученные сведения могут быть использованы студентами факультета журналистики и журналистам-практикам для лучшего понимания работы в интернет-среде.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе – «СТРУКТУРА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ» - изучены внешние, внутренние и личностные детерминанты профессии журналиста.
Во второй главе - «СОВРЕМЕННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ» - расссмотрены такие вопросы, как: дигитализация и конвергенция медиа: взаимопроникновение компетенций, присущих различным видам массово-информационной деятельности, универсализация и одновременная специализация журналистских кадров, интернационализация журналистского образования, трансформация профессии в связи со становлением интернет-журналистики, конкурентоспособность журналиста в пространстве мультимедиа
Курсовая работа содержит библиографический список использованной литературы, включающий 13 наименований.
Объем основного текста настоящей работы составляет 34 страницах.
Глава 1. СТРУКТУРА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
1.1.ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА: ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА, СОЦИУМА, МЕДИАРЫНКА
Для современного развития науки, изучающей профессиональную деятельность, характерны тенденции формирования теории системного исследования профессиональной деятельности и реализации системно-структурного подхода в решении научно-практических задач. Системный подход к профессии журналиста позволяет выделить три группы детерминант, задающих требования к специалисту:
1) внешние относительно профессиональной среды детерминанты – требования государства, требования социума, требования рынка;
2) внутренние – требования профессиональной среды, профессионального сообщества, профессиональной школы;
3) личностные – удовлетворение потребностей в образовании, в самореализации, в социальном статусе.
4) Выделенные нами компоненты одновременно характеризуют позицию профессиональной журналистской деятельности в общественной деятельности в целом, а также дают возможность охарактеризовать собственно профессиональную среду журнализма.
Внешние детерминанты профессии журналиста:
1. Требования государства
Журналистику нельзя назвать независимой от политики и государственной идеологии. Журналистика всегда либо поддерживает государство, либо напротив оказывается в оппозиции к власти. Случай, когда возникает различие понимания государственных интересов у журналиста и чиновников, включая чиновников самого высокого ранга, можно рассматривать, как частный. Необходимо правда отметить, что журналистская критика подчас оказывалась гораздо более государственной и позитивной, чем замалчивание этой критики со стороны власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеенко Д.И. Профессиональные компетенции журналиста информационных агентств в работе с экономической информацией. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12925 – Дата обращения: 29.04.2022.
2. Аникина М. Е. Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2592 – URL: 10.30547/mediascope.4.2019.7 – Дата обращения: 29.04.2022.
3. Вартанова Е. Л. Современный журналист в представлениях общества // МедиаАльманах. 2016. № 2 (73). С. 8–10. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36565769 – Дата обращения: 29.04.2022.
4. Вартанова Е. Л., Вырковский А. В., Макеенко М. И., Смирнов С. С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. М.: МедиаМир, 2017 – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36565769 – Дата обращения: 29.04.2022.
5. Век информации. 2019. Т. 7. № 1. Журналистика XXI века: среда обитания : матер. междунар. научно-практической конференции, 2–3 ноября 2018 г. / ред.-сост. С. Г. Корконосенко, А. Н. Гришанина; отв. ред. С. Г. Корконосенко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2019. — 222 с – URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1551426818_373.pdf?ysclid=l3pgjaa7sz – Дата обращения: 29.04.2022
6. Возовиков О.И. Журналистика мнений против журналистики фактов // Журналистика — вызовы времени. Сборник научных статей кафедры журналистики и медиакоммуникаций / Под ред. Т.Н.Владимировой, В.А.Славиной, Н.В.Кодола. М., 2018. С. 23-26 – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35118691 – Дата обращения: 29.04.2022
7. Газоян А. Г. Взгляд студентов и выпускников факультетов журналистики на профессиональные ценности научного журналиста: на грани между корректностью и доступностью изложения // Журналистский ежегодник. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzglyad-studentov-i-vypusknikov-fakultetov-zhurnalistiki-na-professionalnye-tsennosti-nauchnogo-zhurnalista-na-grani-mezhdu – Дата обращения: 29.04.2022.
8. Долгина, Е. С. Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения / Е. С. Долгина, Е. А. Минязева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7391/ – Дата обращения: 29.04.2022.
9. Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. – М.: Фак. журн. МГУ, 2021. – 632 с. – URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1530001038/Zhurnalistika_2020.pdf – Дата обращения: 29.04.2022.
10. Калмыков А.А. Интернет-журналистика. Теоретичесмкие основы. Академический учебник/ А.А.Калмыков. - М.: Академия медиаиндустрии, 2018. - 370 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massmedia-i-blogi-traditsionnaya-i-grazhdanskaya-zhurnalistika-vzaimodeystvie-i-dopolnenie-drug-druga? – Дата обращения: 29.04.2022
11. Карпенко И.И. Трансформация профессиональных компетенций журналистов интернет-радиовещания / И. Карпенко [Электр. версия печ. публ. ]// Журнал «Научные ведомости Белгородского государственного университета Серия: Гуманитарные науки». – Выпуск 12, №24 (119), 2011 г. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/transformatsiya-professionalnyh-kompetentsiy- zhurnalistov-internet-radioveschaniya – Дата обращения: 29.04.2022.
12. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике / В. Кихтан [Текст] – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004 г. – 156 с.
13. Корнев М.С. Понимание журналистики: что такое «журналистика» в современной цифровой среде? // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5(360). С. 229-235. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23338696 – Дата обращения: 29.04.2022.
14. Латыпова И.Р. Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики // Медиатолерантность-2020. Материалы II Региональной (Поволжской) научно-практической конференции / Науч. ред. А.Н.Гильманова; отв. ред. Р.Л.Зайни. Казань, 2020. С. 245-250. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45769442 – Дата обращения: 29.04.2022.
15. Макарова Л. С. Сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-3 и ФГОС3+) по направлению «Журналистика»: к проблеме повышения качества профессионального образования // Знак: проблемное поле образования.2016. № 5 (22). С. 24–29. 2.
16. Макарова Л.С., Новикова Т.Е. К проблеме формирования критериев профессионализации журналистской деятельности в системе подготовки будущих журналистов // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы. 2019. С. 201-205 – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37047277 – Дата обращения: 29.04.2022.
17. Маслов А.С. Профессиональная журналистика, гражданская журналистика и блогерство: к вопросу о разграничении понятий // Ученые записки НовГУ. 2021. №5 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-zhurnalistika-grazhdanskaya-zhurnalistika-i-blogerstvo-k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy – Дата обращения: 29.04.2022.
18. Нигматуллина К. Р. Профессиональная культура журналиста: поиск общих подходов в западных и российских исследованиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 3. Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2019/3/professionalnaya-kultura-zhurnalista-poisk-obshchikh-podkh... – URL: 10.30547/vestnik.journ.3.2019.84104 – Дата обращения: 29.04.2022
19. Соловьев А.И. Массмедиа и блоги, традиционная и гражданская журналистика: Взаимодействие и дополнение друг друга/ А.И. Соловьев. Синергия, Минск. - 2017. - №5, - С. 1-12. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36565769 – Дата обращения: 29.04.2022.
20. Черепанова Т.В. Этапы и факторы профессиональной идентификации студентов-журналистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 3. С. 153-157. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36565769 – Дата обращения: 29.04.2022.
21. Осипова Е.В. Разработка модели компетенций журналиста. Вестник Восточно- Сибирской открытой академии. – URL: http://vsoa.esrae.ru/pdf/2014/12/805.pdf – Дата обращения: 29.04.2022.
22. Перспективы и недостатки интернет-журналистики [Электр. ресурс] – URL: http://www.opengl.org.ru/informatsionnye-tekhnologii-v-zhurnalistike/perspektivy-i- nedostatki-internet-zhurnalistiki.html – Дата обращения: 29.04.2022.
23. Проблемы развития журналистики в Интернете [Электр. ресурс]–URL: https://studexpo.ru/98935/zhurnalistika/perspektivy_razvitiya_avtorskih_ internete – Дата обращения: 29.04.2022..
24. Связь, информационные и коммуникационные технологии. URL: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyyblok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-oblasteyi-vidov-professionalnoy-deyatelnosti – Дата обращения: 29.04.2022.
25. Симкачева М.В. Интернет и сетевые технологии в журналистике. XII международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты», [Текст] – Казань, 2015 г.– URL: http://kpfu.ru/staff_files/F1987772493/1_Internet_i_setevye_ tehnologii_v_zhurnalisti ke.pdf – Дата обращения: 29.04.2022..
26. Средства массовой информации, издательство и полиграфия. URL: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyyblok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-oblastey-ividov-professionalnoy-deyatelnosti – Дата обращения: 29.04.2022.
27. Тулупов В. В. Профессиональные стандарты, роли и культура современного журналиста. URL: http://cejsh.icm.edu.pl/ cejsh/element/bwmeta1.element.desklight-022799f7-55c8-46d0-902e06a528def3b1 – Дата обращения: 29.04.2022.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования- бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 – Журналистика. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/420302_Gurnal.pdf – Дата обращения: 29.04.2022.
29. Явления демассификации и дигитализации СМИ – URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=25740 – Дата обращения: 29.04.2022.
30. Hanitzsch T., Vos T. P. (2018) Journalism beyond democracy: A new look into journalistic roles in political and everyday life. Journalism 19 (2): 146–164. – URL: https://doi.org/10.1177/1464884916673386 – Дата обращения: 29.04.2022.
31. Hanusch F., Hanitzsch T. (2017) Comparing journalistic cultures across nations: What we can learn from the Worlds of journalism study. Journalism Studies 18 (5): 525–535. – URL: https://doi.org/10.1080/1461670X.2017.1280229 – Дата обращения: 29.04.2022.