Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что построение социального государства требует формирование различных институтов, одним из которых является медицина. Наличие развитой медицины дает возможность говорить о благосостоянии издоровье граждан, что является одним изосновных направлений социальной политики.
Право на здоровье представляет собой комплексный институт, включающий подготовку медицинских кадров, проведение в интересах граждан организационных, санитарно-эпидемиологических, экономических, социальных, научно-медицинских и профилактических мер. Право на охрану здоровья вытекает из данного комплексного института. Именно право на охрану здоровья представляет собой совокупность обязанностей, которые государственные органы должны выполнять в интересах граждан. Для этого необходимо осуществлять работу по созданию эффективного механизма обеспечения прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья. Решение проблемы должно обеспечиваться в соответствии с конституционными и международными стандартами в области прав человека. Кроме того, регламентация охраны здоровья должна базироваться на поддержании системы в сбалансированном состоянии.
Объектом исследования являются права граждан в области охраны здоровья.
Предметом исследования выступают нормы права и теоретические начала относительно проблем в области права граждан на охрану здоровья.
Цель исследования – проанализировать права граждан на медико-социальную помощь, на лекарственное обеспечение, на информацию о состоянии своего здоровья, а также изучить систему гарантий права на охрану здоровья и вопросы реализации данного права.
В соответствии с указанной выше целью исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть право граждан на медико-социальную помощь, на лекарственное обеспечение и на информацию о состоянии своего здоровья;
2. проанализировать сущность и систему гарантий права на охрану здоровья;
3. рассмотреть вопросы защиты права на охрану здоровья;
4. изучить проблемы реализации права на охрану здоровья граждан РФ.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение исписок использованной литературы.
Глава 1. Конституционное право граждан на охрану здоровья
1.1 Права граждан на медико-социальную помощь
Право человека на охрану здоровья имедицинскую помощь относится к основополагающим правам человека. Данноеправо на международном уровне впервыебыло закреплено в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1946года, преамбула которого определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезнейили недугов» .
Всеобщая декларация прав человека1948 года устанавливает право на охрануздоровья как здоровье как право на достаточный жизненный уровень (статья 25).
Исследуемое право также было закрепленов качестве Право на охрану здоровья былотакже признано в качестве права человекав Международной конвенции 1966 года .
С тех пор на международном уровнебыло признано право на охрану здоровья имедицинскую помощь. По крайней мере,хотя бы один международный договор,признающий право на охрану здоровья,был ратифицирован каждым государством.
Большинство государств мира на основании международных деклараций, внутреннего законодательства и политики, взялина себя обязанность по защите права наохрану здоровья своих граждан.
В России право на охрану здоровья имедицинскую помощь является конституционным правом (ст. 41 КонституцииРФ).
Охрана здоровья граждан – это системамер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи .
Структура права на охрану здоровья имедицинскую помощь включает многофакторов, способствующих здоровому образу жизни граждан.
Необходимо подчеркнуть, что право наохрану здоровья не равно праву быть здоровым. Существует распространенное заблуждение, что государства должны гарантировать своим гражданам хорошеездоровье. Однако, как было сказано выше,на здоровье человека и гражданина могутвлиять многие факторы, которые не контролируются государством.
Представляется, право на охрану здоровья и медицинскую помощь можно отнести как праву пользования различных товаров, услуг, объектов, необходимых дляего реализации. Именно поэтому «правона охрану здоровья и медицинскую помощь» правильно будет охарактеризоватькак достижимый уровень психофизического здоровья, а не на безусловное правобыть здоровым.
В России конституционное право наохрану здоровья и медицинскую помощьявляется не только программной целью,которую необходимо достигнуть в долгосрочной перспективе. Хотя право на охрану здоровья и медицинскую помощь можно охарактеризовать как осязаемую программную цель, это не означает, что государство освобождается от своих непосредственных обязательств перед гражданами.
Предполагается, что государство должносделать все возможное с учетом располагаемых ресурсов для обеспечения гражданправом на охрану здоровья.
Финансовые составляющие экономикигосударства не освобождают его от обязанностей по реализации права на охрануздоровья и медицинскую помощь граждан.
В научной литературе существуют дискуссии на предмет того, что государство,которое не может себе этого позволить, необязано предпринимать меры по обеспечению прав своих граждан на охрану здоровья или могут отложить свои обязанности на неопределенные сроки. При такомподходе в конкретных государствах необходимо принимать во внимание наличиенеобходимых ресурсов на тот момент дляреализации права на охрану здоровья имедицинскую помощь.
Тем не менее, ни одно государство неможет мотивировать отказ от обязательствпо охране здоровья и обеспечения медицинской помощи своих граждан нехваткойресурсов. Любое государство обязано гарантировать права человека и гражданинав максимальных пределах имеющихся унего ресурсов.
Государства также должны обеспечивать своим гражданам минимальный уровень доступных материальных компонентов права на охрану здоровье и медицинскую помощь.
Каждый имеет право на медицинскуюпомощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданаммедицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иныхуслуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Необходимым условием любого медицинского вмешательства является дачаинформированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.
Важной конституционной гарантиейправа на охрану здоровья является запретна сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозудля жизни и здоровья людей.
Сегодня в России можно отметить отрицательную тенденцию, связанную создоровьем населения, включая детей. Поданным Всероссийской диспансеризации 2020 года можно отметить значительноеснижение количества здоровых детей иподростков, а также имеющих толькофункциональные отклонения, количествохронически больных детей с каждым годом растет.
В качестве важного фактора риска возникновения и развития заболеваний выступает опасная и губительная привычкаграждан не соблюдать фундаментальныезаконы здорового образа жизни.
В этой связи особое значение имеютздоровье сберегающие технологии, которые влияют на формирование здоровогообраза жизни, на состояние здоровья и образование ценностей у человека.
Здоровьесберегающие технологии можно охарактеризовать как системную организованную совокупность программ организации учебного процесса, который ненаносит ущерб здоровью детей при использовании педагогических технологийпо критерию их позитивного воздействияна здоровье учащихся и педагогов.
Здоровьесберегающие технологии – это«система здоровья», которая состоит комплекса оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий; работы надосознанным саморазвитием молодежи; деятельности по созданию необходимыхусловий для самопознания, самореализации каждого участника этой системы.
Структура здоровьесберегающих технологий включает три основных блока:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликованна Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Устав Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 года. – [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-прав. системы КонсультантПлюс.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). – [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-прав. системы КонсультантПлюс.
4. Глотов С.А., Фомиченко М.П. Конституционное право: Учебное пособие. – М.: Международный юридический институт, 2019. – 440 с.
5. Осоргин Н.М. Лекарственное обеспечение граждан в Российской Федерации // Юридические науки. 2021. № 63. С. 141-148.
6. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. 1999. 23 июля. № 142.
7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.07.2021) // Парламентская газета. 2011. 24 ноября. № 50.
8. Об обращении лекарственных средств: федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. 2010. 14 апреля. № 78.
9. О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 (ред. от 08.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 45. Ст. 5851
10. Путило Н.В., Волкова Н.С. и др. Право граждан на лекарственное обеспечение. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2017. – 214 с.
11. Предеина И.В. Врачебная тайна в отношении несовершеннолетних старшего возраста: новые аспекты правового регулирования // Медицинское право. 2020. N 6. С. 41 - 49.
12. Приказ Минздрава России от 12.11.2021 N 1050н "Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 26.11.2021.
13. Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (вместе с "Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения") // "Собрание законодательства РФ", 21.02.2022, N 8, ст. 1152.
14. Минбалеев А.В. Проблемы защиты персональных данных в наследственных отношениях // Гражданское право. 2021. N 5. С. 31 - 33.
15. Пучкова В.В. Совершенствование обеспечения конституционного права на охрану здоровья // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 4. С. 52 - 54.
16. Пучкова В.В. Конституционно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ / В.В. Пучкова // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. N 4А. С. 47 - 56.
17. Богданова Е.Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал российского права. - 2017. - № 11. - С. 40.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
19. Салун В.Р. Гражданско-правовые формы и способы защиты жизни и здоровья граждан // Юридические науки. 2020.
20. Фирсов Д. И. Конституционное право граждан на охрану здоровья на современном этапе // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 5 января 2018 г. Пенза, 2018. С. 74–78.
21. Лухтенкова Я. С. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации // Молодой ученый. 2018. № 2. 186–188 с.
22. Фадеева О. В. Проблемы реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированного ст. 41 Конституции Российской Федерации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 1. С. 97–103.