Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная языковая ситуация характеризуется активным расширением лексического состава языка, приспособлением иноязычных заимствований, появлением неологизмов. Значительно увеличивается вариативность языковых единиц. Зачастую это приводит к тому, что в сознании носителей русского языка закрепляется неверное представление о норме, тех или иных произносительных вариантах слова, их нормативно-стилистических характеристиках, что значительно понижает уровень речевой культуры. На помощь учителям в этом вопросе приходит работа со словарями. Работа со словарями на уроках очень важна и должна стать неотъемлемой частью практически каждого урока. У обучающихся должен появиться интерес к изучению словарей, а обращение к ним должно стать необходимостью. На начальных этапах изучение словарей учителю необходимо объяснить значимость и принципы работы со словарями для того, чтобы школьник без труда мог использовать любой словарь.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Характеристика развития лексикографии на современном этапе
Лексикография (греч. lexikon – словарь + grapho – пишу) представляет собой раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения. В ХХ в. практическая лексикография имеет богатый опыт лексикографического описания языка. С середины ХХ в. этот опыт совершенствуется и обобщается, что приводит к появлению теории лексикографии, которая определяется сегодня как «целесообразно организованное знание, дающее целостное представление обо всей серии вопросов, связанных с созданием словарей и других произведений словарного типа» [25, с. 245].
В развитии русской практической лексикографии существовало три периода: дословарный, ранний словарный и развитой словарный. В дословарный период (ХІІІ −ХV вв.) начали вырабатываться первые навыки лексикографического описания материала. Определённые элементы словаря нетрудно обнаружить в глоссах, которые толковали и комментировали непонятные слова и выражения в текстах древнего письма. В ранний словарный период (ХVI − XIX вв.) были созданы «Лексис» Лаврентия Зизания (1596), «Лексикон славеноросский и имен толкование» Памвы Берынды (1627), «Синонима славенароска» (конец XVII ст.) и др. Начало периода развитой лексикографии исследователи связывают с развитием национальных литературных языков. В этот период были изданы: шеститомный «Словарь Академии Российской» (1789 − 1794), «Словарь церковнославянского и русского языка» (1847), четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (1863 − 1866), многочисленные синонимические, фразеологические, терминологические, орфографические, топонимические и другие словари.
Со временем лексикографические направления продолжают развиваться. Лексикография конца ХХ века характеризуется максимальной дифференциацией типов словарей, а также большим количеством теоретических исследований, посвященных проблемам лексикографии.
В ХХ в. практическая лексикография имеет богатый опыт лексикографического описания языка. С середины ХХ в. этот опыт совершенствуется и обобщается, что приводит к появлению теории лексикографии, которая определяется сегодня как «целесообразно организованное знание, дающее целостное представление обо всей серии вопросов, связанных с созданием словарей и других произведений словарного типа» [25, с. 367].
В конце ХХ – начале ХХI века значительно возросла в социуме роль лингвистических словарей в силу ряда причин: прежде всего, тенденцией современной лингвистики на представление результатов научных достижений в словарной форме, значимость роли различных источников информации, возросший интерес к культуре речи на фоне общего падения речевой культуры и другие. Именно лингвистические словари чутко и остро реагируют на все изменения в жизни и социуме, статически проявляя динамику языковых процессов. В этом плане лексикография (наука о составлении словарей) характеризуется целенаправленностью на широкого потребителя лингвистической информации.
Содержание теории лексикографии включает в себя:
– исследование объема, содержания и структуры лексикографии;
– учение о видах и типах словарей;
– учение об основах описания лексикографии;
– учение об организации словарной работы;
– формирование правил лексикографирования.
Следует отметить, что сформулированы также универсальные принципы и функции словарей.
Основными функциями лингвистических словарей являются:
– учебная;
– систематизирующая;
– справочная;
– нормативная.
Теоретическая лексикография развивается в разных направлениях, появляются новые разделы лексикографии. Информационные процессы ускорили создание разных методик формализации языка, в том числе информационно-поисковых тезаурусов. Потребность в словарях обучающего типа стимулировала появление учебной лексикографии [11, С.5–15].
Учебная лексикография – это раздел методики русского языка, занимающийся составлением учебных словарей, отбором лексических минимумов для объяснения, а также типом толкования слов, структурой словарной статьи в различных учебных словарях. Изучению этого важного раздела языкознания в школьной программе русского языка уделено мало часов и, соответственно, внимания и значения, несмотря на то, что изучение лексикографии является одним из основных и значимых методов формирования речевой культуры обучающихся, бережного отношения к использованию накопленного лексического фонда.
1.2. Основные типы школьных лингвистических словарей
Словари являются особым культурным объектом, фиксирующим совокупность знаний общества в данную эпоху и материализующим культурную память народа. Они сохраняют и описывают свойства слов, которые несут в себе информацию о человеке, о предметах, явлениях, действиях и качествах окружающего мира. Неслучайно словари называют сокровищницей всех достижений человечества, долговременной памятью народа. Лексикография представляет слово в совокупности всех его свойств, поэтому словарь оказывается не только уникальным и незаменимым пособием по языку, но и важнейшим инструментом научных исследований.
Существует множество словарей, с которыми школьники на уроках русского языка должны познакомиться и научиться работать.
Проблема типологии словарей освещалась многими исследователями (Л.В. Щерба, С.И. Ожегов, В.В. Морковкин, М.Л. Апажев, В.В. Дубчинский) с разных точек зрения (лингвистической, книговедческой). При лингвистическом (лексикографическом) подходе необходимо остановиться на классификации словарей Л.В. Щербы, который предложил шесть противоположностей:
1. Словарь академического типа (выполняющий нормативную функцию) – словарь-справочник (фиксирующий речевой узус).
2. Энциклопедический словарь (дающий сведения о реалиях) – общий словарь (охватывающий просто лексику какого-либо язык).
3. Тезаурус (дающий специальную лексику) – обычный словарь (дающий всю лексику на одном языке – толковый, на двух и более языках – переводной).
4. Обычный (толковый или переводной) – идеологический (идеографический, аналогический словарь, устанавливающий связи между словами определенного языка на основе связей их значений) словарь;
5. Толковый (одноязычный) словарь – переводной (двух- или многоязычный) словарь.
6. Неисторический словарь (отражающий лексику синхронно) – исторический словарь (в том числе этимологический и др.) [26].
Классификация Л.В. Щербы и по сей день остается актуальной и во многом является основой современной лексикографии. Как отмечают, В.А. Козырев и В.Д. Черняк, развитие лексикографической практики актуализирует создание масштабных лексикографических проектов (например, академические толковые словари), расширяет круг словарей, описывающих отдельные уровни языка (словообразовательные, фразеологические словари и др.). Создаются и принципиально новые словари, в которых воплощаются современные достижения лингвистической науки [8].
Целью лингвистических словарей является объяснение лексического значения слов, их грамматическая, стилистическая, этимологическая, орфоэпическая и другая характеристика. В зависимости от этого существуют различные типы лингвистических словарей русского языка: толковые, словообразовательные, орфоэпические, орфографические, этимологические, словари синонимов, антонимов, омонимов, иностранных слов и многие другие.
Одним из основных словарей, используемых в школе, является толковый словарь, сост. Л. М. Воронкова [3]. Толковый словарь содержит в себе объяснения значений слов, грамматическую и экспрессивно-стилистическую характеристику, а также отличает их нормативное написание и произношение. Словарь рассчитан на всех обучающихся и может быть с успехом использован на уроках русского языка. В нём содержатся следующие сведения: даётся краткое толкование каждого значения слова; в словарной статье приводятся производные слова (например, осветить – несов. освещать; сущ., освещение, – я, ср.); все слова снабжены ударениями, в трудных случаях указывается также произношение; при всех словах даются основные грамматические формы; приводятся примеры употребления слов в речи, а также фразеологизмы, включающие данное слово; стилистически ограниченные слова имеют пометы, указывающие на сферу употребления слова.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ СЛОВАРЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Работа с лингвистическими словарями как эффективное средство обогащения словарного запаса обучающихся
Умение работать со словарями и справочными материалами является неотъемлемой частью образования в любой предметной и профессиональной области. В связи с этим формирование лексикографической компетенции, т. е. потребности обращения к словарю, умения выбрать необходимый для решения возникающих вопросов источник, понимания текста словарной статьи [8, с. 8], начинается уже в начальной школе. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования содержится указание на то, что младший школьник должен быть обучен «использовать словари и различные справочные материалы, включая ресурсы сети Интернет» [22].
Указанные требования стандарта обеспечиваются всеми учебно-методическими комплексами по русскому языку для начальной школы. Так, учебники включают небольшие по объему толковые словари, словари иностранных и устаревших слов, орфографические и орфоэпические словари и т. д. Кроме того, в тексты учебников включены специальные задания, направленные на формирование и развитие практических навыков работы с лексикографическими источниками, для которых используются специальные графические обозначения. Всё это свидетельствует о важности формирования лексикографической компетенции как неотъемлемого компонента умения учиться.
Формирование у обучающихся умения пользоваться в процессе обучения словарями является важным компонентом по обогащению их словарного запаса [4].
Внимание словарям и вопросам организации словарной работы в школе уделяется в современных справочниках и энциклопедиях по русскому языку.
Так, например, в Школьном энциклопедическом словаре «Русский язык» под редакцией С.В. Друговейко-Должанской и Д.Н. Чердакова [7] достаточно детально и в увлекательной форме приведены содержательные словарные статьи о словарях антонимов, словарях иностранных слов, словарях синонимов, словарях трудностей русского языка, словарях устаревших слов, словарях языка писателя, и, конечно же, толковых словарях.
Необходимость формировать умения работать со словарями сегодня осмысливается как общепедагогическая проблема. Осмысление системно-деятельностного подхода как основополагающего в современной системе образования, а процесса обучения прежде всего, как деятельности, направленной на овладение инструментарием, позволяющим добывать знания, предполагает наличие умений формулировать цель учебной деятельности, знать и выбирать способы ее достижения.
В ходе многолетних наблюдений за содержанием уроков русского языка в современной школе, можно с абсолютной точностью сделать вывод о том, что словари – крайне редкие «гости» на уроке. Учителя, как правило, спешат выполнить в течение 40 минут максимально большее количество упражнений из учебника, предлагают дополнительные задания по изучаемой теме, используют индивидуальные дидактические карточки с заданиями, нацеленными на формирование орфографических, пунктуационных навыков, а также других знаний во всех аспектах русского языка. А словари в это время продолжают одиноко стоять на книжных полках учебного кабинета «в спокойствии чинном», которое лишь в редких случаях нарушается учителем-словесником, чтобы показать тот или иной словарь ребятам в качестве наглядности (например, при изучении тем «Лексикология», «Лексикография». И на этом – все… А ведь российская лексикография, имея богатейшую историю, а также огромные достижения в современном словарном деле, достойна самого глубокого уважения и поиска всевозможных путей внедрения словарей в образовательный процесс. В этом деле многое зависит от творческого подхода, уровня методической подготовки и инициативности учителя. Словари оказывают большую помощь в изучении русского языка.
Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют лингвистический кругозор школьника, развивают и совершенствуют культуру устной и письменной речи ребят, приобщают к богатой культуре русского народа.
Изучая уровень обеспеченности современных школ словарями, следует отметить, что в большинстве случаев основную массу словарей, которыми располагает школа, составляют издания, вышедшие в конце прошлого века. Среди них – хорошо известная и любимая всеми серия школьных словарей, которая выходила в 1890-е годы, но не утратила своей свежести и актуальности сегодня. А также – различные орфографические словари и одно-два издания толковых словарей русского языка С.И. Ожегова или В.И. Даля.
Необходимо постепенно вырабатывать у учеников потребности в использовании словаря в учебной деятельности, способности искать и находить в них нужную информацию.
Для нынешнего этапа обучения русскому языку свойственна ориентация на развитие школьника как полноценной личности, владеющей всеми формами речи. Работа со словарями помогает обучающимся правильно произносить и писать слова. С помощью словарей они расширяют свой кругозор. Действительно, современные школьники не могут обойтись без систематической работы со словарями. Данная работа предупреждает возможные ошибки в письменной и устной речи обучающихся.
Благодаря регулярной работе со словарями обогащается словарный запас, повышается уровень орфографической грамотности и языковой культуры школьников.
2.2. Методы и приемы организации лексикографической работы в начальной школе
Современные программы по русскому языку предполагают организацию лексикографической работы уже на начальном этапе обучения. В учебниках русского языка каждого из действующих УМК имеются вспомогательные словарики, расположенные в конце учебников. Типология словарей разнообразна. Они небольшие по объему (что обусловлено возрастными особенностями обучающихся), однако, оказывают неоценимую помощь в работе учителя на занятиях по русскому языку.
Так, например, в УМК «Перспективная начальная школа» в программе по русскому языку авторами выделяется специальный раздел «Лексикография», выполняющий следующие задачи обучения:
• знакомство с учебными словарями;
• создание учебных ситуаций, требующих обращение к словарям различных типов;
• формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей и об устройстве словарных статей в разных словарях.
В связи с этим во вторую часть каждого комплекта учебников по русскому языку включены шесть словарей «Словарь происхождения слов», «Произноси правильно», «Пиши правильно», «Толковый словарь», «Обратный словарь», «Словарь устойчивых выражений».
В методической литературе выделяют следующие этапы в работе со словарями:
• подготовительный этап, готовящий каждого ученика в классе к обращению к словарю;
• начальный этап, формирующий первоначальные умения пользоваться словарем;
• основной этап, связанный с обучением учащихся во втором - четвертом классах.
На этапе формирования умения находить информацию о языковых единицах в словарях используются следующие продуктивные методы обучения:
• проблемное изложение материала о происхождении слов или об устойчивых выражениях;
• эвристическая беседа с последующим нахождением слова в разных словарях;
• проведение урока в нетрадиционной форме (например, урок в библиотеке);
• создание собственных словариков (например, словарь зимних слов) и т. д.
Существенное значение приобретают исследовательские методы, позволяющие научить младшего школьника работать с книгой и другими источниками информации, играющими важную роль в развитии у школьников потребности в самообразовании.
Методические приёмы лексикографической работы должны быть направлены на то, чтобы выработать у младших школьников следующие умения:
• умение отличать словарь от других книг;
• умение пользоваться словарной статьей для получения необходимой информации, для решения учебной задачи;
• умение ориентироваться в словарной статье с опорой на знание условных обозначений;
• умение самостоятельно выбирать словарь в соответствии с осознанной учебной задачей;
• умение отыскивать слово по первой, второй, третьей букве и т. д.
Уже в 1-м классе, еще на уроках обучения грамоте, проводится работа по ознакомлению и запоминанию и написанию словарных слов.
«Собери слово»
«Расшифруй слово»
«Отгадай загадку, напиши отгадку»
Игра «Диктор».
Расставь ударения, произнеси правильно.
«Составь предложение»
Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово или несколько словарных слов.
«Немой словарик»
Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
Современная лексикография представляет собой синтетическую область деятельности, которая занимается как прикладными, так и информационными, познавательными и методологическими вопросами.
Перед лексикографией как научной дисциплиной, с одной стороны, стоят задачи создания конкретных словарей (разработка микро- и макроструктуры словарей), с другой – создание адекватной, универсальной типологии словарей, машинного (электронного) фонда словарей.