Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире на сегодняшний день происходят существен-ные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального (коррекционного) образования происходит смена образова-тельной парадигмы, а именно, содержание образования ориентировано на индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с индивиду-альными потребностями и возможностями каждого ребенка. Особую акту-альность это приобретает к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как отмечают Е. Л. Гончарова и О. И. Кукушкина, в качестве одно-го из важных аспектов особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья выступает потребность в каче-ственной индивидуализации обучения, обеспечении каждому отдельному ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельно-сти, обеспечении градуированной системой помощи.
В настоящее время в нашей стране количество детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Из всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья самую многочисленную составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.
Эти дети до недавнего времени обучались в специализированных (коррекционных) учреждениях, в настоящее время в соответствие с Феде-ральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дети с ограниченными возможностями здоровья получили право обучаться не только в специализированных коррекционных учре-ждениях, но и в группах общеразвивающей направленности.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностя-ми здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основ-ных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Письме Минобрнауки РФ N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" обозначено, что право на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается одной из приоритетных задач государства не только в области образования, но и в областях развития Российской Федерации.
Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Феде-рации" гарантирует возможность получения образования для всех обуча-ющихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивиду-альных возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, которые определяют особые условия для получения ими образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из этого, вытекает ряд проблем, одной из которых стано-вится осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования методов диагностики и оценки эффективности современных образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задерж-кой психического развития
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с за-держкой психического развития на современном этапе развития спе-циального образования
Термин сопровождение получил свое значение от глагола сопро-вождать.
В словарях данное слово имеет разное значение: Сопровождение -1) действие (Толковый словарь Ушакова), 2) начать действовать вместе с ним (Национальная Психологическая Энциклопедия)
Сопровождать - 1) сопроводить кого, провожать, сопутствовать, идти вместе с кем, для проводов, провожатым, следовать. (Толковый сло-варь живого великорусского языка, Даль Владимир); 2) идти, следовать рядом, вместе с кем-нибудь (офиц.), 3) следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь [3].
Таким образом, сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, чуть впереди - если надо объяс-нить возможные пути. Взрослый приглядывается, прислушивается к свое-му более юному спутнику, фиксирует достижения и возникшие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружаю-щем. Однако при этом не пытается навязывать свои пути и ориентиры, контролировать, и лишь когда ребенок попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь: ни сам ребенок, ни его спутник не могут су-щественно влиять на то, что происходит вокруг Дороги [10].
В литературе представлены различные виды сопровождения, нас же интересует психолого-педагогическое сопровождение.
Сопровождение в психолого-педагогическом смысле рассматрива-ется как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъек-том оптимальных решений в различных ситуация выбора (М.И.Рожков).
В России имеется определенный опыт сопровождения детей и взрослых:
- опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специ-ального (коррекционного) образования;
- опыт деятельности специализированных служб, обеспечиваю-щих психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (службы «Доверие», кризисные службы, консультативные службы, диагностические центры и т. д.);
- работа психолого-медико-педагогических консультаций и ко-миссий для детей с проблемами в развитии;
- исследования по данной проблеме, ведущиеся в крупных ву-зовских центрах;
- реализация международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (сопровождения учащихся, тьютор-ствао в США и др. странах);
- инновационная работа различных групп педагогов, психоло-гов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов.
Е.И. Казакова под сопровождением понимается метод, обеспечива-ющий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (здесь в виду имеется не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой лежит сохране-ние максимума свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы. Именно во взаимодействии сопровожда-ющего и сопровождаемого, результатом кото - рого является решение и действие, и происходит развитие сопровождаемого.
Необходимо различать:
- процесс сопровождения;
- метод сопровождения;
- служба сопровождения.
Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в раз-личных ситуациях жизненного выбора.
Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последователь-ных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Если «сопровождение» идентифицировать с понятием «организа-ция», то служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения [5].
Между методом сопровождения и процессом сопровождения суще-ствует определенная связь, а именно: под методом сопровождения понима-ется способ практического осуществления процесса сопровождения, в ос-нове которого лежит единство четырех функций:
- диагностика проблемы;
- поиск путей решения этой проблемы;
- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
- помощь на этапе реализации плана решения.
Итак, в рамках нашего исследования рассматривается психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение М.Р. Битянова определя-ет «как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на успешное обучения и психологическое развития ребенка в ситуациях взаимодействия» [10]; Семаго Н.Я. - как целостную деятельность всех субъектов образовательного процесса. Он выделяет 3 компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического ста-туса ребенка, динамики его психического развития.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка.
3. Создание специальных социально-психологических и образо-вательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями) [4].
Соответственно, субъектом сопровождения являются:
- дети,
- их родители,
- специалисты учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка (социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопе-ды, психологи и педагоги).
Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. целью психологопедагогиче-ского сопровождения считают создание психологических условий для успешного развития, обучения ребенка.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- изучение индивидуальных особенностей детей;
- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обуча-ющихся программах;
- создание эмоционально благоприятного климата в детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений;
- повышение компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка [6].
Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:
1. Диагностический этап: сбор данных о ребенке (первичная диа-гностика развития ребенка на ПМПК.) Результат - определяются пробле-мы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные усло-вия его обучения и воспитания. Используемые методы: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документа-ция, анкетирование родителей.
2. Поисковый этап: анализ приобретенной информации о разви-тии ребенка и его социальной ситуации развития.
3. Консультативно - проективный этап: заключение договора между родителями и реабилитационным центом. Специалисты изучают медицинскую карту развития ребенка (речевое развитие, общение, лич-ностная сфера, навыки деятельности). Определяется стратегию сопровож-дения, составляется комплексный план в виде индивидуального образова-тельного маршрута.
4. Деятельностный этап: взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет реализация комплексной коррекционно - развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Необходимо учитывать следующие факторы (Афонькина Ю.А.):
- индивидуальные особенности ребенка (структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки);
- возраст;
- наиболее сформированные навыки;
- позицию семьи, характер взаимоотношений родителей и специ-алиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;
- взаимодействие различных специалистов, уровень разработан-ных программ, методических рекомендаций, дидактических материалов.
5. Рефлексивный этап: анализ возможностей реализации задач со-провождения. Этот этап может стать заключительным в реализации инди-видуальной программы сопровождения [7].
Конкретные формы работы специалистов сопровождения:
- комплексная диагностика,
- развивающая и коррекционная деятельность,
- консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса,
- деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.
Процесс психолого-педагогического сопровождения предусматри-вает последовательную реализацию четырех этапов:
- диагностического,
- поисково-вариативного,
- практико-действенного,
- аналитического (по Л.Н. Харавиной) [4].
Концепция психолого-педагогического сопровождения в ДОУ в ра-курсе дошкольного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья требует акцента на некоторых значимых факторах, которые рас-смотрены Шестаковой Е.Ю.:
- максимально тщательные усилия специалистов на этапе диагно-стики;
- кропотливая работа врачей, с привлечением высококвалифи-цированных специалистов извне;
- взаимодействие всех специалистов учреждения с особым уче-том рекомендаций врачей и психологов;
- сочетание образовательной и коррекционной деятельности;
- отработанная системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка;
- включения родителей как участников реабилитационного про-цесса [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина, С.А. Золотое сечение: психологическая канва инклюзии [текст] / сост.: С.А. Алехина, М.Р. Битянова. - М.: 2015. - 18 с.
2. Алехина, С.А. Инклюзивное образование: результаты, опыт и пер-спективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции [текст] / под ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - 528 с.
3. Алехина, С.А. Деятельность руководителя образовательной органи-зации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство [текст] : ме-тодические рекомендации для руководителей образовательных организа-ций / С.В. Алехина [и др.]. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. - 147 с.
4. Алехина, С.А. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [текст]: сборник методических рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2014. - 203 с.
5. Алехина, С.А. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразова-тельных учреждениях [текст] : Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина.
— М.: МГППУ, 2012. - 92 с.
6. Алехина С.А. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования [Электронный ресурс] // URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/09/Alehina.pdf (дата обращения:
02.11.2018).
7. Афонькина, Ю.А. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного воз-раста [Текст]: методические разработки для специалистов дошкольного образования / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. - Мур-манск, 2010. - 8 с.
8. Ауппе, И.М. Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования [Текст]: Справочник педагога-психолога № 4 / Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. - М, 2014. -4 с.
9. Баряева, Л.Б. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. / Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 386 с.
10. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 289 с.