Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Не вызывает сомнения то, что акты общеправового и организационно-технического характера оказывают существенное влияние на построение системы безопасности в любой отрасли и сфере деятельности.
Однако данная система не сможет эффективно функционировать без соответствующего института административной ответственности. Система мер такой ответственности построена на совокупности норм и правил, реализуемых специальными уполномоченными органами исполнительной власти, основными из которых являются представители правоприменительной деятельности в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Указанные подразделения наряду с профилактической работой осуществляют пресечение административных правонарушений со стороны как участников дорожного движения, так и лиц, обеспечивающих его безопасность.
Главным правовым актом, регулирующим административно-юрисдикционную деятельность подразделений ГИБДД МВД РФ и содержащим материальные и процессуальные основания применения административных наказаний, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Цель – выявить особенности безопасности дорожного движения в общей системе национальной безопасности России.
Задачи:
-рассмотреть дорожное движение как социальное явление и предмет правового регулирования;
-изучить место и роль ГИБДД в системе обеспечения безопасности дорожного движения;
-исследовать нормативно - правовое регулирование в области безопасности дорожного движения;
-определить безопасность дорожного движения как элемент в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
-выявить формы и методы деятельности подразделений ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения;
-проанализировать юридическую ответственность за нарушение правил дорожного движения;
-разработать направления совершенствования государственно – правовых механизмов обеспечения безопасности дорожного движения
Объект безопасность дорожного движения.
Предмет безопасность дорожного движения в общей системе национальной безопасности России.
Анализируя степень изученности темы настоящей работы, необходимо отметить, что на сегодняшний день в рамках отечественной правовой науки существует достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам нормативного правового регулирования обеспечения безопасности.
Исследованием данных вопросов занимались российские ученыеправоведы, такие как: Н.А. Босхамджиева, А.М. Воронов, П.В. Дихтиевский, И.Б. Кардашова, Б.П. Кондрашов, Д.А. Коротченко, А.И. Стахов и другие авторы.
1. Теоретико – правовые основы безопасности дорожного движения в общей системе национальной безопасности России
1.1. Дорожное движение как социальное явление и предмет правового регулирования
В настоящее время автомобильный транспорт задействован практически во всех сферах экономики любой страны и в повседневной жизни подавляющего большинства людей. Сегодня существует огромное количество легковых и грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов, а также других видов колесных транспортных средств.
С точки зрения современных экономических процессов дорожное движение является результатом сознательной деятельности людей, которая в настоящее время тесно и неразрывно связана с экономикой общества и приобрела, помимо прочего, функцию обслуживания производственных процессов, фактически стала одним из их этапов.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с транспортными средствами или без них по дорогам. В данном случае под дорогой понимается полоса земли, оборудованная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств, или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, бордюры и разделительные полосы, если таковые имеются.
Транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки людей, товаров или установленного на нем оборудования по дорогам. Именно из этих законодательно закрепленных определений необходимо исходить при решении всего комплекса проблем обеспечения дорожного движения, в первую очередь его безопасности, законными средствами и государственными гарантиями.
Несмотря на весь безусловный положительный экономический и социальный эффект, который дает государству и обществу возможность осуществлять перевозки с использованием гужевого и автомобильного транспорта, дорожное движение влечет за собой и негативные последствия. Дорожное движение - это потенциально опасный процесс, поскольку во время него из-за наличия различных факторов происходят столкновения транспортных средств, их наезды на людей и различные препятствия, а также другие события, которые принято называть дорожно-транспортными происшествиями. Человеческие жертвы, дорожно-транспортные происшествия и материальные потери неизбежно сопровождают дорожно-транспортные происшествия.
Главной характеристикой дорожного движения является скорость. В то же время при выборе скоростного режима движения водитель должен руководствоваться соображениями безопасности, чтобы реализовать возможность своевременно реагировать на изменения дорожной обстановки и принимать меры по предотвращению возможного дорожно-транспортного происшествия, предотвращению его возможных негативных последствий, в том числе в виде человеческих жертв и материальных потерь. Аналогичные требования предъявляются и к пешеходам, которые также обязаны исходить, прежде всего, из приоритета безопасности своего передвижения над любыми другими целями и мотивами комфорта и экономии времени, затрачиваемого на передвижение.
Таким образом, необходимость экономии времени в процессе перемещения, которая доступна всем участникам дорожного движения, безусловно, должна быть ограничена необходимостью обеспечения безопасности этого процесса. Такое положение дел порождает конфликт интересов участников дорожного движения, с одной стороны, максимально быстро и комфортно передвигаться с помощью транспортных средств, с другой стороны, руководствоваться соображениями безопасности при осуществлении такого передвижения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Законы и иные нормативные акты
1.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
2.«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
3.О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. N 20. Ст. 2817.
4.Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 19.07.2012) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).
5.Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 1.2, 2.3.4 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 [Электронный ресурс] : решение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 27 июня 2018 г. № АКПИ18-420. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6.Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г.).
Монографии и иные научные издания
7.Похмелкин В.В. Проблемы применения мировыми судьями законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения : научно-практическое пособие. М., 2019. 200 с.
8.Бохан, А. П. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Специальность 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право /А. П. Бохан. - Ростов-на-Дону, 2002.
Статьи
9.Багуцкий Н.В., Дадаева Ю.В. Проблемы административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 6-9 (62). С. 41-45.
10.Бараковский В.В. О проблеме применения части 1 статьи 19.3 КОАП РФ за неповиновение требованию сотрудника полиции прекратить эксплуатировать автомобиль с тонировкой // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 1. С. 22-27.
11.Бортнык Н., Есимов С. Содержание административной ответственности за совершение правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Национального университета «Львовская политехника». Серия: Юридические науки. 2016. № 855 (12). С. 38-47.
12.Брунер Р.А. Безопасность дорожного движения как элемент системы национальной безопасности российской федерации // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 1 (46). С. 104-108.
13.Гузов К.И. Совершенствование законодательства об административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // В сборнике: юридическая наука и практика (трибуна молодых ученых). Нижний Новгород, 2017. С. 130-133.
14.Дмитриев С.Н. Поди туда – не знаю куда, или прорехи правовой базы, обеспечивающей безопасное дорожное движение в России // Современное право. 2002. № 10. С. 28–38.
15.Игорь живописцев: «действующая в сфере безопасности дорожного движения база национальных стандартов в полной мере отвечает современным требованиям» // Автомобильные дороги. 2022. № 1 (1082). С. 45-47.
16.Майоров В.И., Бекетов О.И. Административная ответственность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: современные тенденции и перспективы // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16. № 4. С. 563-567.
17.Мукасеева Н.Н., Курлевский И.В. К вопросу о совершенствовании административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации // Юридическая наука. 2020. № 4. С. 137-139.
18.Мунхтамга Т., Зейналов Ф.Н.О. Сравнительная характеристика административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в республике Монголия и Российской Федерации // В сборнике: Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования). к 40-летию со дня образования ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова : сборник материалов X международной научно-практической конференции. ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова». 2016. С. 282-287.
19.Натпит С.К.О., Шавыраа Ч.Д.О. Проблемы дорожно-транспортных происшествий в республике Тыва // В сборнике: Наука молодых - будущее России. Сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 8-ми томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. С. 58-60.
20.Полякова С.В. Об административной преюдиции применительно к нормам об ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. № 1 (6). С. 25-29.
21.Сайтходжаев Б.Х. Проблемы совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в киргизской республике в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61). С. 122-130.
Учебные пособия
22.Административные правонарушения в области дорожного движения: понятие, деликтологическая характеристика / Лохбаум В.А., Сидорцов Р.В., Стороженко К.О. учебное пособие / Тула, 2021.
23.Значение ПДД при обучении вождению. Режим доступа: http://avtotrener-vrn.ru/poleznoe/znachenie-pdd-pri-obuchenii-vozhdeniyu.html.
24.Толочек В.А. Современная психология труда / В.А. Толочек. Издательство: Питер. – 2010. – 432 с.