Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рассказы Чехова о детях–это соприкосновение детей с миром взрослых. Писатель, много размышлял о детях и их проблемах, они стали для него «больным вопросом». Дети для А. П. Чехова - особые люди. Чехова нельзя назвать детским писателем, но литература для детей привлекала его, как привлекало его само детство, и притягивал внутренний мир детей. Произведения Чехова о детях начинают появляться во второй половине 1880-х гг., когда Чехов расстаются с амплуа юмориста и становится драматическим художником.
В 80-е годы XIX века А.П. Чехов создал более двадцати рассказов, главными персонажами которых являются дети. В них мы встречаем маленьких героев, начинающих осваивать сложный мир человеческих отношений, страдающих из-за жестокого отношения к ним взрослых.
Чехов часто изображает детей существами страждущими или угнетенными и подневольными. В своих рассказах он описывал то, что хорошо знал и наблюдал. Чеховские дети-герои вызывают у читателя грусть, боль и тоску.
«В детстве у меня не было детства», — говорил писатель. Своих братьев и себя он называл «маленькими каторжниками», имея в виду работу в лавке, родительские наказания, деспотизм отца. Но такая жизнь не омрачила его души, напротив, возбудила жажду любви к жизни и людям.
Рассказы Чехова о детях можно разделить на два аспекта:
1) как своими глазами воспринимает мир ребенок;
2) восприятие детского мира взрослыми.
Чехов строит свои рассказы на столкновении детского сознания с миром взрослых, чужим и непонятным. В одних произведениях оба мира как бы пересекаются. События изображены таким образом, что их видят и взрослый, и ребенок. В других произведениях мир изображен так, что маленький человек находится целиком в его восприятии.
Чехов знаток детской психологии и поведения. Его произведения поражают наблюдательностью, фантазией, даром перевоплощения, умением смотреть на мир глазами своих героев. Каждый ребенок для Чехова личность со своими интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, им непонятен, чужд и страшен.
Маленькие герои Чехова живут рядом с ним: они любознательные и не очень, добрые и завистливые, из благополучных семей и сироты, веселые или уже по-взрослому серьезные. Они – разные.
Рассказы Чехова о детях строятся обычно как сценки; в них преобладают прямая речь, лаконичные, экспрессивные диалоги.
Для более глубокого изучения темы данной курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Прочитать и сделать анализ рассказов А.П. Чехова «Детвора» и «Кухарка женится», а также сделать упор на схожих чертах в рассказах;
2. Прочитать и провести анализ биографии А.П. Чехова в детстве, понять отношение писателя к детству;
3. Рассмотреть место детей в прозе А.П. Чехова «Детвора» и «Кухарка женится».
1 Анализ рассказа «Детвора»
Рождественский рассказ «Детвора» был написан А. П. Чеховым в самом начале 1886 года. Материалом для него стали наблюдения писателя над детьми полковника Б. Маевского, командира артиллерийской батареи в Воскресенске. Чехов во время своего пребывания в Воскресенске (1883-1884 гг.) подружился с этой семьей, в которой росли дети Аня, Соня и Алеша. Яркие и разнообразные образы детей в рассказе за короткое время показали разное поведение детей и их характеры.
В январе 1886 года рассказ «Детвора» с подзаголовком «Сценка» был впервые напечатан в «Петербургской газете» за подписью А. Чехонте. Рассказ был с одобрением встречен современниками - как критиками, так и читателями; при жизни писателя он был опубликован 19 раз. Название рассказа Чехов вынес на обложку вышедшего в 1899 году сборника произведений о детях.
Жанр рассказа «Детвора» А.П. Чехова – это, в первую очередь наблюдение-зарисовка за детьми, которые поздним вечером без присмотра взрослых играют в лото на деньги. Нам показывают уютную атмосферу расслабленности, когда взрослых нет дома, а дети могут делать, что хотят и вовремя не ложиться спать.
Сюжет рассказа очень прост и незамысловат. При чтении окунаешься в мир счастливой и беспечной поры - детства.
Экспозицией в рассказе являются повествование автора о том, что родители детей находятся на крестинах, а дети ожидают их прихода дома. Событие рассказа – дети все вместе играют в лото. Дети играют с большим азартом, на кону деньги. Малыши общаются друг с другом, и по-разному контактируют, в одной сцене даже дерутся, ищут закатившуюся монетку, плачут, мирятся и смеются. В этой части рассказа авторский текст очень скупой. В неожиданном финале рассказа создается знаменитый Чеховский комический эффект, когда дети засыпают на кровати своей матери.
В «Детворе» А.П. Чеховым создана огромная галерея детских портретов. Писатель не только умело, точными штрихами рисует внешность героев, но и показывает, что у каждого из детей уже есть или начинают проявляться индивидуальные особенности характера, ведь каждый ребенок – это личность.
Девятилетний Гриша завистлив и корыстолюбив, играя в лото исключительно из-за денег. Не играй дети на деньги, он бы уже давно спал. Для восьмилетней Ани игра представляет собой потешить самолюбие, поэтому она ревностно следит, чтобы никто не выиграл, также она радуется, когда Андрей прозевал свое число, что приближает ее выигрыш. Шестилетняя добрая и жизнерадостная Соня просто любит играть, одинаково радуясь за каждого выигравшего и проигравшего, ее увлекает сама игра, а не победа. Алеша в силу возраста играет безо всякого смысла, его интересует сам процесс игры. Его не выгоняют и не заставляют спать, и он этому очень рад. Побыть со старшими ребятами это для него уже великое счастье. Философ и мечтатель по натуре, кухаркин сын Андрей безучастен к выигрышу, его жгучий интерес вызывают цифры и сама арифметика игры и ее несложная философия.
Антагонистом в рассказе выступает и полной противоположностью задорной детворе является образ пятиклассника Васи, рассуждающего как взрослый о том, что детям нельзя давать деньги и разрешать играть в азартные игры.
Один из самых добрых рассказов о детях — «Детвора». Он несет в себе интонацию уютного домашнего вечера: родители ушли в гости, дети играют в лото. Шесть неповторимых детских портретов составляют суть произведения, в котором, кроме игры, ничего не происходит. Но именно за игровым столом раскрываются настоящие характеры и темпераменты, проектируется будущая личность. Девятилетний Гриша играет «из финансовых соображений». Сестра его Аня — из самолюбия. Шестилетняя кудрявая Сонечка, «с цветом лица, который бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры». Умильное ее личико выражает радость, кто бы ни выиграл, она хохочет и хлопает в ладоши. Самый маленький Алеша пучит глаза на карты, но пропускает числа. В игре он любит недоразумения и «разборки». «Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стеклышек и копеек». Пятый партнер — кухаркин сын Андрей — болезненный, вялый и на вид безучастный игрок. В игру не берут старшего брата Васю, так как он не разменял рубль на копейки.