Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все мы живем в среде, наполненной технологиями и средствами массовой информации, которая характеризуется различными характеристиками, включая: доступ ко всей существующей массе информации; быстрые изменения в технологии инструментов; способность сотрудничать и вносить индивидуальный вклад в беспрецедентных масштабах.
Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности интернета и мобильных приложений, в последние десятилетия изменило не только повседневную жизнь граждан, но и социальные, экономические и политические процессы.
Достижения в области коммуникации произвели революцию в области журналистики, поскольку журналисты и репортеры по всему миру действуют в совершенно новом для своей профессии формате. В 21 веке по мере развития систем массовой информации (СМИ) будет продолжать развиваться и цифровая журналистика.
Актуальность темы исследования. Современное развитие отечественной журналистики происходит параллельно с бурным развитием средств коммуникации, в связи с чем исследование, цель которого – анализ основных тенденций и проблем развития современной отечественной журналистики в условиях становления информационного рынка, является актуальной.
Степень научной разработанности проблемы. Данная проблема отличается достаточной степенью научной разработанности на различных этапах развития телекоммуникационных систем. Так, вопросам развития современных СМИ посвящены исследования научных деятелей, как, в частности, Ю. В. Маркиной, где она анализирует проблемы рынка СМИ, рассматривая особенности процессов продвижения продукции СМИ на рынке информационных услуг в эпоху пост-журналистики , П. Н. Киричека, где он исследует проблемы журналистики в контексте культуры на переходе отечественной прессы из информационного режима в медийный рынок , Силантьева К. В., где он исследует взаимодействия ключевых субъектов информационного рынка прошлого позволяет спроецировать эту практику на современные реалии (увидеть общее, отличия и понять, как были заложены основы работы), обусловлено развитием медиарынка до наших дней, влиянием экономических и политических факторов и трансформацией системы СМИ , Е. Ю. Колобовой, где она обеспокоена судьбой отечественной журналистики и показывает, что при наличии существенных конкурентных преимуществ интерактивных и цифровых медиа над традиционными средствами массовой информации возникают проблемы не только при монетизации результатов интеллектуального труда, но и в процессе регулирования хозяйственной деятельности субъектов международной журналистики, необходимого в связи с ужесточением конкуренции с медиаресурсами, превалирующими в сети Интернет. . Данной проблеме также посвящены работы Н. Е. Вокуева , Н. С. Левшина и М. Б. Смоленского . Кроме того, данный вопрос поднимался и в других работах современных отечественных исследователей.
Статьи О. Н. Савиновой и С. А. Ржановой ряда других ученых – этому подтверждение Однако в связи с новыми тенденциями развития СМИ, данная тема продолжает представлять интерес и требует новых исследований.
Объект исследования - тенденции и проблемы развития современной отечественной журналистики. Предмет исследования – условия становления информационного рынка.
Цель исследования – анализ основных тенденций и проблем развития современной отечественной журналистики в условиях становления информационного рынка
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- определить средства массовой информации в контексте информационного рынка;
- исследовать воздействие информационного рынка на современную журналистику;
- проанализировать общие тенденции развития журналистики;
- исследовать особенности и проблемы развития отечественной журналистики.
Методы исследования – наблюдение, анализ, а также методы статистических исследований.
Эмпирической базой исследования послужили работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как: Я. Н. Засурский, А. Г. Беспалов, Е. А. Корнило, А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, А. И. Станько, D. McQual, S. Windhal и др.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности применить полученные результаты в теории отечественной журналистики.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применить полученные результаты в практике анализа отечественной журналистики.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Влияние развития информационного рынка на современную журналистику
1.1. Средства массовой информации в контексте информационного рынка
Рынок информационных услуг представляет собой слияние экономических, правовых и организационных отношений по торговле (покупке и продаже) информационных услуг между поставщиками и потребителями и характеризуется определенной номенклатурой услуг, а также условиями и механизмами их представления .
Интересующий нас с точки зрения журналистики сектор информации информационного рынка (рис.1), можно разделить на три подсектора: сектор деловой информации; сектор информации для специалистов; сектор массовой, потребительской информации.
Рисунок 1 Структура информационного рынка
Средства массовой информации выполняют ряд определенных функций, а именно: информационные, интерпретирующие, поучительные, связывающие и отвлекающие функции . Далее рассмотрим их подробнее.
- Информационная функция.
Нам нужна информация, чтобы удовлетворить любопытство, уменьшить неопределенность и лучше понять, как мы вписываемся в этот мир. Количество и доступность информации сейчас огромны по сравнению с тем, что было сорок лет назад, когда несколько телевизионных сетей, местных радиостанций и газет соревновались, чтобы держать нас в курсе событий.
Насыщенность СМИ привела к усилению конкуренции за предоставление информации. В таких условиях некоторые новостные агентства в «борьбе за выживаемость» позволяют себе сообщать информацию преждевременно, неточно или частично.
- Функция интерпретации.
СМИ интерпретируют сообщения более или менее явно и этично. Редакционные статьи в газетах долгое время были явной интерпретацией текущих событий, и теперь деятели кабельного телевидения и радио предлагают социальные, культурные и политические комментарии, полные субъективных интерпретаций. Хотя некоторые из них действуют в этических, так называемых, «серых зонах», потому что используют форматы, которые заставляют их казаться традиционными новостными программами, большинство из них открыто заявляют о своих мотивах. Поучительная функция.
Некоторые средства массовой информации существуют для распространения знаний путем обучения, а не просто передачи информации. Если основные новостные сети преимущественно выполняют информационную функцию, то кабельные новостные сети, зачастую, сочетают информационную функцию и функцию интерпретации. Углубленное освещение на Национальном общественном радио и Службе общественного вещания, а также более драматизированный, но все же образовательный контент.
- Связывающая функция.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вокуев Н.Е. Рынок культурных медиа в России: тенденции и структура. Журнал интегративных исследований культуры. 2020. Т. 2. № 2. С. 90-97.
2. Грабельников, А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2008. 349 с.
3. Добросклонская T. Г. Медиатекст как единица дискурса средств массовой информации // Актуальные процессы в различных типах дискурсов: политический, медийный,рекламный дискурсы и инетернет-коммуникация : материалы международной конференции. М. : Ярославль, 2009. С. 137—143.
4. Журналистика в 2005 году: трансформа ция моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М. : Фак-т журналистики МГУ, 2006. 600 с.
5. Журналiстыка-2008: стан, праблемы i пер спектывы : матэрыялы 10-й Мiжнар. навукова практ. канф. Мiнск : БДУ, 2008. 560 с
6. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / И.И. Засурский. – М., 1999. 165 с.
7. Информационный рынок [Электронный ресурс] https://libraryno.ru/8-4-informacionnyy-rynok-osnbizn/
8. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. 496 с
9. Киричёк П.Н. Журналистика в универсуме культуры: конфликт традиций и новаций. В сборнике: IV Моисеевские чтения. Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 2021. С. 282-287.
10. Колобова Ю. В. Развитие российского медиарынка и цифровой разрыв. Управленческое консультирование. 2019. № 6 (126). С. 67-78.
11. Коммерсант. 7 тенденций современных СМИ. [Электронный ресурс] https://www.kommersant.ru/documents/7tendenciSMI.pdf
12. Левшин Н.С., Смоленский М.Б. Новеллы правового обеспечения информационной безопасности и их влияние на рынок интернет - журналистики. Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (38). С. 111-115.
13. Маркина Ю. В. Новации рынка информационных услуг и трансформация качественной журналистики в начале XXI века. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 8, Литературовед. 2019. № 1 (18), С. 23-35.
14. Ржанова С.А. Профессиональный диалог: основа журналистики сферы бизнес - коммуникации. Культура в фокусе научных парадигм. 2019. № 9. С. 148-153.
15. Савинова О.Н. Социальный и корпоративный векторы развития современной прессы. Медиаскоп. 2011. № 4. С. 30.
16. Силантьев К. В. Власть, пресса и капитал - принципы информационного взаимодействия во второй половине XIX в. (на примере издательских проектов К. В. Трубникова). Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2018. № 4. С. 237-245.
17. Фролова, Т. И. Человек и его мир в ин формационной повестке дня: гуманитарные технологии в журналистике. М., 2009. 288 с.
18. Bittner, J. R., Mass Communication, 6th ed. (Boston, MA: Allyn and Bacon, 1996).
19. FAIR [Электронный ресурс] www.fair.org
20. Shaping the future of newspapers [Электронный ресурс] https://blog.wan-ifra.org/tags/shaping-the-future-of-the-newspaper