Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Успешная деятельность государства тесно связана с эффективной работой всех звеньев государственного аппарата как совокупности органов, осуществляющих различные функции государства. Впервые на конституционном уровне в России был закреплен принцип разделения властей, который означает не только выделение различных групп государственных органов, но и наделение их различными функциями. Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Таким образом, в нашей стране исполнительная власть впервые была законодательно закреплена наряду с двумя другими ветвями власти.
Принцип разделения властей на протяжении столетий имеет руководящее значение для организации государственного механизма. Вместе с тем за три сотни лет не создано признанного понятия ветви государственной власти. Однако вместе с тем данный принцип выдержал испытание временем и занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур. Он является необходимой предпосылкой формирования правового государства. Обращает на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и создание и развитие системы государственных учреждений, относящихся к различным ветвям власти и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.
В современных условиях в России особое значение приобретает эффективное функционирование исполнительной власти, создание оптимальной системы органов, осуществляющих повседневное государственное управление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельность государства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих как в центре, так и на местах. Реальные характеристики этой ветви власти демонстрируют ее значимость для оценки состояния деятельности государственных механизмов. Особую актуальность приобретают проблемы, касающиеся исполнительной власти, в условиях проведения административной реформы, которая имеет многоаспектный характер и направлена на должную организацию государственных дел. Конечно, административная реформа касается в первую очередь системы исполнительной власти и ее роли в обеспечении государственного управления делами общества и государства. Однако она затрагивает и другие ветви власти в отдельности и их взаимосвязи. Разделение властей не отменяет взаимодействия ветвей власти, единства государственной политики по принципиальным вопросам, а, наоборот, направлено на сплочение единства действий всех ветвей в русле основных целей и задач государства. Две основные модели организации государственной власти - разделение властей и единство государственной власти - не имеют исключительного характера
В современном правовом демократическом государстве исполнительная власть не подчинена другим властям, а является самостоятельной и обладает мощным потенциалом. Вместе с тем ее вправе контролировать другие ветви государственной власти. Если сравнить исполнительную власть с иными ветвями, то по силе и мощи она выйдет на первое место. Именно в ее руках сосредоточены финансы и материальные ресурсы страны, именно она представлена разветвленной системой органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, именно от ее эффективной деятельности в большей степени зависит обеспечение безопасности граждан, общества и государства в целом. Этот потенциал исполнительной власти выявляет ее значимость в общественном и государственном механизме.
С учетом федеративного устройства нашей страны важное значение, как теоретическое, так и практическое, имеет проблема построения единой системы исполнительной власти, о которой говорится в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ. Следует особо подчеркнуть, что формирование целостной, эффективно работающей единой системы исполнительной власти в Российской Федерации невозможно без решения вопроса разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти. Это является одним из главных направлений при формировании государственной властной вертикали. Не менее важное значение имеет также проблема взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной властей. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод, что формирование единой системы исполнительной власти в Российской Федерации предполагает построение слаженной системы разноуровневых и разнопрофильных исполнительных органов, обеспечение их внутрисистемной взаимосвязи, четкое распределение юридически-властных полномочий между ними, разумное сочетание необходимой централизации управленческих функций в общефедеральном масштабе с реальной децентрализацией в процессе их реализации на региональном и местном уровне. В связи с этим одной из составляющих административной реформы является построение такой системы отношений, когда на каждом уровне управления органы власти должны следовать законодательству, не вторгаясь в компетенцию друг друга. Решение этих проблем - дело сложное. К факторам, которые усложняют их решение, можно отнести недостаточную правовую урегулированность, столкновение интересов органов государственной власти центра и регионов, перегруженность федерального центра различными управленческими функциями, противоречивость административных механизмов и ряд других.
Эффективность административной реформы в России зависит от множества различных факторов. Важное значение в этом плане отводится организации системы исполнительной власти и ее функционирования как единого механизма со всей полнотой реализации функций на различных уровнях.
Цель данной работы анализ понятие и принципов государственного управления.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение понятия и содержание государственного управления;
- анализ субъектов и объектов государственного управления;
- рассмотрение принципов государственного управления.
Объектом исследования является система государственной власти РФ.
Предмет исследования: изучение и анализ содержания государственного управления.
Исследование осуществлялось на основе использования таких методов научного познания, присущих науки конституционного права, как: исторический, сравнительно-правовой и системный.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и содержание государственного управления
Российское законодательство не содержит нормативного определения государственного управления. Исключение составляет ФЗ от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», где дается следующее определение «для целей настоящего Закона»: государственное управление - деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития России и обеспечения национальной безопасности страны. С одной стороны, это широкий подход к государственному управлению (касается деятельности всех трех ветвей власти), с другой - данное определение не учитывает возможности участия в государственном управлении иных субъектов помимо органов государственной власти. Кстати, тот же недостаток имеет и определение, данное в 1970 г. на втором Совещании экспертов ООН: государственное управление - это административно-государственная деятельность или «процесс достижения национальных целей и задач через государственные организации» .
В Конституции России понятие «государственное управление» также не содержится. В целом в ней унаследован подход советских конституций, где говорилось об органах государственного управления и отраслях государственного управления, но не рассматривался процесс государственного управления в целом. Между тем непосредственно к пониманию государственного управления имеют отношение несколько конституционных статей (ч. 1 ст. 32, ст. 110 и 112).
Обращение к другим нормативным текстам показывает, что понятие «государственное управление» часто употребляется в смысле обозначения целой сферы государственной деятельности (по аналогии с Особенной частью административного права) - как, например, в ФЗ от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации». Одновременно законы, наименование которых позволяет предположить понимание государственного управления в качестве процесса, на деле касаются лишь институциональных вопросов и распределения компетенции между конкретными органами государственной власти (к примеру, ФЗ от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»). Это также вписывается в советскую традицию, когда государственное управление в нормативных актах связывалось с институциональным аспектом, а «государственное управление» употреблялось как понятие само собой разумеющееся.
Фрагмент для ознакомления
3
нормативные акты
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2) Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.
3) Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета, N 146, 03.07.2014.
4) Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета, N 102, 09.05.2012.
научная литература
5) Багян Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // ModernScience. 2020. № 5-1. С. 450-454.
6) Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 194 с.
7) Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1999. 428 с.
8) Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 453 с.
9) Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. - 2-е изд. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 608 с.
10) Государственное управление и административное право / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 1978. 428 с.
11) Кисурина Д.Ю. Сущность и функции государственного управления //В сборнике: Наука. Образование. Инновации. Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции. Анапа, 2021. С. 30-33.
12) Коровин А.А., Шестак О.С. Система и принципы государственного управления //В сборнике: Образование. Культура. Общество. Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 50-52.
13) Минькова Н.А., Коровин А.А. О роли государственного управления в современном обществе. // XV Международная научно-практическая конференция - Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы научно-практической конференции. -10.11.2020. Краснодар, Издательство: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго РФ, 2020. С.295-298.
14) Орешин, В. П. Государственное и муниципальное управление : учебное пособие / В. П. Орешин. - 2-е изд. Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. 178 с.
15) Пивнев Е.С.. Теория управления. Томск: ТМЦДО, 2015. 341 с.
16) Положихина М.А. Организация государственного управления в современной России: структура, технологии, оценки. М., 2012. С. 34.
17) Уваров В.И. Государственная служба и управление: Учеб. Петропавловск: СКЮА, 2004. 322 с.
18) Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М., 2008. 324 с.
19) Шепилова А.Р. Понятие и цели государственного управления // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 (122).