Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что начало XXI в. характеризуется так называемой четвертой промышленной революцией, или цифровизацией экономики и социальных отношений. Переход экономики из индустриальной стадии развития в постиндустриальную оказывает определяющее влияние на отношения между работниками и работодателями.
Само трудовое право зародилось в XVIII - XIX вв. Тогда промышленная революция выразилась в технологическом усовершенствовании производственного оборудования, позволившем начать массовое промышленное производство продукции и высвободившем рабочую силу, ранее занятую более примитивным производством. Возник резкий дисбаланс на рынке труда, сильнейший перекос спроса и предложения труда в сторону предложения и, как следствие, навязывание работодателями кабальных условий труда работникам. В условиях реформирования трудового законодательства представляется актуальным и необходимым исследование концептуальных вопросов о роли трудового права в гражданском обществе; о существовании и развитии трудового права в современном цивилизованном государстве.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с тенденциями трудового права.
Предметом работы являются нормы действющего законодательства, регламентирующие трудовое право, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы является изучение современных тенеденций в трудовом праве.
Задачами работы ставится:
- Изучить тенденции развития личных неимущественных трудовых прав;
- Проанализировать цифровую трансформарцию трудового права;
- Определить тенденции развития дисциплины труда;
- Исследовать тенденции развития удаленной работы в трудовом праве.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Тенденции развития правового положения работника и отрасли трудового права
1.1. Тенденции развития личных неимущественных трудовых прав
Международная организация труда рассматривает трудовые права в XXI веке в роли определяющего фактора самореализации человека, его личностного развития. В этой связи особую значимость приобретают проблемы правового обеспечения особой категории трудовых прав - личных неимущественных трудовых прав.
К основным личным неимущественным трудовым правам, полагаю, следует отнести:
1. Право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование.
2. Право на трудоправовую информацию.
3. Право на неприкосновенность личной жизни и защиту персональных данных.
4. Право на продвижение по работе, на оценку и признание трудовых заслуг, достижений.
5. Право на защиту достоинства в период трудовой деятельности и защиту от моббинга (морального преследования на работе), право на психологически комфортную трудовую среду.
Остановимся на кратком анализе каждого из вышеперечисленных прав.
Рассмотрим право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование. В XXI веке происходит постепенная переориентация общественного развития. Одним из основных приоритетов становится приобретение знаний, профессиональное образование. Более того, особое значение приобретают индивидуальные, зачастую уникальные знания и умения, что позволяет говорить о формировании сектора «крафтовой экономики» - нового ремесленничества и мейкерства, - связанной в том числе и с творческим ручным трудом, основанным на уникальных знаниях и навыках.
В Рекомендации МОТ № 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» (2004 г.) отмечается, что образование, подготовка кадров и непрерывное обучение имеют основополагающий характер и должны быть неотъемлемой частью социальной политики государств. Более того, государства-члены должны признавать право каждого гражданина на образование и профессиональную подготовку и в сотрудничестве с социальными партнерами обеспечивать доступность непрерывного обучения для всех.
Между тем в России до сих пор дискутируются проблемы профессионального образования и роль в процессе профессиональной подготовки высшего образования, тогда как, например, в Японии вопрос ставится едва ли не о всеобщем высшем образовании для взрослых. При этом главы 31 и 32 ТК РФ предполагают гарантированность подготовки и дополнительного профессионального образования только в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, а в остальных случаях все определяется на коллективно-договорном и индивидуально-договорном уровнях.
В настоящее время изменилась и идеология организации труда. В индустриальной системе знание и творческие способности работника были как бы отделены от труда, а главной являлась технология производства и предусмотренная последовательность действий. Конвейерный и иной репродуктивный труд должен был исполняться точно по инструкции, в соответствии с определенными алгоритмами и техническими нормами. При этом любое отклонение считалось нарушением заданной технологии, а элемент самостоятельности и творчества в наиболее массовом низовом звене были минимальными.
В новой экономике знаний создаются целостные модели инициативного творческого труда, основанного на самоорганизации и самоконтроле, отходе от алгоритма в пользу нестандартных подходов. Главным становится не столько требование инструкции, сколько определение наиболее эффективного пути к достижению поставленной задачи. Новые формы организации труда предъявляют и иные требования к личности работника и его способности к труду, модифицируют профессиональные стандарты и квалификации, а равно и саму трудовую функцию работника. Массово исчезают и в дальнейшем будут исчезать профессии, которые требуют механических навыков (стенографист, помощник, в перспективе продавец, водитель, охранник и др.). Это выдвигает новые требования к постоянному пополнению и возобновлению профессиональных знаний, широкой квалификации работника при совмещении трудовых функций и профессий (должностей), а равно требования к творческой составляющей трудовых прав и обязанностей.
Особо отметим, что в настоящее время на Западе все чаще в содержание (структуру) трудового договора включается образовательный элемент. Более того, мотивом устройства на работу нередко становится желание приобрести новые знания, в связи с чем элементы трудового договора содержат условия о труде и обучении в неразрывном единстве: обучение в процессе труда и труд в процессе обучения. Кроме того, важнейшими структурными элементами коллективно-договорных и локальных нормативных актов становятся образовательные разделы. Перспективным видится и расширение профессиональных групп, проходящих в соответствии с законодательством периодическое обучение, а равно его интенсификация (не раз в 5 лет, а в 2 - 3 года). Между тем, как отмечают специалисты, несмотря на то что в национальном законодательстве государств - членов ЕС в настоящее время имеются нормы, регулирующие профессиональное переобучение и повышение квалификации, но эти нормы, как правило, не гарантируют субъективного права работника на такую переподготовку и дополнительное профессиональное обучение. Таким образом, проблема гарантированности права работника на «пожизненное» профессиональное обучение и переобучение в условиях Четвертой промышленной революции нуждается в принципиальном решении здесь и сейчас социальными партнерами: государством и представителями работодателей и работников.
Выделяют право на трудоправовую информацию. XXI век - это век информационного общества, что в полном объеме осознается и руководством нашей страны. В этой связи потребовалось осмысление и теоретическое обоснование нового отраслевого института «информационные права работников и работодателей». Именно анализ информационных трудовых прав позволил нам утверждать о появлении нового одноименного института в трудовом праве. Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 года (пересмотренная) провозглашает право работников на информацию и консультации: «Регулярно, в доступной форме получать информацию об экономическом и финансовом положении работодателя, получать консультации по решениям, затрагивающим интересы работников» (ст. 21). В ТК РФ права работников на информацию закреплены в более чем 20 статьях. Так, ст. 21 ТК РФ закрепляет право работников на доступ и получение полной, достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда, ст. 22, 37 ТК РФ - информационные права представителей работников и работодателей в сфере социального партнерства и др.
С правом на информацию связана и цифровизация трудовых отношений (использование электронной подписи и электронный обмен информацией между работниками и между работниками и работодателем, введение электронной трудовой книжки, организация дистанционного труда и др.). Отсюда очевидны и назревшие в этой части изменения и дополнения в ТК РФ. Информация становится важнейшей сферой пересечения при взаимодействии права и экономики.
В условиях цифровой экономики проявилась проблема реализации работником права использовать ресурсы сети Интернет на рабочем месте в личных целях.
В рассматриваемом аспекте представляет интерес и Постановление ЕСПЧ от 5 сентября 2017 года по делу «Бэрбулеску против Румынии». В нем, в частности, определено, что полный запрет на пользование Интернетом в личных целях с рабочего компьютера неприемлем, так как в процессе общения человек формирует свою социальную ценность и именно в контексте своего рабочего времени большинство людей имеют значительную, если не самую большую, возможность устанавливать отношения с внешним миром.
Существует право на неприкосновенность личной жизни и защиту персональных данных. Появление в ТК РФ главы 14 «Защита персональных данных работника» означает несомненное возрастание важности именно личных неимущественных прав работника. Отметим, что мировой тенденцией является общая регламентация персональных данных на уровне закона,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Европейская социальная хартия (пересмотренная). Принята в г. Страсбурге 03.05.1996 // Бюллетень международных договоров», 2010, № 4, апрель, с. 17 – 67.
2. Рекомендация № 195 Международной организации труда «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение». Принята в г. Женеве 17.06.2004 на 92-ой сессии Генеральной конференции МОТ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Рекомендация № 111 Международной организации труда «О дискриминации в области труда и занятий». Принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1266 - 1269.
4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.
7. Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой» // СЗ РФ. 2020. № 17. Ст. 2700.
8. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
9. Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 № 597-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Равинской Ларисы Вадимовны на нарушение ее конституционных прав статьями 11, 15, 16, 22 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации» // Экономика и жизнь, № 38, сентябрь, 2009.
10. Абрамова А.А. Дисциплина труда (правовые вопросы). М., 2019. С. 49.
11. Данилова Д. Ручной труд в тренде. Могут ли мейкеры создать новую экономику // Русский репортер. 2019. С. 8 - 15.
12. Забрамная Е.Ю. К вопросу о понимании внутреннего трудового распорядка и его нормативной основы // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 30 - 33.
13. Забрамная Е.Ю. Соотношение понятий «профессиональная» и «дисциплинарная» ответственность и современные тенденции развития данных видов ответственности // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 2.
14. Зенин С.С., Кутейников Д.Л., Ижаев О.А., Япрынцев И.М. Правотворчество в условиях алгоритмизации права // Lex russica. 2020. Т. 73. № 7. С. 99.
15. Коршунова Т.Ю. Работа на основе интернет-платформ: возможно ли признание отношений трудовыми? // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2020. Вып. 26. С. 48.
16. Лескина Э.И. Влияние развития нейронных сетей на трудовые отношения // Российская юстиция. 2020. № 8. С. 9 - 12.
17. Лушников А.М. Право и экономика. М.: Норма, 2019. С. 82.
18. Лушников А.М., Лушникова М.В. Онтология отечественной науки трудового права в постсоветский период. М., 2017. С. 39.
19. Лушников А.М., Лушникова М.В. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития. М., 2015. С. 127 - 134.
20. Лушникова М.В. Личные неимущественные трудовые права в XXI веке // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 19.
21. Лютов Н.Л., Войтковская И.В. Водители такси, выполняющи.е работу через онлайн-платформы: каковы правовые последствия «уберизации» труда? // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6. С. 152
22. Подузова Е.Б. Односторонние организующие сделки (сделки по организации отношений сторон): проблемы определения и толкования в контексте коллективного использования товаров и услуг (sharing economy) // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 3. С. 89.
23. Попова Н.Ф. Основные направления развития правового регулирования использования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в сфере гражданских правоотношений // Современное право. 2019. № 10. С. 69 - 73.
24. Потапова Н.В. О содержании договора предоставления труда работников (персонала) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 10 (38). С. 34.
25. Сунцова С.А., Головина О.Д. Проектно-процессный подход к разработке алгоритма внедрения профессиональных стандартов в организации // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып. 4. С. 46 - 47.
26. Филипова И.А. Алгоритмизация: воздействие на сферу труда и ее регулирование // Российская юстиция. 2020. № 11. С. 13.
27. Чайка Л.Н. Проблема обеспечения достойных условий труда при нестандартных формах занятости // Право и экономика. 2018. № 9. С.49.
28. Чесалина О.В. Работа посредством интернет-платформ как вызов трудовому правоотношению // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 14 - 17.
29. Чесалина О.В. Стабильность занятости и право на переобучение в условиях цифровизации экономики: факторы риска и необходимые правовые реформы // Российская юстиция. 2019. № 6. С. 68 - 70.
30. Янковский Р.М. Проблематика правового регулирования децентрализованных систем на примере блокчейна и смарт-контрактов // Государственная служба. 2018. Т. 20. № 2. С. 66.