Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях высокой динамики жизни современное развитие внимания младших школьников – одно из основных направлений учебного процесса. Перед педагогами ставится ряд проблем, таких как охрана здоровья учащихся, формирование для них благоприятных условий жизни и учебы. Серьезной проблемой для развития и обучения детей является отсутствие внимания. В школах России насчитывается огромное число учащихся, утративших заинтересованность в учебе. Педагоги отмечают снижение развития познавательных процессов, в числе которых концентрация внимания. Невнимательных детей в школе действительно много. Выражается это в неумении ребенка различить главное и второстепенное в упражнениях, неспособности сосредоточиться на задание, в пропуске своих ошибок на этапе проверки. Все это приводит к необходимости разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Развитие внимания младшего школьника играет огромную роль, так как является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Оно является неотъемлемой частью в регуляции интеллектуальной активности. Внимание концентрирует сознание человека в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, явлении, мысли, образе, предмете и т.д.
Внимание школьника в учебно-познавательной работе – это сосредоточенность его сознания на объектах необходимых на этапах познавательной деятельности. Неумение понять преподаваемый материал, приступить и последовательно выполнить задание, выучить текст, изготовить и проиллюстрировать предмет, пропустить ошибку обуславливается недостаточным вниманием, а не плохой памятью или мышлением. Работы отечественных ученых показывают, что внимание – главное условие, отличающее хорошо успевающих учеников от их одноклассников.
Указанное выше дает нам актуальность темы нашей курсовой работы.
Начало научного рассмотрения проблемы развития внимания, в разное время, было положено отечественными психологами, такими как П.Я. Гальперин, С.П. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.Г. Ананьев. Эти исследователи давали определение вниманию, его свойства, формы, функции, динамику развития.
Большой вклад, в проблему развития внимания внесли также зарубежные психологи В. Вундт, Т. Рибо. Более полную характеристику свойств и видов внимания дали современные исследователи В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев.
Объект исследования: внимание как психологический процесс.
Предмет исследования: особенности развития внимания детей младшего школьного возраста.
Цель работы: теоретически изучить и экспериментально исследовать особенности развития внимания детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущность внимания как психологический процесс;
2) изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста;
3) подобрать методики для диагностики уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста;
4) провести диагностику уровня развития внимания у детей дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что внимание младших школьников является слабо организованным, имеет небольшой объем, слабо развитые переключение и распределение внимания.
Методы исследования:
– теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблеме;
– эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом полученных данных.
База исследования:
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития внимания в ходе учебной деятельности у младших школьников
1.1. Понятие о внимании и его видах в психолого-педагогической литературе
В нашей повседневной жизни внимание упоминается чаще, чем любой другой психический процесс. Вниманию определено большая роль в жизни человека, так как оно активизирует нужные и притормаживает ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации. Никакой психический процесс не будет протекать целенаправленно и продуктивно, если внимание не сосредоточено на том, что нужно воспринимать или сделать.
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них [2].
Проблеме изучения внимания, а также его видов и свойств уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, И. Гербарт, Н.Ф. Добрынин, Л.Н. Леонтьев, Дж.Миль, Р.С. Немов, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева.
Л.С. Выготский связывал внимание с развитием высших психических функций в контексте своей культурно – исторической концепции. Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредствам которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание [3].
Т. Рибо подчеркивал, что внимание всегда связано с эмоциями и навязывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он рассматривал особенно тесную зависимость [17, с. 75].
С.Л. Рубинштейн считал, что внимание тесным образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию [18].
Н.Ф. Добрынин определял внимание как «направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности. Направленность – это выбор деятельности и поддержание ее, сосредоточенность внимания – это углубление в данную деятельность и отвлечение от других». По его мнению, развитие внимания – это формирование внимания с помощью внешних и внутренних средств, и над этим можно брать управление [9].
Природа внимания может быть развернута через разбор деятельности, и представления о внимании мы сможем найти в работах А. Н. Леонтьева, который представил несколько общих положений. Во внимании выражается, однако, не вся система деятельности, а лишь работа ее ведущего уровня. Эти положения можно было бы свести в следующую единую формулу: внимание есть феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности [15].
Хорошую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин, который определил внимание как, свернутое идеальное и автоматизированное действие контроля [5].
Объекты внимания — одушевленные, неодушевленные предметы, природные явления, наука, искусство, присутствующие в поле зрения. Все это представляет собой достаточный интерес или предопределяется необходимостью исследования. Для развития внимания важны возрастные факторы людей, наличие целеустремленности. Помимо заинтересованности предметом или явлением требуется систематическое выполнение упражнений. Перечисляя особенности развития функции, рассмотрим свойства и характеристики, от которых зависит процесс.
Выделяют следующие характеристики внимания: направленность, сосредоточенность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем.
Под направленностью следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.
Под сосредоточенностью подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность. С другой стороны сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего [13, с. 207].
Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности.
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда и других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности [8]. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Концепция выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями [7, с. 168].
Концентрация или удержание внимания на предмете хорошо реализуется при наличии мотивации. При этом сознание управляет параметром интенсивности в процессе. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно [7, с. 168]. Переходы с одного объекта на другой зависят от соотношения между ними. Процесс может привести к усталости.
Следующее свойство внимания – его объем. Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности. Важной особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал так, чтобы не перегружать объем внимания учащихся [10, с. 167]. Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.
Также ученые в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Л. С. Выготский обозначает произвольное и непроизвольное внимание как первичное и вторичное, считая, что первичное, непроизвольное внимание – то, с которым ребенок рождается; вторичное, произвольное внимание формируется по мере становления всех других психических функций и является, прежде всего, социально опосредованным типом внимания [4].
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.
Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Произвольное внимание, хотя и требует участия вполне определённых мозговых структур, не сводится лишь к их функционированию и подлежит особым воспитательным и формирующим воздействиям. Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б. Батюта. - М.: Логос, 2014. -306 с.
2. Внимание, его диагностика и развитие [электронный ресурс] – URL: http://azps.ru/articles/vnimanie.html (Дата обращения: 06.05.2022)
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / под ред. Л.С. Выготского. - М.: Педагогика, 2000. - 328 c.
4. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Москва // Психология внимания : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Москва : АСТ : Астрель, 2008. – С. 671-701
5. Гальперин,П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Психология внимания : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Москва : ЧеРо, 2001. – С. 534-542
6. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие / О. О. Гонина. - Москва : Флинта : Наука, 2014. - 271 с.
7. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
8. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / под ред. Н.Ф. Добрынина. - М.: Просвещение, 2008. - 118 с.
9. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 12-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 414 с.
10. Коффка К. О внимании [Текст] / К. Коффка // Хрестоматия по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:ЧеРо, 2001. – 858 с.
11. Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по вниманию [Текст] /А.Н. Леонтьев. – М.: Издательство Московского университета, 1996. – 163 с.
12. Маркова А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / А.А. Маркова // Начальная школа. – 2001. – № 2. – С. 89.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2006. – 122 с.
15. Психологические основы развития ребенка и обучения : [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. – 422 с.
16. Психолого-педагогические рекомендации по осуществлению коррекционно-развивающей работы по развитию внимания [электронный ресурс]: http://licey395.ru/uploads/files/psixo/razvitie-vnimaniya.pdf?ysclid=l2u4o716ow (дата обращения 06.05.22)
17. Рибо Т. Психология внимания / под ред. Т. Рибо. - СПб.: Изд-во Ф.Павленкова, 2000. - 369 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 2004 . – 334 с.
19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. - М.: Академия педагогических наук, 1949. - 450 с.
20. Шевырдяева, К.С. Психолого-педагогические особенности младших школьников [Текст]/ К.С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 25-30