Фрагмент для ознакомления
2
Проблеме готовности к школьному обучению в последнее время уделяется все больше внимания. Это обусловлено тем, что будущие первоклассники зачастую не готовы к школьному обучению психологически, т.к. к моменту поступления в школу владеют навыками счета, чтения и письма за счет того, что посещают детский сад, различные группы по подготовке к школе, а также спортивные секции, музыкальную школу, изостудию. Однако при этом, забывая, что воспитанник также должен быть мотивирован и заинтересован в работе с педагогом, а главное у него должно быть сформировано положительное отношение к обучению в школе, что позволит ребенку быть уверенным в своих силах и легко адаптироваться к условиям школьной жизни.
Поступление в школу ознаменует начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Как показывает практика начального образования, многие первоклассники, несмотря достижение 7-летнего возраста и имеющимся навыкам обучения, испытывают большие трудности в учении, нередко приводящие к школьной дезадаптации. Основной причиной их трудностей является психологическая неготовность к школьному обучению.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе рассматривается как показатель готовности к принятию позиции школьника и как базовый уровень для освоения учебной программы. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе – это своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период.
ФГОС дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально- волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.М. Пышкало, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и др, в том числе исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы основные компоненты психологической готовности. Это подчеркивает актуальность указанной проблемы и определило выбор темы настоящего исследования: «Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе».
Цель исследования: выявить особенности подготовки детей 6 лет к школьному обучению.
Объект исследования: готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: компоненты готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность психологической готовности ребенка к школе
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста.
3. Проанализировать методический инструментарий направленный на изучение компонентов психологической готовности к школьному обучению
4. Провести анализ результатов эксперимента.
Методы исследования. Чтобы решить заданные задачи, нужно реализовать методы исследования: теоретические (анализ, систематизация и обобщение), эмпирические (констатирующий эксперимент, тестирование).
Методики исследования: методика «Узор» Л.И. Цеханской; методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
Структура исследования: курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ
1.1.Понятие и сущность психологической готовности ребенка к школе
Исследование проблемы психологической готовности к школьному обучению остается актуальным как среди зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов.
Еще Д. Б. Эльконин пришел к выводу о том, что перед образовательными организациями (как детскому саду, так и школе) проблема психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе каждый год выдвигает новые требования, т.к. перед образованием ставятся новые задачи. Зная, что изначальная готовность к школьному обучению во многом определяет успешное обучение ребенка, как в начальной школе, так и в последующие годы учебы, этот вопрос занимает важнейшее место в психолого-педагогических исследованиях. Однако, несмотря на многочисленность исследования, до настоящего времени не сформирована единая точка зрения к пониманию данного феномена.
На данном этапе выделяют несколько устоявшихся подходов к трактовке понятия, характеристике его сущности. Чаще всего в исследованиях встречается понятие «школьная зрелость», под которой понимается достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, позволяющий ему успешно справляться с нагрузкой, обусловленной систематическим обучением, а также новым режимом дня в школе.
С позиции Д. Б. Эльконина, готовность к школьному обучению предполагает «взращивание» социального правила, т.е. выстраивание системы эффективного социального взаимодействия взрослого и ребенка [25].
В работе В. С. Мухиной готовность к обучению в школе подразумевает желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка старшего дошкольного возраста, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию учебной деятельности [7].
По определению Н.И. Гуткиной, «психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников» [26].
Интересен подход И. Шванцара. Он указывает, что школьная зрелость – достижение определенного уровня развития, когда ребенок «становится способным» обучаться в школе. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный. В последние годы все больше внимания проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах [29].
На сегодняшний день практически общепризнанно, что психологическая готовность к школе является сложным , структурным образованием, затрагивающим все стороны детской психики. Это состояние достижения определенного уровня психофизиологического, умственного, личностного и эмоционально-волевого развития, позволяющего детям включиться в организованную учебную деятельность. Обычно психологическая готовность при нормальном развитии формируется у ребенка к 7 годам.
Основными ее компонентами принято считать интеллектуальную, личностную и волевую готовность. Интеллектуальная готовность к школе предполагает сформированность психических познавательных процессов, таких как восприятие, память, мышление, внимание, речь, воображение и развитие учебных навыков ребенка, его кругозора и знаний об окружающей его действительности. Как указывает С.В. Кривых, интеллектуальная готовность предполагает развитие:
образного мышления, воображения и творчества;
основ словесно-логического мышления;
овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, моделирование, схематизация, обобщение);
овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр)
выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представления о мире людей, вещей, природе [25].
В практическом плане к 6 годам дети должны знать:
адрес проживания;
ФИО своих родителей и где они работают;
знать времена года, а именно их последовательность и основные признаки;
знать последовательность месяцев года и дней недели;
знать основные виды цветов, деревьев и животных;
свободно ориентироваться в пространстве и во времени.
Важность интеллектуального развития в своих работах раскрывали
Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Веракса, Н. И. Гуткина,
А. Н. Леонтьев и др. Из их исследований можно сделать вывод о том, что не смотря на то, что интеллектуальному развитию не следует придавать первостепенное значение, но невозможно отрезать, что именно становление и развитие интеллекта способствует тому, что ребенок стремится к переменам [4, 7, 8, 12, 18].
Известно, что современные родители стремятся активно развить у детей именно интеллектуальный компонент. Поэтому с самого раннего возраста они начинают активно водить их в различные развивающие кружки, центры по раннему развитию, центры по развитию интеллекта и т.д. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что для большей части родителей первостепенной задачей становится «поднатаскать» ребенка дошкольного возраста для того, чтобы он много знал, однако необходимо помнить о том, что при подготовке к школе важен не полученный объем информации, а развитие у ребенка процесса мышления.
Получается, что главным показателем интеллектуальной готовности считается способность детей 6-7 лет освоить навыки мыслительных операций, таких как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение и т.д., а также достижение необходимого уровня развития внимания, памяти и речевого аппарата.
Вторым компонентом психологической готовности к школьному обучению является личностная составляющая. Под ней в данном исследовании понимается такой уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста личностных качеств, который позволяет им успешно адаптироваться к меняющейся социальной среде, осознавать свое положение в обществе, т.к. происходит овладение новой социальной ролью – ролью ученика.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин А. Г. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А. Г. Абдуллин, Е. Р. Тумбасова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология, - 2012. - С. 4-11.
2. Агаева Е. Л. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) / Е. Л. Агаева // Дошкольное воспитание. - 2015. – №1. – 28 – 32 с.
3. Безруких М. М. Физическое и психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – М.: Наука, 2010. – 312 С.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2007. – 399 С.
5. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Л. И. Божович. – М.,2003 – 123с
6. Варшава Б. Е. Психологический словарь / Б. Е. Варшава, Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Тропа Троянова, 2008. – 225 с.
7. Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника / А. Н. Веракса, Н. Е. Веракся. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 93 С.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, 2016. – 200 с.
9. Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений: в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. – М: Наука, 2010. – 459 С.
10. Вьюнова Н. И. Проблемы психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар // Психолог в детском саду. – 2012. – № 2. – С. 24 – 29.
11. Ганошенко Н. И. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста / Н. И. Ганошенко // Вопросы психологии. – 2010. – № 9. – С. 12 – 23.
12. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – М.: Просвещение, 2008. – 224 С.
13. Едронова В. Н. Система методов в научных исследованиях / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 10 (313). – С. 33-47.
14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2011. – 152 с.
15. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. – М.: Феникс, 2007. – 187 С.
16. Круглова Н. Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе / Н. Ф. Круглова. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.
17. Куваева С. В. О проблемах раннего развития и раннего обучения детей / С. В. Куваева // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 5 – 11.
18. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Возрастная и педагогическая психология. – Тексты. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2012. – С. 42–52.
19. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2010. – 318 С.
20. Маркова Т. А. Подготовка к школе в семье / Т. А. Маркова, Ф. А. Сохина. – М.: Педагогика, 2016. – 192 с.
21. Маркова А. К. Формирование мотивации учения у детей дошкольного возраста / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Г. Орлов // Возрастная и педагогическая психология. – №1. – 2011. – С. 23 – 29
22. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество: избранные психические / А. М. Матюшкин. – М.: МПСИ, 2018 – 720 с.
23. Мельникова Н. Н. Методика диагностики готовности к обучению в школе / Н. Н. Мельникова, Д. М. Полев, О. Б. Елагина. – Челябинск: Управление по делам образования, 2010. – 50 с.
24. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2014. – 816 с.
25. Михальченко К. А. Психологическая готовность ребенка к школе и успеваемость ребенка в школьном обучении как результат влияния родительского отношения в дошкольном и младшем школьном возрастах / К.А. Михальченко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 63 – 66.
26. Назаренко В. В. Диагностика готовности детей к школе в зарубежных исследованиях / В. В. Назаренко // Современная зарубежная психология. – 2012. – № 1. – С. 17-23.
27. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: Наука, 2009. – 198 С.
28. Носс И. Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавров и магистратуры / Игорь Носс. – Москва : Издательство «Юрайт», 2019. – 362 с.
29. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С 15-29.
30. Ращикулина Е. Н. Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методологические ориентиры / Е.Н. Ращикулина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 78–80.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2015. — 552 с.
32. Рябышева Е. В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Е.В. Рябышева. – Челябинск: Управление по делам образования, 2012. – 116 с.
33. Савенков А. И. Подготовка ребенка к школе / А. И. Савенков, И. Е Ядрихинская. – М.: Академия, 2009. – 164 с.
34. Смирнова Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 91–103.
35. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984. 272 с.
36. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В. Ульенкова // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 62 – 69.
37. Циулина М. В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Марина Циулина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.
38. Цыганков Б. Д. Психиатрия. Основы клинической психопатологии : учеб. для вузов / Б. Д. Цыганков, С. А. Овсянников. - М.: Медицина, 2007. - 335 с.
39. Шадриков В. Д. Проблема готовности ребенка к школьному обучению / В.Д. Шадриков // Вопросы психологии. – 2013. – № 5. – С. 15 – 21-29.
40. Ямбург Е. А. Социально-психологические проблемы становления личностных качеств у детей в современной России / Е.А. Ямбург // Социологический журнал. – 2014. – № 3. – С. 34-38.