Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Особенности рынка конкуренции в России
С каждым годом растет число конкурентов у каждой компании. Клиенты повышают требования к товарам, и продавцы вынуждены упреждать их запросы, дабы сохранить лояльную целевую аудиторию и собственные позиции на рынке. Позиционировать себя среди других и победить в конкурентной борьбе позволяют узкая специализация, уникальность продукта и его эффективная раскрутка.
Несмотря на рост численности конкурентов, не каждая компания это почувствовала. Наряду с этим большинство предприятий продолжают работать в высоко соревновательной обстановке, сражаясь за благосклонность клиентов. В условиях конкурентной борьбы нужно рассчитывать не на дешевизну товаров, а на их качество и сервис. Только так новоиспеченные конкуренты (отечественные или зарубежные) не посягнут на рыночные позиции вашего бизнеса .
Современные и более осведомленные потребители внимательно сравнивают цену и качество продуктов (услуг). Если клиент не связан с продавцом или маркой психологически, он быстро уйдет к конкурентам, обнаружив похожий товар, но по более доступной цене. Для удержания потребителя дифференцируйте своё УТП: акцентируйте внимание на отличиях и преимуществах своего продукта от предложения других предпринимателей и пользуйтесь этим приемом в рекламных мероприятиях. Клиенты останутся с вами, если преимущества, которых нет у других производителей, будут очевидны.
Конкуренция представляет собой один из самых важнейших элементов хозяйствования, состояние конкурентной среды, которое определяется степенью развития рыночной экономики.
Конкурентной средой называют совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, которые обеспечивают равноправные возможности для участников рыночных отношений в их деятельности.
В настоящее время активную работу по созданию конкурентной среды в экономике России ведут Министерство образования, Министерство экономического развития и торговли РФ, Отделение экономики РАН, Министерство экономики России, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Госстандарт России и остальные структуры. Безусловно, важная роль в создании конкурентной среды в экономике страны должна отводиться хозяйствующим субъектам .
Идею развития конкурентной среды и увеличение конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений. Создание эффективной системы возможно лишь тогда, когда конкурентоспособность станет национальным замыслом.
Для выхода России на современный уровень рыночных отношений необходим оптимальный выбор стратегии экономического развития. Неудачные последствия первых экономических реформ показали несостоятельность в связи с отсутствием адекватной экономической теории и практики.
Существует большое количество проблем, препятствующих возникновению наиболее полноценной конкурентной среды в экономике России. Эти проблемы имеют различные аспекты, и от их решения лежат в разных сферах общества. Этими сферами являются государственная власть (законодательная и исполнительная), и сфера образования, и сфера экономики и финансов, социальная сфера и многие другие.
2.2 Значение конкурентоспособности российских товаров в современных условиях
Чтобы России быть достойным соперником на внешнем рынке с другими производителями, нужна поддержка государства. Огромное количество крупных производителей за рубежом получают скрытые субсидии на НИОКР. Это дает им огромные конкурентные преимущества.
У России огромный потенциал в развитии гражданского судостроения. Это возможно сделать, специализировавшись на высокотехнологичных судах: газовозах, атомном, ледовом флоте. Также важно поддерживать строительство простых судов, где маржинальность небольшая. Не нужно конкурировать с ними на международном рынке, но следует их производство постепенно развивать при помощи ценовых преференций в размере не более 10-15 %. Судостроительным компаниям важно открыть доступ к недорогим «длинным» деньгам. Это повысить конкурентоспособность российского судостроения .
До начала пандемии и спецоперации в Украине российские власти увеличивали самые разные налоги, несмотря на стагнацию экономики. В прошлом году экономика выросла на 1,3%, а налоговые сборы в бюджет увеличились на 6,6%, при этом суммарный профицит бюджета превысил 4,7 трлн руб.
Рост фактической налоговой нагрузки происходит не только за счет увеличения собираемости, но и за счет прямого повышения ставок налогов. Кроме скандального повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20% в условиях стагнации экономики и существенного бюджетного профицита власти повышали акцизы на топливо, увеличили себестоимость перевозок через систему «Платон» и поднимали налог на вмененный доход. В стране также увеличивались торговые сборы и налоги на недвижимость.
Заметным фактором снижения конкурентоспособности оставалась высокая стоимость кредита для предприятий. Ключевая ставка в России снижалась, но по-прежнему оставалась одной из самых высоких в мире – как по абсолютной величине, так и по сравнению с текущей инфляцией.
В марте 2021 г. заметно выросли новые заказы на производство продукции; выросли также цены на нефть. Ослабление реального эффективного курса рубля также повышает конкурентоспособность российских производителей экспортной продукции.
Основной проблемой отечественной промышленности является технологическая отсталость российских производственных площадок, которую отчасти создали сами производители продукции, используя в своей деятельности высококачественные импортные материалы, оборудование и комплектующие. Для решения вопросов сокращения зависимости от зарубежных поставок необходима, прежде всего, модернизация производства, то есть радикальная активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности в российской экономике. В свою очередь, организация производства современного высокотехнологичного оборудования и наличие технологий, соответствующих мировым стандартам, позволит России в перспективе экспортировать свою продукцию на рынки зарубежных стран.
К ограничениям развития конкурентоспособности российских товаров на международном рынке относятся внутренние проблемы. Новые компании не могут часто выйти на внешний рынок по причине того, что качество производимой ими продукции не соответствует экспортному спросу. Также вопросом является высокая себестоимость производства. Поэтому так важно заниматься вопросами решения транспортно-логистических проблем, нагрузкой и препятствиями на внешних рынках. Нужны и глобальные структурные изменения в самой экономике .
В России также присутствует проблема недостатка мощностей портов и железных дорог, высокие тарифы на перевозку продукции. Выход в такой ситуации для небольших компаний – это экспорт при помощи специализированных сбытовых трейдеров. Сложностью является и высокозатратность маркетингового продвижения товаров на международном рынке. Нужно адаптировать продукцию к потребностям потребителей страны-импортера. Кроме того, часто нет достаточной информации о зарубежных рынках .
Барьером является и особые требования, которые предъявляются к российским товарам за рубежом, торговые ограничения на ввоз продукции из России в другие страны. Ликвидация таких барьеров требует активного участия государства в лоббировании коммерческих интересов России на международных рынках.
К менее сложным вопросам относится срок прохождения таможенных процедур, требования к документам, лицензионные сложности и др. Эти ограничения повышают транзакционные издержки экспортных операций и приводят к снижению конкурентоспособности российской продукции на международном рынке.
Как можно улучшить качество продукции, которая предназначена для внешнего рынка. Это, конечно, применение современного и качественного сырья, материалов и компонентов, что принимают участие в процессе производства. Это обновление основных фондов на производствах. Это также увеличение расходов на НИОКР, на закупки инновационной продукции. Кроме того, важно также уточнить, что российская промышленность пока импортозависима, поэтому вышерассмотренные задачи могут быть решены при помощи улучшения доступа к зарубежным промежуточным и капитальным товарам, по причине того, что пока нет отечественных аналогов или нет достаточного уровня качества этих товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бажан А. И., Замедление роста мировой экономики: кейнсианская и неоклассическая трактовки // Современная Европа. — 2020. — № 6. — С. 142-152
2) Басовский Л. Е. Микроэкономика. — М.: Инфра-М, 2017.
3) Брынцев А. Н., Вопросы взаимосвязи глобальных цепей поставок и промышленности // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2021. — № 3. — С. 6-10
4) Гильмундинов В. М., Межотраслевая конкуренция в экономике России // Проблемы прогнозирования. — 2020. — № 5. — С. 60-71
5) Гурова Т., Как сохранить совершенную конкуренцию // Эксперт. — 2018. — № 47. — С. 48-49
6) Дубинин С. К., Конкуренция современных финансовых конгломератов // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 8. — С. 14-21.
7) Елисеев А. С., Экономика [Электронный ресурс]. — Москва : Дашков и К, 2020. — 528 с.
8) Кочетков А. А., Экономическая теория [Электронный ресурс]. — Москва : Дашков и К, 2020. — 696 с.
9)
10) Маракулин В. М., Совершенная конкуренция без условия Слейтера: эквивалентность нестандартного и договорного подходов // Экономика и математические методы. — 2018. — Т. 54, № 1. — С. 69-75
11) Маршалл А. Основы экономической науки / Пер. с англ. М.: Эксмо, 2017.
12) Нуралиев С. У., Торгово-сбытовая политика и ее роль в обеспечении продовольственной безопасности в условиях глобализации // Пищевая промышленность. — 2020. — № 6. — С. 28-32
13) ОАО «НПП Нефтехим», http://www.nefthim.ru (дата обращения 01.05.2022).
14) Портер М.Е. Конкуренция. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
15) Портер М., Международная конкуренция : конкурентные преимущества стран : перевод с английского. — Москва : Альпина Паблишер : Интеллектуальная литература, 2021. — 946 с
16) Родионова И.В: История экономических учений: учеб. пособие.- Владивосток: Мор. гос. ун.-т, 2019. – 31 с.: URL: http://www.aup.ru/books/i000.htm
17) Розанова Н. М. Экономические основы конкурентной политики / Н. М. Розанова //TerraEconomicus. – 2018. -№4. – с. 141-145
18) Розанова Н. М., Конкуренция сегодня: процесс или результат? // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 8. — С. 5-13
19) Самуэльсон П. Экономика/ П. Самуэльсон. – Москва : Вильямс, 2015.
20) Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.
21) Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж: Питер, 2020.
22) Смирнов Е. Н., Конкурентоспособность в эпоху глобальной цифровизации // Международная экономика. — 2020. — № 6. — С. 30-40.
23) Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости). М.: Экономика, 1996.
24) Экономическая теория. - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Воронеж: Питер , 2016