Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с возникновением общества и интерес к нему людей вполне понятен. На определенном этапе развития общества была создана наука о языке - лингвистика или языкознание.
Сравнительно-историческое языкознание (лингвистическая компаративистика) - область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.
Успехи сравнительно-исторического изучения многих языковых семей дали ученым возможность пойти дальше и поставить вопрос о более древней истории языков, о так называемых макросемьях. В России с конца 50-х годов активно развивается гипотеза, именуемая ностратической (от лат. noster - наш), об очень древних родственных связях между индоевропейскими, уральскими, алтайскими, афразийскими и, возможно, другими языками.
Позже к ней добавилась сино-кавказская гипотеза об отдаленном родстве между китайско-тибетскими, енисейскими, западно - и восточнокавказскими языками. Пока обе гипотезы не доказаны, но в их пользу собрано много достоверного материала.
Если изучение макросемей окажется успешным, неминуемо встанет следующая проблема: существовал ли единый праязык человечества, и если существовал, то каким он был.
Сегодня, в дни, когда во многих странах все громче звучат националистические лозунги, данная проблема особенно актуальна. Родство, пусть и дальнее, всех языковых семей мира неизбежно и окончательно докажет общее происхождение народов и наций. Таким образом, актуальность выбранной темы не оставляет сомнений. В данной работе отображается зарождение и становление одного из самых перспективных методов языкознания.
Объектом исследования являются основные принципы и методы сравнительно-исторического исследования языков
Предметом исследования является анализ применения сравнительно-исторического метода в исследовании языков
Цель курсовой работы - изучить основные принципы и методы при изучении языков
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. Изучить понятие методики и метода приема в языкознании
2. Исследовать основные принципы исследования языков
3. Проанализировать применение сравнительно-исторического метода в исследовании языков
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВ
1.1. Понятие методологии, методики, метода приема в языкознании
Методология (греч. methodos «путь исследования», logos «учение») в языкознании - учение о принципах исследования языков. Методология определяет подход к объекту языкознания, способ построения научного знания, общую ориентацию и характер лингвистического исследования.
Методология в значительной степени обусловливает научные результаты исследования. В методологии выделяют три уровня:
• 1. общую философскую методологию (связанную с мировоззрением);
• 2. общенаучную методологию, включающую методы и принципы применяемые в группах наук;
• 3. частную методологию, включающую методы какой-либо науки.
• описательной), либо в предписывающей (нормативной) форме, то есть в форме регламентов, прямых ссылок на деятельность.
• Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности. В нормативно-методическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с выработкой положительных рекомендаций и правил ведения научной деятельности. Описательный анализ - это ретроспективное описание уже реализованных процессов научного познания.
• Экзистенциалисты отмечают деформацию личности в современном мире, ее отчуждение, утрату идентичности и т. д. Выход из этой ситуации они видят в том, что человек должен творить самого себя. Поэтому цель школы - научить школьников творить как личность, научить творить самих себя. «Экзистенциализм выступает как философская основа индивидуализации образования», - подчеркивает В.А. Сластенин.
• Фундаментальный принцип, на котором построена система экзистенциализма, - это «существование», то есть существование. Он интерпретируется как конкретное существование человека, как «Я», которое предшествует сущности и создает ее. Современные философы подчеркивают правильность позиции, согласно которой сущность человека не дана раз и навсегда, а формируется в процессе жизни, пишет И.П. Сафронов.
• Важнейшая роль в сохранении целостности и неповторимости личности принадлежит школе. Его цель - научить ребенка творить как личность. Экзистенциалисты любят повторять слова Сартра: «Человек - это не что иное, как то, что он делает для себя».
• Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения. Они обвиняют школу в чрезмерной рациональности и забвении «предсознательного», которое предположительно содержит источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Образование, как пишет Жак Маритен, не может основываться на чисто научном представлении о личности, поскольку образование должно прежде всего знать, что такое человек, какова его сущность и каковы его основные ценности; чисто научная интерпретация человека не дает ответа на эти вопросы. Это может сделать только религия с ее религиозным и философским представлением о человеке.
Различия в философских позициях исследователей привели к значительному разнообразию методологических направлений в языкознании.
Например, понимание самого термина «методология» в марксистском языкознании отличается от его понимания в ряде других направлений, в которых этот термин чаще употребляется лишь в смысле совокупности частных методов и приемов изучения языка.
Методология обусловливает разные взгляды на язык: В диалектико-материалистическом языкознании считается, что язык имеет материальную природу, существует объективно, независимо от его отражения в человеческом сознании.
Такой подход к пониманию природы и сущности языка коренным образом отличается прежде всего от идеалистического понимания языка - как проявления «духа народа» (гумбольдтианство), как явления в основе своей психического (теории В. Вундта, Х. Штейнталя, Н. Хомского).
Диалектический материализм считает, что неверно отрицать возможность познания мира (в отличие от агностицизма, который придерживается подхода, что мы познаем не действительность, а комплексы ощущений, за пределы которых нет выхода).
Методы (греч. method «путь исследования») в языкознании:
1. обобщенные совокупности теоретических установок, приемов, методик исследования языка, связанные с определенной лингвистической теорией и с общей методологией, - так называемые общие методы;
2. отдельные приемы, методики, операции, опирающиеся на определенные теоретические установки, как техническое средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка, - частные методы.
Каждый общий метод выделяет именно те аспекты языка как объекта изучения, которые признаются наиболее важными в данной теории языка, например, исторический аспект в сравнительно-историческом языкознании, структурный аспект в структурном языкознании и т. д.
В этом смысле предмет исследования создается методом. Любой крупный этап развития языкознания характеризуется изменением взглядов на язык, изменением лингвистической теории, сопровождающимся коренным изменением методов, стремлением создать новый обобщенный метод. При этом, в отличие от старых взглядов на язык и замены их новыми, приемы, унаследованные от предыдущего этапа, не исчезают полностью, а сохраняют свое значение на новом этапе как более частный, но при этом основной прием.
Таким образом, современная лингвистика имеет несколько общих научных методов, восходящих к разным временам. Современное языкознание характеризуется лингвистическим преломлением общенаучных методов (математический анализ - количественный метод, статистический метод; системный подход - сравнительный метод и др.).
В смысле метода исследования можно использовать термин рецепция (как синоним термина метод). Техники можно назвать частными методами, то есть техника может использоваться в нескольких методах. Например: прием трансформаций (трансформаций) является частью описательного и историко-сравнительного методов, который существует как набор определенных исследовательских правил в рамках конкретных методов.
Термин «техника» также используется как синоним терминов «метод» и «техника». Этот термин также может означать набор методов. Однако чаще этот термин означает практическое применение того или иного метода или приема.
1.2. Общие методы исследования языков
Общие методы исследования языков всегда связаны с определенной лингвистической теорией. Основные общие лингвистические методы - это
ь описательный;
ь таксономический (структурный);
ь сравнительно-исторический;
ь сопоставительный.
Главной целью языкознания является описание языковых фактов. Описательный метод представляет собой систему исследовательских приемов, используемых для установления фактов или явлений одного языка и их особенностей на данном этапе его развития.
Этим методом пользовались ученые древности - для создания нормативной и описательной грамматик (5 в. до н.э., грамматика Панини, описание морфологии санскрита), и современные лингвисты (дескриптивная, то есть описательная лингвистика, возникшая в США в 20 в. для описания структур языков индейских племен - Б. Блока, Дж. Трейгера, З. Харриса и др.).
Описательный метод позволяет накопить большой фактический материал, который затем классифицируется и интерпретируется. Основным приемом этого метода является наблюдение с выделением языковых единиц и сведением их в классы. Метод наблюдения дополняется другими, в частности, приемом описания.
Содержанием этой методики являются повторяющиеся действия по письменной фиксации результатов наблюдения фактов языка - фиксация наблюдаемых признаков языковых явлений, условий, в которых эти признаки проявляются, зависимости одного признака от другого, их тождества. и различия и т.д.
В ХХ веке описательный метод углублялся и совершенствовался за счет введения в практику лингвистического исследования лингвистического эксперимента. Это особый лингвистический метод в составе описательного. Он заключается в том, что из состава структуры удаляется определенный элемент, или вставляется элемент, или преобразуется структура, или данный элемент заменяется другим элементом. Это дает возможность наблюдать смысловые различия и т. д., выявлять скрытую природу явлений.
Таксономический (структурный) метод возник в 20 в. В языкознании 20 в. возникло новое направление - структурализм с концепцией системной языковой целостности. Эта концепция требовала располагать факты языка в одной временной плоскости, абстрагируясь от их исторического развития, поэтому за основу был взят описательный метод. Но метод структурной лингвистики отличается от традиционного описательного метода (наличием общего признака - вневременности) тем, что описывает языковую систему, которая выводится из языкового материала путем сложных умозаключений.
Описательный метод имеет дело с реально наблюдаемыми языковыми явлениями. Содержание таксономического метода составляет «сравнение сходных (сходных) явлений в одном или разных языках как основание для классификации языковых фактов и самих языков» (Ахманова О.С., «Словарь лингвистических терминов»).
Поэтому таксономический метод также называют методом классификации. Частные методы в рамках таксономического метода: распределительный анализ, анализ по НС (прямые компоненты), трансформационный анализ, компонентный анализ.
Сравнительно-исторический метод представляет собой систему исследовательских приемов, применяемых при изучении родственных языков для реконструкции картины исторического прошлого этих языков с целью выявления закономерностей их развития, начиная с основного языка (праязыка) . В отличие от описательного метода, который анализирует язык на определенном интервале времени (т.е. с синхронной точки зрения), сравнительно-исторический метод представляет собой метод диахронического (исторического) описания родственных языков.
Сравнение состояния языков в разные периоды помогает воссоздать их
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бурлак С.А., Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание. - М.: Амалтея, 2004. - 284 с.
2.Вендина Т.И. Введение в языкознание. - М.: Высшая школа, 2002. - 288 с. .Головин Б.Н. Введение в языкознание. - М., 1983. - 312 с.
3.Зенков Г.С., Сапожникова И.А. Введение в языкознание. - М.: Академия, 2003. - 218 с.
4.Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990. - 688 с.
5.Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 232 с.
6.Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М.: Просвещение, 1987. -291 с.
7.Кочергина В.А. Введение в языкознание. - М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2004. - 271 с.
8..Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
9.Откупщиков Ю.В. К истокам слова: рассказы о науке этимологии. - СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2009. - 352 с.
10.Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.: Аспект-пресс, 2007. - 536 с. 11.Рождественский Ю.В. Введение в языкознание. - М.: Academia, 2005. - 336 с. 12.Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. - М.: Прогресс, 1980. - 407 с.
13.Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка. - М.: Флинта, 2008. - 510 с.
14.Широков О.С. Введение в языкознание. - М: Изд-во МГУ, 1985. - 264 с.
15.Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. - М., 1962.
16.Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. - М.: Просвещение, 1964.
17.Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. - М., 1955.
18.Реформатский А. А. Введение в языковедение/Под ред. В.А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 1996.- 536 с.
19.Серебренников Б.А. Общее языкознание. Методы лингвистический исследований. М., 1973.
20.Бондаренко А.В. Современное сравнительно-историческое языкознание/Учёные записки Ленинградского государственного педагогического института. - Л., 1967.
21.Кнабег С.О. Применение сравнительно-исторического метода в языкознании/"Вопросы языкознания". - № 1. 1956.
22.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М. 1975.
23.Степанов ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.., 1975.