Фрагмент для ознакомления
2
1.1.Сущность понятия «психолого-педагогическая технология», ее структура и особенности
Слово «технология» происходит от греческих слов «techne»– искусство, мастерство и «logos»– учение и означает:
а) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ;
б) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства [22]
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова приводится следующее определение: «Технология — совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [9].
Д. Н. Ушаков и Б. М. Волин считают, что «технология — это совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие; совокупность процессов такой переработки» [21].
С. А. Смирнов, И. Б. Котова трактуют технологию как «совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами» [12]
Поначалу данное понятие относилось к производству и возникло с развитием технического прогресса. С середины 50-х годов XX века появился новый технологический подход к построению учебного процесса, именно с этого периода времени в педагогику вошло новое понятие «технология обучения», и связано оно было с применением технических средств обучения.
Наряду с понятием «технология обучения» также используются такие понятия, как «педагогическая технология» и «образовательная технология». Причем четкого разграничения между ними пока также не установлено.
Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:
1. «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.К. Кларин) [12]
2. «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов) [14]
3. «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» ( Б.Т.Лихачев) [11]
4. «Педагогическая технология –это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО)
5. «Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П. Беспалько) [3]
6. «Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П. Волков).
Структура педагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных компонента: [3]
• научный: технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основанном на достижениях педагогической теории и передовой практики;
• формализовано-описательный
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдукадыров, А. А. Кейс-технология как средство повышения компетентности будущих инженерно-педагогических кадров / А. А. Абдукадыров, Б. З. Тураев // Молодой ученый. — 2014. — №6. - 659-665с. Текст: непосредственный
2.Андреева Н.В. Шаг школы в смешанное обучение [Текст] / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. — М.: Буки Веди, 2016. - 280 с. Текст: непосредственный
3.Брыксина О.Ф. Артефакт-педагогика: от артефакта к учебной ситуации [Текст] / О.Ф. Брыксина, А.А. Пономарева, Л.В. Рождественская // Информатика и образование. — 2014. — № 9. - 4-13 с. Текст: непосредственный
4.Гаджикурбанова Г.М., Хайбулаев, М.Х. Классификация кейсов / Г.М. Гаджикурбанова, М.Х. Хайбулаев // Материаты межвузовской научнопрактической конференции 27-28 апреля «Модернизация образования в профессиональных и общеобразовательных организациях». - Махачкала: ФГБОУ ВПО «ДГПУ». - 2014. - 3-17 с. Текст: непосредственный
5.Гостев, А.Г., Киприянова, Е.В. Современные образовательные технологии и создание инновационной образовательно-профессиональной среды в практике лицейского образования: монография / Е.В. Киприянова. – Екатеринбург - 2013. — 199 с. Текст: непосредственный
6.Гузкова С. Ю. Кейс метод: история разработки и использования метода в образовании [Текст]: учебник / С.Ю. Гузкова – Москва, 2014, - 49 с. Текст: непосредственный
7.Девид Митчел «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве)»: перевод с английского языка / И.С. Аникеев, Н.В.Борисова Текст: непосредственный
8.Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск, 2013 74 с. Текст: непосредственный
9.Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 2-е изд. стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с. Текст: непосредственный
10.Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры [Текст] / Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: РАГС, 2013. – 120 с. Текст: непосредственный
11.Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели. - 2015. - N5-6.- 65-90 с. Текст: непосредственный
12.Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 512 с.
13.Роготнева А.В. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС [Текст]: метод, пособие /А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова. — М.: ВЛАДОС, 2015. — 120 с. Текст: непосредственный
14.Романова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / К. М. Романова. — Москва: Просвещение, 2017. — 185 с. Текст: непосредственный
15.Камбалина Н.Э. Современный образ технологии. Технология разработки кейсов. [Текст]: учебник / Н.Э. Камбалина – Москва, 2017- 69 с. Текст: непосредственный
16.Кейс – метод, как эффективный инструмент в системе обучения управления персонала организации» Мир науки, М, 2015 – 12 с. Текст: непосредственный
17.Кузнецова, Е. Н. Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО / Е. Н. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Вопросы педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4916/ (дата обращения: 18.04.2022). Текст: электронный.
18.Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997
19.Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения// Синергия. 2015. № 1. 8-20 с. Текст: непосредственный
20.Современные исследования социальных проблем. [Текст]: электронный научный журнал № 6 (26) – 2013, 185 с. Текст: непосредственный
21.Современное технологическое образование. Сборник статей, докладов и материалов XXVI Международной научно-практической конференции, 23 и 24 ноября 2020 года, г. Москва / Под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.К. Балтяна – М: МПГУ - МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020 – 290 с. Текст: непосредственный
22. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, УдГУ, 2013.- 94с. Текст: непосредственный
23. Методические аспекты использования кейс-метода при обучении органической химии в колледжах (автор – А.М. Деркач, Санкт-Петербург) – М.: Академия, 2017. Текст: непосредственный
24.Темина С.Ю., Андриади И.П. Кейс-метод в педагогическом образовании. Тематический сборник кейсов. – М.: Российская акад. образования, Московский психолого-социальный университет, 2014. – 194 с. Текст: непосредственный
25.Темина С. Ю. Реализация проблемно-поисковых методов в воспитании молодого поколения как перспективное направление развития педагогической теории и практики. – Известия Российской академии образования. – 2017. – № 1. – 59 – 64 с. Текст: непосредственный
26.Формирование личностных универсальных учебных действий во внеурочное время: сборник учеб. -метод. работ / под ред. В.Л. Казанской. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 145 с. Текст: непосредственный