Фрагмент для ознакомления
2
Министерство внутренних дел РФ (далее – МВД РФ) занимает преимущественное положение в сфере охраны правопорядка, защиты конституционных прав граждан от правонарушений и преступлений, профилактики и борьбы с преступностью. Постоянное реформирование системы МВД РФ вносит свои коррективы в направления деятельности органов внутренних дел, в способы и методы работы, внутриведомственное и межведомственное взаимодействие и не всегда положительно отражается на достижении целей деятельности МВД РФ и выполнении, поставленных задач.
Статистические показатели преступности снижаются из года в год, что показывает деятельность всей системы МВД РФ с положительной стороны, то есть говорит о ее эффективности. В то же время, на практике существуют различные проблемы осуществления органами внутренних дел системы МВД РФ своей деятельности, которые тщательно ими маскируются за данными статистического учета, но выявляются учеными, занимающимися исследованием направлений деятельности МВД РФ.
Цель работы – рассмотреть административно-правовой статус МВД РФ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды органов исполнительной власти;
- рассмотреть этапы формирования МВД РФ;
- отразить структуру МВД РФ.
Предметом исследования работы административно-правовой статус МВД РФ.
Объектом исследования является МВД РФ.
При проведении исследования были использованы следующие методы: всеобщего познания, исторический, формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, метод анализа документов и другие.
Информационной базой работы явились данные монографических, учебных изданий и периодической литературы, законодательные и нормативные акты РФ, регулирующие отношения в исследуемой области, статистические и аналитические материалы.
Эмпирическую базу исследования составили общепризнанные международные принципы и нормы права, Конституция Российской Федерации, Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел» и другие нормативные правовые акты и ряд других нормативных актов.
Структура работы включает в себя введение, три главы основной части, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
Исполнительная власть - самостоятельная и независимая ветвь государственной власти (исходя из теории разделения властей), один из основных видов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленный на реализацию нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью.
Исполнительная власть включает в себя совокупность полномочий по управлению делами государств), а также систему органов государственной власти, реализующих данные полномочия.
Исполнительная власть является инструментом преобразования результатов законотворческого процесса законодательной ветви власти и правосудия в реальность. Лишь исполнительная власть обладает рычагами непосредственного, физического властного воздействия на общество и граждан.
Исполнительная власть обладает следующими признаками:
1. Является самостоятельной ветвью государственной власти и тесно взаимодействуете законодательной и судебной ветвями власти (в соответствии с принципом разделения властей).
2. Является частью системы единой государственной власти или ее механизма.
3. Выражается в деятельности определенных субъектов власти, наделенных специальной исполнительной компетенцией.
4. Обладает материальными ресурсами и властными полномочиями принудительного характера.
5. Осуществляется на всей территории государства.
6. Организуется и осуществляется в соответствии с принципами федерализма (то есть наблюдается разграничение предметов ведения между государством и субъектами этого государства).
7. Осуществляется беспрерывно и постоянно, обеспечивая управление обороной страны, публичную безопасность и порядок, исполнение функций государственного регулирования и т.д.
8. Несет ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.
9. Является властью подзаконной, то есть исполнительная власть функционирует в рамках закона, ее деятельность регулируется правовыми нормами, а выполнение реализуется при строгом соблюдении утвержденных прав и свобод, законных интересов иных участников процесса управления.
Функции исполнительной власти:
1. Исполнительная (правоприменительная) функция. Заключается в том, что деятельность исполнительной власти направлена на реализацию положений Конституции и законов.
2. Функция правозащиты. Заключается в том, что деятельность исполнительной власти направлена на охрану и признание установленных прав и свобод личности.
3. Социально-экономическая функция. Заключается в том, что деятельность исполнительной власти направлена на повышение уровня социально-экономического положения страны и благосостояние населения.
4. Функция охраны закона и порядка в стране.
5. Регулирующая функция. Заключается в том, что деятельность исполнительной власти направлена на регулирование процессов государственного управления (руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и прочее).
6. Нормотворческая функция. Заключается в том, что деятельность исполнительной власти по принятию нормативных актов протекает в законных пределах.
7. Охранная (юрисдикционная) функция. Заключается в том, что деятельность исполнительной власти подразумевает применение силы, мер государственного (административного) принуждения в случае нарушений норм законодательства, в установленных законом пределах.
8. Информационная функция. Заключается в том, что деятельность исполнительной власти направлена на информационное обеспечение органов государственной власти.
Орган исполнительной власти - государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, которое обладает государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и функционирует в пределах определенной территории.
Система органов исполнительной власти - «совокупность этих органов и их взаимоотношения, определяющиеся на основе разграничения компетенции между ними» .
Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:
1. Являются государственными учреждениями.
2. Совместно с органами законодательной и судебной власти образуют систему органов государственной власти.
3. Обладают властными полномочиями.
4. Решают государственные задачи.
5. Обладают властной компетенцией.
6. Деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер.
7. Реализуют специфическую деятельность исходя из предметной специализации.
8. Форма их деятельности носит различный характер (правотворческая, правоприменительная, договорная).
9. Применяют различные средства и методы осуществления своей деятельности.
10. Обладают четко определенной внутренней организационной структурой.
11. Реализуют свои полномочия в пределах определенной территории.
В зависимости от способа формирования и процедуры комплектования органы исполнительной власти в РФ можно классифицировать следующим образом:
1. Органы исполнительной власти, высшие должностные лица которых избирает непосредственно население территории, в пределах которой функционирует данный орган (например, выборы Губернатора).
2. Органы исполнительной власти, состав которых комплектуется по законодательно установленному порядку высшими должностными лицами или главами исполнительной власти.
В зависимости от организационно-правовой формы органы исполнительной власти можно классифицировать следующим образом:
1. Правительства (Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей).
2. Министерства (федеральные, республики, некоторых областей субъектов РФ).
3. Государственные комитеты (республиканские).
4. Федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления).
5. Администрации.
6. Мэрии.
7. Департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы.
По характеру и объему компетенции органы исполнительной власти могут быть:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165.
3. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329.
4. Указ Президента РФ от 23.11.1998 N 1422 (ред. от 01.06.2021) «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21027.
5. Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 07.03.2020) «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113807.
6. Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 22.12.2021) "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209309.
7. Приказ МВД России от 16.06.2011 N 682 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения об Оперативном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280325.
8. Приказ МВД России от 25.06.2011 N 724 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280445.
9. Приказ МВД России от 31.03.2012 N 305 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282086.
10. Акимов В.Г. Совершенствование деятельности территориальных органов МВД при ликвидации чрезвычайных обстоятельств / В.Г. Акимов // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 3. – С. 340-344.
11. Артюхов А.В. Проблемы взаимодействия сотрудников оперативных и следственных подразделений / А.В. Артюхов, А.В. Австрийсков, С.А. Горных // Общество: политика, экономика, право. – 2019. – № 1 (66). – С. 56-61.
12. Белоконь А.В. О некоторых аспектах организации деятельности органов внутренних дел / А.В. Белоконь // Общество и право. – 2021. – № 2 (48). – С. 252-254.
13. Богатырев В. В. Право международных договоров : учебник для вузов / В. В. Богатырев, Р. А. Каламкарян. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 390 с.
14. Бредихин А. Л. Основы российского федерализма: учебное пособие для вузов / А. Л. Бредихин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 107 с.
15. Грибунов О.П. Особенности взаимодействия между субъектами правоохранительной деятельности при расследовании нераскрытых преступлений прошлых лет, совершенных на транспорте / О.П. Грибунов, И.А. Кравцова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2019. – № 1-2. – С. 12-19.
16. Закомалдин М.И. Подготовка сотрудников полиции к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и в особых условиях (организационно-правовые основы и научно-источниковедческая база) / М.И. Закомалдин // Вестник ВЭГУ. – 2021. – № 3 (83). – С. 39-46.
17. Капустина Е.Г. Роль органов внутренних дел в профилактике экстремизма в молодежной среде (на примере отдельного регионального опыта) / Е.Г. Капустина, М.В. Барышников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – Том. 9. – С.211-215.
18. Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 449 с.
19. Константинов А.В. Реализация органами внутренних дел чрезвычайного законодательства Российской Федерации / А.В. Константинов, С.П. Стащенко // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 3. – С. 68-73.
20. Официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://мвд.рф/dejatelnost/results/annual_reports.
21. Управление «К» МВД России. Раздел: Структура министерства. Управления. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii.
22. Чашин А. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 255 с.
23. Шагиахметова Л.О. Деятельность Министерства внутренних дел РФ по противодействию коррупции / Л.О. Шагиахметова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.8 (26). – С. 130-132.