Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ЦИКЛИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 4
1.1.Выносливость, ее виды и показатели 4
1.2 Использование циклических упражнений для развития выносливости младших школьников 9
1.3. Физиологические особенности, влияющие на развитие выносливости у детей младшего школьного возраста 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Методы, цели и задачи исследования 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Результаты исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. По мнению многих специалистов, значительное место в процессе воспитания физических качеств у школьников на уроках физической культуры должно быть отведено воспитанию выносливости, так как высокий уровень развития этих качеств, способствует достижению высоких спортивных результатов.
Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной системы, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Кроме того, на выносливость оказывает влияние уровень развития координации движений, силы психических процессов и волевых качеств.
Исследования, которые проводятся передовыми отечественными и зарубежными специалистами говорят о том, что грамотное и рациональное применение упражнений на развитие выносливости значительно понижает вероятность получения травм и способствует росту спортивных результатов в будущем (Фатеева О.А., Фатеев Г.В., Ключникова С.Н., Тимошина С.В. и др.).
Проблема развития выносливости, существенно связанная со школьным возрастом и возрастными особенностями, ещё не получала должного научного обоснования. Основная задача, связанная с развитием выносливости у школьников, заключается в формировании условий при различных видах двигательной деятельности. Достаточно большой объем средств позволяет решать эту проблему.
Однако на практике использование, как общеразвивающих, так и специальных упражнений вызывает достаточно много трудностей.
Сложность в развитии выносливости заключается в том, что сами средства (упражнения) должны быть направлены на воспитание не только общей, но и специальной выносливости.
Таким образом, возникает основное противоречие в решении этой проблемы, которое затрагивает методическую основу: какие методы воспитания выносливости целесообразно использовать.
Объект исследования – процесс физической нагрузки младшего школьного возраста.
Предмет: физическая нагрузка циклического характера при развитии общей выносливости школьников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что на уроках физической культуры возможно развития выносливости детей 4 класса при помощи физической нагрузки циклического характера.
Цель курсовой работы – рассмотреть влияние физической нагрузки циклического характера на развитие общей выносливости у школьников на уроках физической культуры в начальной школе (4-е классы).
Задачи:
1.Изучить теоретические основы развития общей выносливости школьников посредством физической нагрузки циклического характера;
2. Рассмотреть развитие выносливости в начальной школе (4-е классы);
3. Выявить динамику показателей развития общей выносливости школьников посредством физической нагрузки циклического характера.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ЦИКЛИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.1. Выносливость, ее виды и показатели
Выносливость в спорте - это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений. Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов [5, c 57].
На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена. Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени; это способность человека проявить индивидуальные свойства, позволяющие ему противостоять утомлению в процессе длительной механической работы.
Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, комᴨенсированного утомления и декомᴨенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением первых признаков усталости, свидетельствующих о начале развития утомления. Вторая фаза характеризуется прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной мощности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением биохимической структуры двигательного действия (например, уменьшением длинны и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящего к снижению мощности работы вплоть до ее прекращения.
Продолжительность работы без снижения мощности - суммарное время работы в первых двух фазах - будет характеризовать лишь одну из способностей, выражающую качество выносливости, а суммарное время работы во всех трех фазах отражает уровень физической работоспособности в данной зоне мощности[12].
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами. Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего используют косвенный метод. Косвенный метод – это когда выносливость определяется по времени преодоления какой-нибудь достаточно длиной дистанции, например, 10000м.
В практике различают 2 вида выносливости: общую и специальную.
Общая выносливость – это способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. Общая выносливость на 85-100% спортивный результат. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способность к широкому переносу, т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжной гонке, ходьбе. Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости.
Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности рабочих движений) и от способности спортсмена терпеть, т.е. противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий. Биологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Основной показатель потребления аэробных возможностей – это максимальное потребление кислорода (МПК) в литрах в минуту.
Специальная выносливость – это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализированного упражнения[10].
В спорте под словом «выносливость» подразумевается способность выполнять интенсивную мышечную работу в условиях недостатка кислорода. Разные люди по-разному справляются со спортивными нагрузками. Кому-то они достаются легко, кому-то с напряжением, так как все зависит от индивидуальной устойчивости человека к кислородной недостаточности. Кислородная недостаточность возникает при значительной физической нагрузке. Не успевая получить из атмосферного воздуха необходимый кислород, организм спортсмена вырабатывает энергию за счет анаэробных реакций, при этом образуется молочная кислота.
О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп показателей:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрианов, В.В. Развитие выносливости в системе физической подготовки [Текст] / В.В. Андрианов.: учеб. – метод. пособие/ Ульяновск.: УВАУ ГА (И), 2016. – 50 с.
2. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Просвещение, 2017. – 56 с.
3. Грецов, Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика: Учебник / Г.В.Войнова С.Е. Грецов и др. - М.: Academia, 2018. - 158 c.
4. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений: учебное пособие [Текст] /В.П. Губа. - М.: Смоленск, 2014. -138 с.
5. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2019. - 184 c.
6. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. для студентов вузов [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров.– М.: Академия, 2015. – 272 с.
7. Жилкин, А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 464 с.
8. Захарова Л.В. Физическая культура / Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д.- Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 612 с.
9. Зациорский, В. М. Биомеханические основы выносливости / В.М. Зациорский, С.Ю. Алешинский, Н.А. Якунин. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 208 c.
10. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости [Текст] / Н.В. Зимкин. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 205с.
11. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2019. – 393 c.
12. Коротаева М. Ю., Макаева А. Е. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый. - 2017. - №48. - 315-318 с. 67
13. Коц Я. Спортивная физиология: Мышечный аппарат и выносливость/ Я. Коц - Москва: Физкультура и спорт,2014 - 30с.
14. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2016. – 208 с.
15. Литвинов, Е. Н. Как стать сильным и выносливым / Е.Н. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2020. - 184 c.
16. Масалова, О.Ю. Теория и методика физической культуры / О.Ю. Масалова. - РнД: Феникс, 2018. - 572 c.
17. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
18. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 166 c.
19. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: Учебник / Под ред. Торочкова Т.Ю.. - М.: Academia, 2019. - 192 c.