Фрагмент для ознакомления
2
объединение усилий семьи и детского сада, взаимосвязь и содружество воспитателей и родителей, «единые линии воспитания» позволяют осуществлять комплексный подход к формированию нравственных качеств личности, и в том числе положительного отношения к труду.
Привлечение ребенка к труду является одним из важных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость. Воспитатель должен владеть грамотной методикой по трудовому обучению, использовать разные формы, методы в своей работе. Своевременное трудовое воспитание - эффективное средство подготовки ребенка к школе. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе [14].
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Выводы по I главе
Проблема формирования положительного отношения к труду рассматривается в связи с изучением отдельных форм организации детского труда и их систематического использования в работе детского сада.
Ребенку дошкольного возраста нужно объяснить ценность и значимость труда взрослых, показать разнообразие профессий, предоставить возможность их обыграть, чтобы получить элементарные представления о них, что будет способствовать развитию уважительного отношения к труду.
Само отношение к труду, как в обществе, так и у каждого человека, может быть положительным, отрицательным или индифферентным. Однако труд всегда занимал одно из центральных мест в системе человеческих ценностей.
В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
Важным условием воспитания положительного отношения к труду является наличие активных методов педагогического руководства. Доказано, что формирование положительного отношения к труду в значительной степени обеспечивается условиями воспитания ребенка не только в детском саду, но и в семье.
Глава II. Экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
2.1. Выявление уровня развития у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
Экспериментальная работа проводилась на базе в МБДОУ.
Исследованием были охвачены дети старшей группы детского сада. Всего в группе 18 детей.
1. Беседа
Цель: выявить уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: Иллюстрации с простым, доступным сюжетом, чтение художественной литературы, экскурсии.
Задачи: Сформировать у детей понятие о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом.
2. Наблюдение
Цель: выявить умения и отношения детей старшего дошкольного возраста к хозяйственно-бытовому труду.
Материал: Иллюстрации с изображением процессов хозяйственно-бытовой деятельности, наблюдение за трудом дворника, экскурсия на пищеблок.
Задачи: сформировать у детей положительное отношение к труду взрослых.
Результаты беседы и наблюдения представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Итоги наблюдений и беседы детей старшей группы на начало экспериментальной работы
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алешанова, Е. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Алешанова, Н. В. Кочетова, В. А. Кутнякова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 3-5.
2. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду/Т.М. Бондаренко – Воронеж, Метоdа, 2014.- 208 с.
3. Бобер В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста / В.С. Бобер // Студенческая наука XXI века. - 2015. - № 3. - С. 40-41.
4. Бых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. –2019. - № 6 (45). - С. 68-70.
5. Везетиу Е.В. Сущность понятия «трудовое воспитание» детей дошкольного возраста / Е.В. Везетиу, К.С. Пикалова // Проблемы современного педагогического образования . -2015. - № 46-2.
6. Вишнякова Е. Н. Особенности формирования опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Вишнякова, Е. И. Семидоцкая. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 29 (371). - С. 38-41.
7. Воспитание детей и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. -М, 1976. -С. 236-251.
8. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 50-52.
9. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду/Л.В. Куцакова – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 128 с.
10. Козлова С.А. Труд как средство социализации дошкольников / С.А. Козлова //Известия института педагогики и психологии образования. - 2017. - № 1. - С. 107-111.
11. Лабутина Н.В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада.. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016.
12. Лембик Н.Ю. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Н.Ю. Лембик, Е.С. Зайцева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II междунар. науч. конф. - 2017. - С. 32-35.
13. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
14. Новикова Н.Е. Приобщение дошкольников к труду – как фактор становления личности ребёнка / Н.Е. Новикова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 2. - С. 72-76.
15. Полухина А.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / А.В. Полухина, Ф.М, Сулейманова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). - С. 364-365.
16. Рощупкина А.А. Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи / А.А. Рощупкина, Е.В. Чмелёва //Аксиологические проблемы педагогики. - 2019. - №10. С. - 120-129.
17. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие /Л.И. Сайгушева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. -с. 221
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. – 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
19. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
20. Хабибулина И.З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста /И.З. Хабибулина, И.И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 24-
27.
21. Шемелова О.Ю. Психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности / О.Ю. Шемелова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 1-1 (8). - С. 160-162.
22. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд.- М.: Академия, 2007. - 384 с.