Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие российской экономики приводит к усилению конкурентной борьбы отечественных предприятий внутри страны и к процессам их интеграции в мировую экономическую систему. Для создания долгосрочных конкурентных преимуществ необходима разработка финансовой стратегии деятельности предприятия.
В современной экономике финансовая стратегия предприятия играет определяющую роль в обеспечении эффективности финансовой деятельности предприятия, поскольку направлена на ее основные сферы: привлечение и использование финансовых ресурсов, координацию их потоков, что, в итоге, обеспечивает рост рыночной стоимости предприятия и благосостояния его собственников.
Финансовая стратегия является мощным инструментом достижения приоритетных финансовых целей предприятия и его собственников. Степень эффективности реализации финансовой стратегии зависит от правильности ее разработки, полноты учета и оценки факторов, влияющих на предприятие. Это требует раскрытия сущности и содержания финансовой стратегии, ее функций, этапов, методов и инструментов, а также факторов, оказывающих воздействие на ее формирование.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью всестороннего научного анализа содержания финансовой стратегии и процесса ее разработки российскими предприятиями, что позволит, во-первых, раскрыть особенности ее применения в условиях российской экономики; во-вторых, сформировать методическую основу ее разработки в условиях отечественной экономики; в-третьих, выявить направления обеспечения ее разработки российскими предприятиями.
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования и реализации финансовой стратегии предприятия.
Объект курсовой работы – ПАО «Новатэк».
Предмет курсовой работы - система экономических отношений, складывающаяся в процессе разработки финансовой стратегии предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как:
- изучить теоретические и методические основы разработки финансовой стратегии предприятия;
- провести характеристику деятельности предприятия;
- проанализировать финансовое состояние предприятия;
- дать характеристику финансовой стратегии предприятия и построить матрицу Франшона-Романе;
- оценить эффективность существующей финансовой стратегии предприятия;
- предложить мероприятия по оптимизации контроля за формированием и реализацией финансовой стратегии предприятия и оценить их эффективность.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили общенаучные методы познания: историко-логический, диалектический, компаративного анализа и синтеза, научной абстракции, экспертных оценок, экономико-статистический, а также графический методы обработки и обобщения информации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, функции, виды и элементы финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия сравнительно недавно рассматривается в экономической литературе в качестве самостоятельной. Это обусловлено ключевой ролью финансовых ресурсов на предприятии, т.к. именно данный вид ресурсов может быть конвертирован в любой другой с минимальным временным интервалом.
Цели финансовой стратегии формируются на основе общих целей финансово-хозяйственной деятельности самого предприятия. Последние представляют конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность; они определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности.
Способы достижения целей определяются через постановку задач финансовой стратегии. Задачи представляют собой количественную конкретизацию целей предприятия с указанием способов и сроков их достижения для каждого уровня: корпоративного, делового, функционального. Задачи традиционно принято формулировать одновременно с определением миссии и целей. Они имеют конкретное измерение и временную привязку.
Так, Яркина Т.В. выделяет следующие задачи формирования стратегии
- выбор перспективных направлений хозяйственной деятельности;
- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений;
- оценка результатов и др.
Сущность финансовой стратегии реализуется в ее функциях. По отношению к общей стратегии предприятия рассматриваются две группы функций – организационные и, экономические.
Первая группа, как правило, дается применительно к стратегическому управлению, городом или регионом страны, однако она применима и для конкретного предприятия, поскольку без грамотного построения работы, направленной на разработку и реализацию финансовой стратегии, отдача от указанных действий не будет эффективной.
Группа экономических функций является более многочисленной. Рунов А. Б. выделяет следующие элементы
1. Снятие неопределенности совместной деятельности.
2. Координация обмена ресурсами и готовыми продуктами.
3. Кооперация с целью достижения оптимального распределения ресурсов и снижение издержек такой кооперации.
4. Перераспределение потока доходов от инвестиций между участниками инвестиционной деятельности и стейкхолдерами.
5. Мотивация и стимулирование участников исполнения стратегии и регулятора к должному исполнению ранее принятых обязательств.
Также в числе данной группы выделяются антикризисная функция и функция прогнозирования. При этом последняя подразделяется на прогнозирование отрицательного влияния неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, колебаний рыночной конъюнктуры; прогнозирование вероятности возникновения банкротства .
В настоящее время в экономической литературе преобладает представление о трех видах и трех уровнях стратегий предприятия. По видам выделяются следующие стратегии .
Рисунок 1 – Виды стратегии организации
1. Корпоративная стратегия (общая, базовая, портфельная, общефирменная) – описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности, отражает способы осуществления миссии и главной цели организации. Решает вопросы, связанные со структурой корпорации, структурой бизнес-портфеля, с распределением ресурсов между хозяйственными подразделениями, вырабатывает единую стратегическую ориентацию подразделений предприятия, определяет стратегические направления каждого элемента хозяйственной системы .
2. Деловая стратегия (конкурентная, бизнес-стратегия, специальная). Определяет аспекты работы в стратегическом периоде на конкретном поле деятельности, например, товарном рынке. Важно отметить, что для предприятий с одним видом деятельности деловая стратегия совпадает с корпоративной, и иерархическая связь стратегий переходит в двухуровневую. Разрабатывается в особых случаях, при выполнении специфических задач, например, при банкротстве. Описание данный вид стратегий получает, как правило, в бизнес- планах. Определяет конкурентные преимущества подразделений и способы конкуренции.
3. Функциональная стратегия. Разрабатывается на основе вышеприведенных стратегий и определяет пути достижения конкретных целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. Данный вид стратегии направлен на конкретный объект: финансы, производство, кадры, маркетинг и т.п.
По мнению Илышевой Н. Н., существуют два вида финансовой стратегии :
1. Генеральная (общая) финансовая стратегия, регламентирующая достижение общих целей и задач финансовой деятельности, а также систему финансовых стратегий отдельных задач.
2. Финансовая стратегия отдельных задач, разрабатываемая» для достижения определенных целей и конкретных задач. Является компонентом вышеуказанной финансовой стратегии.
Рисунок 2 – Виды финансовых стратегий, по Ковалевой А.М.
Согласно приведенным выше точкам зрения, на предприятии могут одновременно существовать различные уровни финансовой стратегии, регламентирующие генеральное финансовое направление работы организации и отдельные задачи. Для более низкого уровня иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, для более высокого уровня является средством.
Для раскрытия содержания финансовой стратегии в экономической литературе используются такие понятия как «элементы», «компоненты», «составляющие».
Например, Хоминч И.П., считает, что элементами финансовой стратегии являются следующие компоненты, которые представлены на рисунке 3 .
Рисунок 3 – Элементы финансовой стратегии
Ковалева А.М. полагает, что элементом финансовой стратегии является оптимизация основных и оборотных средств, прибыли, налоговой, ценовой политики, внешнеэкономической деятельности и безналичных расчетов .
Факторы внешней среды, в том числе государственная финансово- экономическая политика и государственное регулирование экономики, действующий финансово-инвестиционный механизм, существующие условия финансового рынка, рыночной экономики в целом, конъюнктура рынка, виды и степень рисков и другие. Отдельно стоит выделить инфляцию. Таким образом, это факторы, обстоятельства, критерии, причины, силы, условия, субъекты, находящиеся вне прямой зависимости от предприятия, и сами оказывающие извне влияние на него. Как правило, они не поддаются влиянию со стороны предприятия и могут быть лишь учтены в его деятельности.
Необходимо выделить еще один значимый фактор, имеющий ключевое значение для предприятий, чья деятельность полностью зависит от условий внешней среды. Им является фактор сезонности.
Факторы внутренней среды, в том числе миссия предприятия, ценностные ориентации, цели предприятия, финансовое состояние, обеспеченность ресурсами, степень экономической самостоятельности, инвестиционная привлекательность, конкурентные преимущества, степень рискованности деятельности организации, ее зависимость от внешней среды и от ранее принятых на себя обязательств, уровень подготовки и опыта кадров, опыт реализации предыдущих стратегий и другие. На разработку финансовой стратегии также оказывает влияние общая (базовая) стратегия фирмы .
Одним из факторов, имеющих большое значение для формирования стратегии, является временной период действия стратегии. Так, по мнению Ревенкова А., период реализации стратегии зависит от ряда факторов, к основным из которых относятся: динамика макроэкономических процессов, тенденции развития отечественного и мировых финансовых рынков, отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности предприятия, факторы риска .
Таким образом, финансовая стратегия представляет собой систему формирования и воплощения приоритетных финансовых целей предприятия путем эффективного привлечения и использования финансовых ресурсов, координации их потоков, обеспечения необходимого уровня финансовой безопасности на основе непрерывного учета изменений факторов внешней и внутренней среды. Резюмируя вышесказанное, считаем, что финансовая стратегия в полной мере определяется вышеназванными факторами, но необходимо учитывать специфику их воздействия на финансовые показатели деятельности организации, прежде всего на объемы и динамику собственных финансовых ресурсов и резервов, заемных и привлеченных финансовых ресурсов. Финансовая стратегия в полной мере определяется вышеназванными факторами, но необходимо учитывать специфику их воздействия на финансовые показатели деятельности организации, прежде всего на объемы и динамику собственных финансовых ресурсов и резервов, заемных и привлеченных финансовых ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анализ финансовой отчетности: [Текст] учебник / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. — М: Финансы и статистика, 2014. - 480 с.
2. Альгин В Оценка финансовой стратегии корпораций [Текст] / В. Альгин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 248 c.
3. Агекян Л. С. Содержание анализа финансового состояния организации и решения, принимаемые на его основе [Текст] / Агекян Л. С // Молодой ученый — 2015. — №4. — С. 329 – 331.
4. Вотчаева А. А. Роль финансовой стратегии в развитии предприятия [Текст] / А. А. Вотчаева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - №3 (42). – С 153 – 155.
5. Власов П. К., Киселева А. А., Осичев А. В., Власов К. П. Методы исследований и организация экспериментов [Текст]: Учебник – СПб.: Санкт – Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2013. – 412 с.
6. Гуржиев В. А. Инвестиционная стратегия корпорации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/investitsionnaya-strategiya-korporatsii-v-usloviyakh-perekhoda-k-rynku (дата обращения 08.04.2018)
7. Гришин В. В. Разрабатываем бизнес-стратегию фирмы. Практическое пособие [Текст] / В.В. Гришин, В.Г. Гришина. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 208 c.
8. Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. [Текст]: Учебник / В. Н. Глазунов- М.: Финансы и статистика, 2013. – 135с.
9. Ефимова О.И. Финансовый анализ: [Текст] учебник для вузов / О.И. Ефимова. М.: Бухгалтерский учет, 2015. - С. 124.
10. Евстигнеева О.А. О финансовой политике предприятия [Текст] / О.А Евстигнеева // Вектор науки ТГУ. - 2014. -№4 (30). – С. 98-103
11. Жилкина А.Н. Финансовый анализ: [Текст] Учебное пособие / А.Н. Жилкина. М.: ГУУ, 2015. – С. 121.
12. Зуева Е. И. Алгоритм формирования финансовой стратегии [Текст] / Е. И. Зуева, Е.А Касаткина// T-Comm. -2013. - №12. –С. 56-57.
13. Илышева Н. Н. К вопросу о функциях финансового менеджмента организации [Текст] / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов // Финансы и кредит. — 2015. - №1. — С. 2-8.
14. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: [Текст] Учебник /Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. — М.: Инфра-М, 2014. - 284 с.
15. Кузнецова О. А. Формирование финансовой стратегии организации [Текст] / О. А. Кузнецова И. А. Ишеева., Ю.В. Дворникова // Концепт. - 2013. - №S4. – С. 1-5.
16. Кобелева С.В. Дебиторская задолженность: возникновение, анализ и управление [Текст] / Кобелева С.В., Конова О.Ю. // Территория науки. - 2015. - №2. – С. 109-115.
17. Коровина Л. Н., Кобякова С. Н. К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности [Текст] / Коровина Л. Н., Кобякова С. Н // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №7 (053). – С. 78-82.
18. Когденко В.Г. Корпоративная финансовая политика [Текст] / В.Г. Когденко. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 136 c.
19. Лялин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент: [Текст] Уч. Пособ. изд., испр и доп. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2013. - 144 с.
20. Любушин Н. П. Экономический анализ: [Текст] учебное пособие 3 — е изд. перераб. и доп. / Н. П. Любушин. — М.: Юнити, 2012. — 575с.
21. Михель В. С. Определение и выбор финансовой стратегии корпорации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. №1 (21).
22. Нунян О. А. Предпринимательские риски при реализации финансовой стратегии предприятия и управление ими [Текст] / Нунян О. А. // Universum: экономика и юриспруденция. - 2015. - №7 (18). – С.9-12
23. Пихтарева А. В. Формирование стратегии финансовой устойчивости организации [Текст] / А. В. Пихтарева // Теория и практика общественного развития. - 2016. - №11. – С. 295. - 298.
24. Рунов А.Б. Консолидация и развитие национальной промышленности в свете эволюции контрактных соглашений между властью и бизнесом [Электронный ресурс] – URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/293962.html).
25. Розов Д. Н. Основные принципы современной инвестиционной политики [Текст] / Д.В. Розов// Финансы и кредит. - 2015. - С. 27-42.
26. Хоминч И.П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание. [Текст] М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2013. -156с.
27. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: [Текст]: Краткий курс. Учебное пособие. — М.: Российский гуманитарный интернет-университет (РГИУ), 2015. – 85 с.
28. Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления [Текст] // А. Н. Ревенков - Финансы. — 2015. — с. 12-13.
29. О компании ПАО «Новатэк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.novatek.ru/
30. Годовой отчёт ПАО «Новатэк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.novatek.ru/common/upload/doc/NOVATEK_AR2020_RUS.pdf