Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.
Российское общество начинает осознавать, что оно живет не просто в ситуации враждебного отношения Запада к русскому государству, Русскому миру и русской цивилизации, а в состоянии ведущей против нашей страны информационно-психологической войны, авторы которой находятся за ее пределами.
Сегодня в России проводится сознательная дегероизация. На любом российском телеканале дегероизации уделяют так много внимания, что скоро не останется не только в советской, но и вообще русской истории ни одной заметной личности, достойной уважения потомков .
Во многих публикациях самого разного толка сгусток воздействий, направленный на Россию, гораздо более сильный и изощренный, чем тот, что разрушил Советский Союз. Поэтому сегодня, наряду с военными лабораториями, где ученые, инженеры разрабатывают новые системы ракет и ядерных зарядов, необходимо создание современно оснащенных лабораторий по изготовлению интеллектуального оружия. Оружия, способного отражать интеллектуальные удары противника. Таким интеллектуальным «оружием», способным отражать современные изощрённые информационно-психологические атаки нашего противника, могут являться только твёрдые знания, получаемые учащимися в наших отечественных образовательных учреждениях: от школы до университета, основанных на традиционных духовно-нравственных ценностях нашего многонационального народа, единства его культур, патриотизме, многовековой совместной истории, неразрывно связанной с построением и защитой нашего единого многонационального государства. Именно такие образовательные учреждения должны стать современно оснащенными лабораториями по изготовлению «интеллектуального оружия». Особое значение при этом имеет подготовка педагогических кадров, владеющих таким интеллектуальным «оружием», способных научить этому своих учеников .
Восточная мудрость гласит: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». В постперестроечное время мы практически отказались от воспитания своего подрастающего поколения, позволив различным зарубежным фондам финансировать издание учебной литературы, особенно по истории, для наших различных учебных организаций.
Для формирования системы обучения, стоит обращаться к опыту прошлого. Прежде всего, к опыту отечественных историков-методистов.
Целью данной работы является рассмотрение деятельности отечественных историков-методистов.
Задачи:
- описать вопрос актуальности формирования исторического мышления;
- изучить мнение отечественных историков-методистов о роли формирования исторического мышления;
- проанализировать труды историка-методиста А. А. Вагина;
- сравнить методы обучения истории А. А. Вагина и А. И. Стражева.
Глава 1 Изучение истории в школе и формирование исторического мышления: особенность процесса
1.1 Актуальность формирования исторического мышления
А. И. Герцен, приведя в своем сочинении «О месте человека в природе» эти слова Цицерона, подчеркнул, что мышление – главное назначение человека. Оно неразрывно с самопознанием и определяет место человека в природе. В самом деле, мышление, как процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания, позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях и отношениях действительности, которые не могут быть восприняты его органами чувств. Мышление, как высшая форма активного отражения человеком объективной реальности, состоящая в целенаправленном опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий, возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем. Не удивительно, что мышление человека протекает в различных формах и структурах: понятиях, категориях, теориях, – в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.
Мышление, как сложный социально-исторический феномен, изучается многими науками: теорией познания, логикой, кибернетикой, психологией, языкознанием и другими. При рассмотрении этого человеческого феномена выделяют мышление теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания) и другие его виды. Мышление, как историческое явление, предполагает преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с которым находится в неразрывной связи. Мышление как опосредованное отражение внешнего мира дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать получаемой информацией, успешно строить свои планы и программы поведения. То есть мышление – это одновременно и процесс и деятельность личности, характеризующиеся мотивациями, способностями и рядом других качеств человека.
Одним из видов научного мышления выступает историческое мышление. А. В. Лубский определяет его как совокупность умственных процессов, лежащих в основе когнитивной деятельности, связанной с моделированием исторической реальности на основе информации о ней. Научное историческое мышление критично, рефлексивно и эвристично, основывается на конкретном изучении исторической реальности. Продуктом такого мышления являются новые исторические знания эмпирического, теоретического и аксиологического характера. Историческое мышление носит целенаправленный характер. Оно всегда конкретно и теоретично, направлено на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Агансон О. И., "Преподавание истории в школе: современные информационные технологии в помощь учителю": летняя онлайн-школа для учителей на историческом факультете МГУ // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 9. — С. 40-42
2) Алексашкина Л. Н., Об актуальных аспектах реализации индивидуального подхода при изучении истории школьниками // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 6. — С. 70-75
3) Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока – М.: Просвещение, 1968. – 434 с.
4) Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. –М.: Просвещение, 1972.
5) Ворожейкина Н. И., Вспоминая учителей // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2018. — № 1. — С. 42-44.
6) Вяземский Е. Е., Научная школа методиста Петра Васильевича Горы: история и современность (к 150-летию МПГУ) // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2021. — № 8. — С. 29-38.
7) Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2019.
8) Донская Н. С., Научно-методическое наследие профессора П. В. Горы: итоги историко-методического исследования // Преподавание истории в школе. — 2021. — № 10. — С. 68-71.
9) Короткова, М. В. Педагогическое наследие М. Т. Студеникина в свете тенденций развития современного исторического образования / М. В. Короткова. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2018. – No 2. – С. 10-13
10) Крутова И. В., Организация групповой работы в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 8. — С. 3-5
11) Лазукова Н. Н., Проектирование процесса развития межпредметных умений в обучении истории // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 1. — С. 3-5
12) Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории : пособие для учителей / И. Я. Лернер. – М. : Просвещение, 1982. – 191 с. – Текст : непосредственный.
13) Лернер, И. Я. Изучение истории СССР в IX классе /И. Я. Лернер. – Текст : непосредственный // Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся. – М., 1963.
14) Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. БимБад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2020.
15) Синельников И. Ю., Поиски путей межпредметного взаимодействия в отечественном образовании ХХ века: история и современность // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 3. — С. 30-36
16) Студеникин, М. Т. Современные тенденции методики преподавания в школе / М. Т. Студеникин. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2016. – No 1. – С. 7-9.
17) Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / отв. ред. А. О. Чубарьян. – М. : Аквилон, 2020.
18) Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник /Э. В. Ванина, Л. К. Ермолаева, О. Н. Журавлева [и др.] ; под ред. В. В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. – М. : Высш. шк., 2020.
19) Степанищев, А. Т. История России: преподавание в школе : учебное пособие / А. Т. Степанищев. – М. : Гардарики, 2001. С. 306
20) Шукшина, Л. В. Мониторингстепени сформированности исторического мышления в системе вузовского образования / Л. В. Шукшина, О. В. Мизонова, В. К. Катаинен. – Текст : непосредственный // Интеграция образования. 2017. – Т. 21, No 1. – С. 86-90