Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджет федеральный – это финансовый план, который является частью бюджета государства с федеральной системой государственного устройства. Порядок исполнения и формирования федерального бюджета регламентируется на законодательном уровне. Этот документ является главным, в котором прописываются все перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него проходит мобилизация финансовых ресурсов для того, чтобы реализовать социальную политику государства, регулировать его экономическое развитие, укреплять обороноспособность страны. С бюджета федерального распределяют основную часть денежных средств для народного хозяйства, разных отраслей непроизводственной и производственной сферы страны.
Структура доходов определяется несколькими факторами, прежде всего основными потребностями государства в денежных ресурсах, а также возможностями государства по эффективному использованию этих ресурсов. Есть еще один немаловажный фактор, который определяет структуру доходов федерального бюджета — это особенности экономической политики, которую проводит государство в данный период времени.
Структура расходов федерального бюджета определяется каждый раз основными потребностями и функциями государства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что с экономической точки зрения федеральный бюджет является самым важным элементом макроэкономической политики государства, так как именно он обеспечивает активное накопление денежных ресурсов, экономический рост, а также несет огромную ответственность за их эффективное распределение.
Предметом работы выступает федеральный бюджет РФ.
Цель работы – провести комплексный анализ профицита бюджета РФ и его роли для обеспечения экономического роста страны.
Работа включает в себя три части. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты бюджета страны и экономического роста. Во второй главе анализируется динамика экономического роста РФ и профицита бюджета. Третья глава направлена на разработку мер по совершенствованию бюджетной политики страны.
Для раскрытия темы были использованы статистические данные Министерства финансов и Счетной Палаты РФ, портал государственной статистики.
1. Теоретические аспекты экономического роста и основы образования бюджетного профицита
1.1 Сущность и понятие бюджетного профицита
Профицит бюджета — это понятие предполагает превышение уровня доходов над расходами. Данное экономическое понятие подразумевает, что доходная составляющая часть бюджета в значительной мере превышает расходную часть [10, c.43]. Один из наиболее главных составляющих оформления Госплана прибыли и расходов – это сбалансированность бюджета. Если рассматривать экономические ситуации в их идеальном виде, то суммы затрат, а также прибыли должны быть равны между собой. Однако в реальности эти показатели очень редко бывают полностью одинаковыми. Именно из-за этого возникают два понятия такие как дефицит и профицит бюджета, эти понятия характеризуют собой сложившуюся экономическую ситуацию в деятельности государства, однако каждое из этих понятий можно рассматривать двояко, поскольку долги не всегда могут повлиять негативно на ситуацию в стране, а выгоды зачастую достигаются не самым лучшим путем. Именно поэтому самый лучший залог успеха – это полная сбалансированность. Но для того, чтобы хорошо понять, а также осмыслить всю общую картину экономического положения страны, нужно рассмотреть эти два понятия: дефицит бюджета, его расходы, доходы, а также профицит.
Рассмотрим более детально, что значит профицит бюджета.
Если рассмотреть само понятие бюджетной системы, то мы увидим, что это совокупность определенных частей и его составляющих. Если рассматривать бюджет страны, то стоит задуматься над тем, какие субъекты играют роль в его формировании, а также в его использовании. Самая маленькая единица в системе – это местное финансирование средств, которые уходят в этот бюджет, и используется только в одном городе, в районе или в посёлке. Кроме всего этого, консолидация бюджета в значительной степени отличается от этих показателей, которые дают отдельные субъекты. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета, с одной стороны экономика расцветала и средств хватало для того, чтобы покрыть долги. Однако с другой стороны показатели консолидированного бюджета говорили о дефиците. Поэтому такая ситуация оценивалась двояко, некоторые придерживались мнения, что профицит – это достижение, другие же считали, что это упущение со стороны правительства.
Расход – это общая сумма всех затрат, которые нужно осуществлять для того, чтобы получить определенные блага. Каждый из нас знаком с таким понятием. Однако, на государственном уровне масштаб расходов огромен, экономисты конечно со своей стороны проделывают всю необходимую работу для того, чтобы рассчитать все статьи возможных расходов и самым лучшим образом составить план и добиться сбалансированности, а также избежать вследствие этого дефицита или профицита бюджета.
Рассмотрим расходы страны. Затраты при этом можно разделить на следующие группы [15, c.45]:
- военные;
- экономические;
- социальные;
- внешнеполитические;
- управленческие;
- чрезвычайные затраты.
В наше время в таком современном и напряженном темпе деятельности государства, величина затрат опережает все разумные выгоды. Вся проблема в росте материальной прибыли государства скрывается в том, что основная часть уходит на налоговые сборы, 84% от общей величины федерального бюджета составляют как раз такие обязательные платежи со стороны граждан и юридических лиц, вся оставшаяся часть составляет прибыль от внешнеэкономической деятельности или собственности, которая остается в аренду.
Дефицит и профицит госбюджета целиком и полностью зависит от того, насколько своевременно поступают налоги, а также выплачена ли их полная сумма.
Профицит бюджета – это сэкономленные средства, и они направляются в основном для погашения государственных долгов. Однако при этом нельзя забывать о том, с помощью каких методов образовывается такой накопленный остаток. Если это является следствием того, что уменьшается отсутствие финансирования отдельных субъектов в экономике страны, то ничего хорошего в итоге это не принесет, ведь из-за этого начинает хромать отрасль, на которую было потрачено и вложено меньше денег, чем было необходимо. Однако если средства были направлены на все отрасли и использовались в нужном объеме и суммах, то тогда сэкономленная часть не принесет ущерба деятельности и в тоже время принесет дополнительную пользу, результатом этого будет положительное влияние на бюджет страны.
Показатели как самой экономической деятельности, так и административных подразделений может в значительной степени иметь существенное отличие. Например, на местном уровне средств может не хватать, и они могут образовать долги. Однако в тоже время на общегосударственном уровне дела могут обстоять совсем иначе и может даже сформироваться положительный остаток, при этом получается, что профицит бюджета еще ничего не говорит о безупречном состоянии, в котором находится экономика.